Новая рубрика: справочник писателя.
Долгое время я собирал всякое, что может пригодиться в писательстве, а когда понял, что это нужно и другим – решил делиться. Увы, на некоторых площадках что-то сохранилась, что-то нет. Потому буду делиться в Дзене – с вами ☺.
Сегодня в рубрике – типичные приемы. Это такие, которые используются часто, кочуют из книги в книгу, из фильма в фильм. К ним нельзя применить оценку «хорошо / плохо».
Типичность в литературе – вполне нормальное явление. Все зависит от умения писателя использовать эти приемы по-своему, то есть типичный прием можно превратить в, прямо скажем, далеко не типичный эпизод. И все же иногда стоит заглянуть в справочник – есть ли прием в списке типичных.
ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ
«Ангелы и демоны»:
прием, когда вводятся любые потусторонние силы в произведение, проявляющиеся в разных образах, рассуждениях и т.д., влияющие на выборы героя.
«Вам тут не институт»:
конструкции, механизмы, техника и прочее даются без объяснений: космические корабли бороздят пространства непонятно каким образом, машина времени работает по неизвестному физическому закону, оружие стреляет неизвестно по какому принципу, аварии устраняются без объяснений поломки и т.д. – типично, но часто и не нужно ничего объяснять.
«Допрос и допрашивание»:
это делает сам герой или кто-то по отношению к нему. Типичный прием, который заставляет героя, персонажа высказать что-то важное или принять решение, которое в обычных условиях он бы не принял.
«Дорога»:
типичный прием-отбивка одного важного события от другого.
«За двумя зайцами»:
иначе «буриданов осел», прием, ставящий героя в ситуацию равноценных выборов, в результате чего герой делает что-то третье.
«Кнопка»:
типичный прием, в котором герой нажимает какие-то «кнопки», что приводит к улучшению или ухудшению ситуации. «Кнопками» может быть все, что угодно: от клавиш ноутбука до открывания запретных дверей. Суть в том, что герой может догадываться, но чаще сам не знает, к чему это приведет. Действует на интуиции.
«Кулибин»:
типичный прием, когда вводится персонаж, который изобретает нечто, помогающее решить проблему героя.
«Паспорт в штанах»:
прием введения различных документов: от древней записи до современного файла на компе, их нахождение, потеря, расшифровка, узнавание и т.д. – помогают в трудной ситуации или же создают ситуацию, ухудшающую положение.
«Переодевание»:
типичный прием, когда герой хочет казаться не тем, кто он есть. Или же хочет казаться лучше / хуже.
«Скамейка»:
прием, который позволяет создать паузу для размышлений героя. Герой приходит в то место, где хорошо думается: любимая скамейка в парке, утес, берег моря и т.д., своего рода «отбивочка».
«Слон в посудной лавке»:
прием, ставящий все с ног на голову, нарушающий привычный ход событий, вносящий хаос, чем двигает сюжет.
«Слухай сюды!»:
сотни раз высмеянный прием, когда герой или антигерой не уничтожают друг друга сразу (за редким исключением), монолог обязателен, надо же дать понять противнику – за что? И читателю напомнить.
«Смерть и возрождение»:
мгновенное или отложенное. Все думают, что персонаж погиб, но на самом деле он чудом остался жив. Стрела попала в спрятанный на груди медальон, оживили боги и пр.
«Спасение»:
типичный прием спасения из безвыходной ситуации интересен тогда, когда у читателя не остается никакой надежды на выход героя из ситуации, а писатель его придумывает.
«Танцуют все»:
персонаж танцует, и в танце проявляются его характер и отношение к партнеру. В индийском кино – обязательный прием-отбивка сцен. Понятно, что речь не только о танцах, он может петь, рисовать, лепить горшки и прочее. Главное, чтобы рядом был тот, кто это оценит.
«Три проводка»:
создающий напряжение прием, в котором соединение лишь двух правильных «проводков» приведет к нужному результату.
«Укрытие»:
часто у персонажа есть место, где он может укрыться, спрятаться и подумать о происходящем, а то и просто отсидеться в безопасности. Прием, в отличие от «скамейки» часто используется тогда, когда у героя проблемы с выживанием.
© Алексей Ладо
#словарики_писателя
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература