Кровавый конфликт в Испании, переросший в тридцатилетнюю войну.
Погибло более восьми миллионов человек, это повлияло на великие державы Европы и навсегда изменило историю континента. Тридцатилетняя война, кровавого конфликта, который вырвал у Испании ее гегемонию (Политическое, экономическое, военное превосходство, контроль одного государства над другим).
Четыре века назад, возвышенные кальвинисты выбросили из окна Пражского Града двух эмиссаров императора Священной Римской Империи Германа Фердинанда II.
Падение было с четвертого этажа, но защитникам посчастливилось приземлиться на кучу навоза, скопившегося в замковой яме. Хромая и помогая друг другу, они смогли убежать живым из Ланса (хорошо укреплённый город в Эно, современной Бельгии), чтобы сообщить о жестоком обращении своему господину.
Это событие стало причиной войны, которая продолжалась тридцать лет, опустошила Центральную Европу, в результате чего погибло восемь миллионов человек (две трети населения в некоторых регионах), затронула все великие державы того времени и навсегда изменила будущее Европы, особенно Испании, которая уступила Франции свое место первой державы.
Прага была столицей Богемии, королевства, принадлежащего Священной германской Римской Империи и, следовательно, подчиненного ее императору. Эта империя, охватывавшая всю Центральную Европу от Балтики до Нидерландов и от Дании до берегов Адриатики, состояла из мозаики более чем трехсот крошечных государств, подчинявшихся власти Габсбург-Лотарингского дома.
Священная германская Римская империя состояла из мозаики из более чем 300 государств.
Почему эмиссары императора заслужили столь суровый прием? Фердинанд II, воспитанный иезуитами, хотел навязать католическую религию в своих государствах, что нарушило соглашение, достигнутое в 1555 году между императором Карлом V и мятежными протестантскими принцами. В соответствии с Аугсбургским религиозным миром католические и протестантские княжества империи будут сбалансированы, и каждое государство примет религию своего принца.
После защиты посланников императора пражские повстанцы предложили Богемский престол Фридриху V, князю Пфальца и военачальнику протестантского Союза, который с радостью принял подарок.
- Это у нас есть, - сказал Фердинанд II и, вооружившись войсками, вторгся в Богемию, разгромил своего противника в битве на Белой горе и завоевал Прагу. Для этого он рассчитывал на помощь богемцев, принадлежащих к католической Лиге, и короля Испании, его родственника. Мы предупреждали, что австрийцы из Вены и из Испании составляли две ветви одной семьи. Филипп III, король Испании, внес в конфликт деньги и войска, завоевавшие Нижний Пфальц, до этого принадлежавший побежденному Фридриху V. Филипп III не то чтобы действовал щедро: у него были интересы в этом районе, потому что германские княжества граничили с его владениями Фландрии и Франкского графства.
Испания была вовлечена в войну, потому что германские княжества граничили с ее владениями Фландрии
Встревоженные протестантские князья призвали на помощь Кристиана IV Дании, пылкого лютеранина и соперника Фердинанда II по торговле Балтийским морем. Датчанин вторгся в имперские земли с армией в двадцать тысяч наемников, но был с треском разбит Валленштейном, умелым генералом на службе империи. Уверенный в своем положении, Фердинанд II наказал повстанцев, постановив вернуть Церкви все секуляризированное (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению) имущество во время предыдущих религиозных войн.
Протестантские князья призвали на помощь своего единоверца короля Швеции Густава II Адольфа, еще одного конкурента императора за Балтийскую торговлю.
Он был большим любителем военного искусства, которому больше нравилась стрельба, чем стрельба. Он располагал мощной армией, оснащенной новым оружием (винтовками с патронами и штыками), которое уже разгорелось в победоносной войне против поляков.
Стремительный Густав Адольф вторгся в имперские государства и овладел значительной частью их территории, доминируя над немецким течением Дуная и Одера.Воодушевленный своими успехами, хитрый кардинал Ришелье, руководивший судьбами Франции, пообещал ему ежегодное пособие при условии, что он обязуется держать армию в 36 000 человек как минимум на немецкой земле. Поскольку армии того времени состояли из недобросовестных наемников, это был способ убедиться, что Империя будет обескровлена населением. Какой интерес имела Франция? Окруженная испанскими позициями или союзниками Габсбургов, она чувствовала угрозу и не могла расширить свои владения.
