В Петербурге, если вы любознательный человек, довольно просто удовлетворить свою любую потребность, лишь бы она была, как говорится.
Однажды мне посчастливилось попасть на лекцию петербургского искусствоведа Веры Переятенец о серебре на антикварном рынке👍.
Лекция была потрясающей и некоторыми тезисами из этой лекции хотелось бы поделится с вами, нам же нужно все таки на одном языке разговаривать?
Итак, вот что сообщила нам эксперт.
Что можно рассказать об истории русского серебра?
Толчком к развитию русского ювелирного искусства послужило освоение месторождений Урала и Западной Сибири, именно тогда у России появились собственные месторождения, благодаря которым драгоценные металлы стали массово поставляться для нужд ювелиров.
В Допетровскую эпоху русские мастера обыгрывали национальные мотивы, национальный колорит присутствовал во всех предметах, но уровень исполнения был достаточно примитивным. Тем не менее, для коллекционеров эти предметы представляют наибольшую ценность и найти их на свободном рынке - невозможно..
☝️Мощным импульсом к развитию послужило массовое появление шведов в Петровскую эпоху, большая часть из них была пленными , которые осели на территории нашего государства и именно они принесли на российскую землю европейские традиции.
Тогда и появились дельфины и мифологические персонажи, которые обыгрывались в русском ювелирном искусстве и во 2 половине 19 века. Российское ювелирное дело на протяжении 18 века сопряжено с европейскими тенденциями и зачастую европейские изделия того времени выдаются за предметы русского происхождения.
☝️В начале 19 века широкое распространение получили предметы с чернением и позолотой. Это эффектное сочетание достигается путём нанесения на выгравированную поверхность химических составов, которые вступают в реакцию с серебром, создают эффект чернения , а потом полируются.
☝️На вторую половину 19 века приходится расцвет русского ювелирного дела, начинают работать всем известные имена, составляющие гордость русского ювелирного дела и вершину мастерства достигают поставщики императорского двора , такие как Сазиков, Фаберже, Морозов, Братья Грачевы..
Тогда, как и сейчас, в России все боролись за государственные заказы и наиболее значимые произведения изготавливались к событиям, связанным с императорским двором: коронация, рождение, свадьбы, подарки императорской семье или подарки от императорской семье многочисленным монархам и великим князьям. Все основные шедевры были приурочены именно к этим событиям .
✨Важно то, что патриотический подъём в эпоху Александра I послужил толчком к возрождению русского стиля в искусстве.
Появляются неорусские мотивы–плетение лыка, национальные орнаменты, избушки, фигурки простолюдинов, идеи для которых позаимствованы у производителей фарфора.
И следует отметить, что коллекционерами в первую очередь ценятся именно эти изделия с русским национальным колоритом. К примеру, коротенькая пословица или присказка увеличивает стоимость обычной солонки или Ложки в несколько раз. Также приобретают популярность старые формы посуды: ковши, братины..
Фаберже- основная звезда русского ювелирного дела, про него написано много, но, к сожалению, его имя затмило ряд выдающихся мастеров серебряного дела!
Например, первым поставщиком императорского двора был Иван Губкин, это имя мало кому известно, но его изделия достигали невероятного художественного уровня.
А первым ювелиром, изготавливающим именно 💎произведения искусства под заказ был Сазиков, его творения были талантливыми , по другому назвать их нельзя..
В конце 19 века фирму Сазикова приобрёл Хлебников, фирма которого работала как в Москве, так и в Петербурге. Фирма Хлебникова известна своей великолепной работой с эмалью.. Высочайших успехов достигли братья ГрачевЫ, Морозовы и Овчинниковы.
Кстати, в штате Фаберже и Морозова работали мастера, имеющие права ставить свои собственные клейма, и в тоже время у Морозова был свой торговый дом, он мог ставить своё клеймо на произведения других ювелиров, не производя их😉.
Но совершенно определенно, особое место занимает Фаберже и во многом, благодаря тому, что его фантазия невероятно расширила гамму изделий из серебра и драгоценных камней. Фаберже показал, что ювелирным изделием может быть все: от фоторамки, фигурок животных, до знаменитых пасхальных яиц.
Поскольку не являюсь практиком, не буду вдаваться в детали производства ювелирных изделий, но эта работа требует высочайшего мастерства и наверное по уровню декорирования эти изделия можно разделить по следующим категориям :
1️⃣самое простое- гравировка и резьба штихелем,
2️⃣более высоко ценится чернение с позолотой,
3️⃣работа с цветными эмалями ценится выше всего. Из эмалей наиболее высоко ценится :
4️⃣живописная эмаль,
5️⃣гильоширование ,
6️⃣самой редкой считается витражная эмаль..
7️⃣Помимо эмали также редко встречается живопись на серебре ☝️☝️😍.
Конечно, славу ювелирному русскому делу составили яйца Фаберже и подарки царской семье, но ➡️ русские мастера, даже в самых обычных ложках и солонках стремились показать своё мастерство и привнести в них национальный колорит, это удавалось им прекрасно и именно эти изделия сделали Русское серебро узнаваемым, любимым и ценимым..
Вот такую информацию рассказала в Инженерном замке чудесный специалист по антиквариату Вера Переятенец, и я надеюсь , вам эта информация тоже поможет структурировать свои представления о русском серебре , а также рекомендую к посещению лекторий Русского Музея, там всегда очень интересно.
Спасибо за внимание, буду рада, если подпишитесь на мой канал