Найти тему
Интересная фантастика

Русское фэнтези # 4. Обзор нескольких книг разных авторов (2013 и 2021 годов)

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю типичный для моего канала обзор нескольких фантастических произведений, объединенных той или иной фантастической тематикой. В данной статье речь пойдет об отечественном фэнтези последних лет. Давно не делал таких подборок.

Ник Перумов «Когда мир изменился» (2021)

Данный роман Ника Перумова повествует о приключениях одного из самых колоритных персонажей автора, некроманта по имени Неясыть (он же Гога, он же Кэр Лаэда, Разрушитель и т.д.). Да, друзья. Перумов оживил Фесса. Правильно он сделал или нет, ведь история казалась законченной на сто процентов, я вам доложить не могу, тут уж каждый сам сделает вывод, прочитав роман.

Обо всем по порядку. Самым значимым фэнтезийным циклом Ника Перумова являются «Миры Упорядоченного». Произведения цикла объединяет наличие единого мира – Вселенной, в которой существуют мириады миров самой разной формы и с самыми разными «физическими» законами. Есть миры магические. Есть те, что существуют без магии (например, Терра). Есть миры плоские и классические «шаровидные». Миры обычные и закрытые, попасть в которые могут только боги или самые сильные и талантливые из магов.

К мирам следует добавить и большое количество рас, расселившихся по Упорядоченному: эльфы, гномы, люди, орки – только самые известные из них. Существует большое количество высших сил: богов и странных сущностей, борющихся за влияние в Упорядоченном. Все это происходило на протяжении многих эпох. Перумов снабдил Упорядоченное легендариумом - последовательностью событий на протяжении столетий и тысячелетий. На этот легендариум нанизаны сюжеты отдельных произведений. В общем, все это требует отдельного обстоятельного обзора.

Нам тут интересна часть цикла Упорядоченного, называемая "Летописи Разлома". Ее стержневым событием стало новое появление в мире Мельин мощных артефактов – Алмазного и Деревянного мечей, за обладание которыми схватились божественные сущности и им подобные создания. Молодой маг Кэр Лаэда стал хранителем артефактов и спас Мельин и Эвиал, а также и все остальное Упорядоченное от катастрофы. За это он заплатил своей жизнью.

Изображение для заставки. Можно представить, что это одна из башен Империи Клешней.  Источник изображения: https://lookw.ru/8/815/1476171922-107.png
Изображение для заставки. Можно представить, что это одна из башен Империи Клешней. Источник изображения: https://lookw.ru/8/815/1476171922-107.png

И вот, Фесс ожил. Ожил в мире, который, казалось бы, походил на многие другие миры Упорядоченного. Здесь живут люди и гномы, а также другие расы, характерные для Упорядоченного. Здесь также, как и в Эвиале, разупокаиваются умершие, и у некроманта Неясыть (Фесса), снова появляется работа.

Фесс помнит все, что случилось с ним. Все те глобальные события, приведшие его в этот странный мир, из которого почему-то нет выхода. Он не может нащупать следов Межреальности (межмирового пространства). Это не похоже даже на закрытый мир Мельина, где было понятно, что выход из него сильно затруднен, но Межреальность есть. Здесь, все иначе. Как-будто никаких других миров в принципе не существует.

Фесс не может понять и разобраться с данным парадоксом. Сколько прошло времени в Упорядоченном, - дни, месяцы или годы? Как далеко оно находится от этого места? Нет никаких предположений. Нет их не только у Фесса, но и у его спутницы - драконицы Аэсоннэ. «Доча» тоже возродилась с Фессом.

Остается одно, ходить от селения к селению, от владений одного феодального владетеля к домену другого. И выполнять свою работу. Делать то, чему учил Фесса дуотт Даэнур, искусству некроманта. Хотя рано или поздно, загадки этого мира сами найдут Фесса и его спутников. Иначе и быть не может. Далее писать о сюжете не буду. Прочтите сами.

Ощущения от книги смешанные. Она написана совсем в другом ракурсе, с иной эмоциональной отдачей, чем в цикле о мечах, войне и странствиях мага. Фесс тут несколько другой. Перед написанием этих строк, я специально почитал отзывы читателей на книгу о возрожденном Фессе. Негатива много, хотя и позитивные откликов не меньше. Мол, что это за Фесс – какая–то функция, сплошные пируэты с заклинаниями магии и холодным оружием, всякие личи, варлоки и т.п. Отдельные комментаторы умудрились даже обвинить Н. Перумова в отсутствии прописанных персонажей книги. Мол, нет в них достоверности, какие-то они односложные.

У каждого свое мнение по поводу тех или иных прочитанных произведений. Как и их оценка. Но я не совсем понял критики. Кто-то ждал от Ника Перумова историю в духе «Игры престолов»? Со сложными характерами и мотивацией? На каком основании? У Перумова другие изюминки. Что касается некоторой схожести романа с квестом, так и раньше такое было. Например, в романах о Фессе: «Рождение мага» и «Странствие мага».

