Найти в Дзене
Радио Нестер

Утекшая внутренняя презентация Фейсбука: Скандалы вокруг данных лишают сеть будущего - как он будет спасаться?

В октябре целый ряд СМИ с упоением смаковал утечку внутренних документов Facebook. Среди них оказалась 50-страничная презентация для топ-менеджмента компании, которая разбирала ситуацию с отношением поколения Z (10-20 летних) и популярных создателей контента этого возраста.

И это провал, Марк. Доля этой аудитории в Фейсбуке падает 10-15% в год, притом что общая аудитория по миру растёт. Из сети бегут в первую очередь молодые создатели контента, а за ними - их подписчики и фанаты. То есть Фейсбук "стареет", упускает молодёжь в другие приложения (прежде всего Youtube и Tiktok) и лишается будущего.

Среди главных причин, почему "Зеты" не хотят быть в ФБ, это имидж компании из-за утечек данных. И хотя по факту настоящих утечек толком и не было, но это стало мемом в поп-культуре благодаря истерике СМИ. Такова цена пиар-скандала. Факт засел в умах молодёжи. И главное - ей оказалось это важнее, чем взрослой аудитории - и теперь это определяет будущее компании, а Фейсбук ломает голову, что теперь делать. Для меня это очень яркий факт, показывающий цену privacy в долгосрочной перспективе.

Что Фейсбук собирается делать для спасения своего будущего?

- Наняли Ника Клегга, экс-вице премьера Великобритании для защиты имиджа по поводу данных и общения с политиками.

- Сервис собирается инвестировать миллиарды в контент для Facebook Watch. Будут запущены ряд шоу с лидерами мнений Generation Z (от 2.5 млн подписчиков) в которых они "будут делать смешные и странные вещи".

- Будет монетизация коротких видео для всех авторов контента

- Запущен сервис по имейл-рассылкам для авторов (конкурент Substack, популярного в США)

- И, конечно, Meta как попытка покорить аудитории новым продуктом. Правда, забавно в этом контексте выглядит то, что "Зеты" в приведённых в презентации интервью о причинах ухода говорят, что "Фейсбук - он для всего и ни для чего конкретно".

Цукерберга много критикуют, его успех многие считают незаслуженным. По-моему сейчас перед ним один из самых сложных менеджерских челленджей - не остаться со своим продуктом в прошлом. Удастся ли привлечь лидеров поколения Z со всеми возможностями ФБ это открытый вопрос и пока я бы на успех не стал ставить.

Самое важное в этой истории для меня - насколько молодежи оказалась важной история про данные. Для них это оказался не просто скандал, а именно повод не пользоваться сервисом. Всем, кто зарабатывает с помощью рекламы, персонализации и анализа данных стоит задуматься о рисках.