Банды наемников, сдававшиеся в аренду той или иной стороне, соперничали в ожесточении. Обе стороны грабили, насиловали и перерезали горло. Шведы мучились от удовольствия, хорваты украшали шляпы с ампутированными ушами и носами. В Швабской Библии владелец записал «в 1647. Мы живем, как животные, поедая кору и траву. Никто и представить себе не мог, что мы придем в подобное состояние. Многие люди перестали верить в Бога"»
Обе стороны насиловали, грабили и перерезали горло. Шведы пытали ради удовольствия.
Король Швеции отработал свою тактику, победив Тилли-генерального эксперта Фердинанда II - в битве при Брейтенфельде (1631). Тилли, названный за его строгий характер "монах в доспехах", снова столкнулся со шведами в незначительной встрече и был убит пушечным ядром.
Густаво Адольфо казался непобедимым, но его чрезмерная склонность к адреналину подвела его. Когда он столкнулся с генералом Валленштейном в решающей битве при Лютцене (1632), он безрассудно столкнулся лицом к лицу со взводом императорских аркебузеров, которые стреляли из своего оружия и догнали короля. Он отступал в сопровождении своих рыцарей, когда еще один выстрел в спину сбил его с толку. Его зарезали, прежде чем лишить труп одежды, украшений.
Убитый шведский король, его войска потеряли заработанную землю перед вновь торжествующим Валленштейном. Настолько торжествующий, что Фердинанд II, питавший серьезные подозрения в его лояльности, опасался, что он захочет свергнуть его, и заставил его убить, заманив его на банкет (классическая смерть стольких военачальников).
Казалось, измученные соперники собираются подписать мир, но Франция, недовольная результатами, посчитала, что пришло время непосредственно вмешаться в войну, когда враг уже ослаблен.
В 1635 году Франция объявила войну Испании, а три года спустя договорилась со Швецией о совместном нападении на империю и испанских австрийцев.
Когда католическая Франция поддержала протестантов, стало ясно, что это не война религии.
Такая католическая страна, как Франция, встала на сторону протестантов. То, что началось как война религии, превратилось в борьбу за гегемонию Европы.
Сначала война была благоприятной для Испании, чьи войска вторглись в Шампань и Бургундию и угрожали Парижу (1636), но затем война изменилась, и французам удалось захватить стратегическую Форт-Пласа-де-Аррас (1640), оставив испанские владения Фландрии открытыми.
К беспорядкам, вызванным испанскими войсками, пересекавшими Каталонию через границу, добавилось народное восстание Барселоны, известное как "корпус крови" (7 июня 1640 года). Каталонские повстанцы провозгласили себя республикой (16 января 1641 года) и призвали на помощь Людовика XIII Франции (которого они назначили графом Барселонским Людовиком I). Французские войска обосновались в Каталонии под аплодисменты повстанцев.
Через несколько месяцев после того, как каталонское восстание вспыхнуло в Португалии, которая была присоединена к Испании со времен Филиппа II. Португальцы, также при поддержке Франции, обрели независимость.
Война оставалась неблагоприятной для испанских войск, пока не завершилась поражением в битве при Рокруа (1643), битвой, которая сигнализирует о упадке до тех пор непобедимых испанских третей.
Война продолжалась до тех пор, пока высшие французские армии не вторглись в империю и не достигли окрестностей Вены. В этих обстоятельствах новый император Фердинанд III бросил полотенце и попросил мира.
Война в мученической Германии закончилась, но еще Испания и Франция сражались в течение нескольких лет, достаточно долго, чтобы каталонцы убедились, что французские войска, отправившиеся их освобождать, были даже более жестокими, чем кастильские.
Тридцатилетняя война была заключена двумя договорами: Вестфальским (1648), который повлиял на империю; и Пиренейским миром (1658), который сделал то же самое с Испанией.
Весфальский договор признавал суверенитет князей в имперских государствах и гарантировал им беспрепятственную религиозную свободу. Кроме того, Франция получала приграничные территории Эльзаса и Лотарингии. Император Священной империи терял политическое влияние и оставался лишь символической ценностью до упразднения империи Наполеоном в 1806 году.
За мир Пиренеев Испания признала независимость объединенных провинций (Нидерландов), вернула Артуа Франции и передала ему каталонские провинции Руссильон и верхняя Серданья.