Фесс пережил очень много. Что ему остается, попадая в иной мир после таких передряг? Делать то, что он умеет. Он и делает, занимается некромантией, помогает людям, а Перумов описывает это дело. Роман только вводит читателя в мир новой истории о Фессе. Для первой книги нового цикла написано вполне неплохо.

Музыкальная пауза. Как будто о Фессе. Баллады Павла Пламенева и фантастика - поразительно совместимые вещи.

Помня былое, читатели ждут от автора с первых строк нечто необыкновенное, превосходящее по уровню все, что пишется сейчас. Перумов выдает крепкий, но стандартный для современного фэнтези роман. Делает он это добротно. Автору удается выдернуть своего Фесса из парадигмы противостояния глобальным сущностям и поместить в новую реальность. Как и должно быть в таких условиях. Все правильно. Произошла перезагрузка. Нужно было возрождать Кэр Лаэду или нет, другой вопрос, но как сделал это Перумов, мне понравилось. Теперь ему придется уже в продолжении показывать, удачен ли был замах на перезагрузку героя.

Почитатели творчества фантаста не принимают в расчет одно обстоятельство. На мой взгляд, фэнтези Перумова не сильно поменялось. Просто стали старше его читатели, прочли уйму других книг. Но воспоминания об Упорядоченном у них оттуда, из пятнадцатилетней давности, когда книги были чем-то новым, необычным. С тех пор и наши авторы написали немало, и лучших образцов переводной фэнтези вышло тоже достаточно. Потому такая реакция (не у всех конечно). Но роман "Когда мир изменился" совсем неплох. Может перечитывать его я и не буду, но прочел книгу с удовольствием, бросить не хотелось. Продолжение тоже почитаю. Что еще надо от фэнтези?!

Источник изображения: https://www.pinterest.ru/pin/838443655618270791/
Источник изображения: https://www.pinterest.ru/pin/838443655618270791/

Елена Лобанова «Предел» (2013)

Не получилось у меня найти точный год появления этой книги на сайтах самиздата (в печатном варианте она не издавалась). Если ошибаюсь по поводу года издания и формата подачи произведения читателю, заранее прошу прощения у автора.

Информации о творчестве Елены Лобановой в сети немного. Ее перу принадлежит фэнтезийная трилогия «Предел», про первую книгу которой, я буду писать ниже и нескольких других произведений. Насколько понял, Елена Лобанова, на протяжении последних пяти лет, не публикуется.

Итак, роман «Предел» относится к жанру легкого фэнтези, на стыке ромфанта (романтической фантастики) и юмористической фантастики, вернее фэнтези. Захотелось мне разнообразить свои подборки чем-нибудь таким, полегче. При прочтении первых строк становится понятно, что мрачности, баталий, сражений, драмы и т.п. вещей тут не будет.

Но автор не дает повествованию сползти в анекдот или розовые романтические «лямуры». Поскольку я читаю в основном мужскую фантастику, для меня это явилось скорее плюсом. Таким образом, логичнее охарактеризовать книгу, как фэнтезийный роман, с элементами ромфанта и юмористической фантастики.

Не нашел  нормальной обложки романа "Предел". Пусть будет темный эльф. Источник изображения: https://www.pinterest.ru/pin/515943701037718944/
Не нашел нормальной обложки романа "Предел". Пусть будет темный эльф. Источник изображения: https://www.pinterest.ru/pin/515943701037718944/

Немного о сюжете. Светлый эльф Нэрнис Ар Арвиль прибывает в человеческий город Малерна, чтобы набраться опыта в странствиях по иноземным городам и весям (эльф достаточно молод, для своей расы, конечно), ну и посмотреть на знаменитый Предел, который является то ли магическим барьером, то ли порталом неизвестно куда (никто не проверял). Появилось это явление природы внезапно, разделив почти весь обитаемый континент мира на две половины. Малерна – одно из немногих мест, где можно попасть из одной изолированной части континента в другую.

Но набираться опыта молодому светлому эльфу придется уже вне города. Хозяйка гостиницы захотела уморить остроухого с целью наживы. Нэрнис обманывает преступницу с помощью своего темного сородича по эльфийской расе Даэроса Ар Ктэля и молодой горничной Пелли. Из города Малерны всем троим пришлось бежать, а по дороге, к ним присоединилась воительница Вайола, вороватый мальчик Расти и несколько других персонажей.

Начавшееся довольно бодро повествование, в середине начнет немного провисать, но во второй половине романа станет опять интересно. Книга написана в таком стиле, что нет в ней каких-то искрометных шуток, от которых тянет на хохот. Однако автор ведет сюжет с мягким юмором и иронией. Читать роман легко и вполне себе интересно. Ну может мне так показалось, потому что я вообще мало такого фэнтези читаю. Вернее вообще не читаю, а тут что-то свежее. Возможно и так. Но я не пожалел о прочтении, о чем докладываю тут вам.

На этом у меня на сегодня все. Читайте фантастику и фэнтези.

Обзоры по теме: Мир Эвиала Ника Перумова

Подписывайтесь на "Интересную фантастику" Вконтакте https://vk.com/infantastika - уведомления о выходе новых статей данного канала и другие посты про интересную фантастику.