Найти тему

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая (сенсорная) афазия. Восстановление фонематического слуха

Тема: Восстановление фонематического слуха

Цели:

1. Познакомить с упражнениями для восстановления фонематического слуха.

1. Самые простые упражнения — это подражания или иммитации. Подражать нужно звукам природы, стремясь повторить их. Например, как жужжит комар, как гремит гром, как рычит тигр, как дует ветер.

2. Распознавание бытового шума. В этом упражнении следует слушать окружающие предметы.

Издающие разные звуки, (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц. За ширмой выполняются разнообразные действия с предметами (резка бумаги, стук молотка, шурчание воду и т.д.), Больной узнаёт– что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом — звукоподражанием. Можно порекомендовать послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

3.Упражнение «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры». Это упражнение развивает неречевое звукоразличение. Для его проведения потребуются наполненные горохом, крупой, песком, кнопками, скрепками, пуговицами, мелкими камешками коробочки или киндеры. Набор одинаково наполненных киндеров есть у больного и у логопеда. Больному предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами. Больной прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Занятие продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

4. Упражнение «Где позвонили?»

Цель - определить направления звука. Для упражнения понадобятся будильник или колокольчик

Вариант 1: Больной выходит из комнаты. В это время в комнате прячется будильник, который громко тикает. Больной возвращается и ищет его.

Вариант 2: Больной закрывает глаза, логопед встаёт в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Больной должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

5.Упражнение «Поищи!»

Цель - определить по звуку место игрушки. Для упражнения потребуются погремушка или бубен. Все действия происходят у больного за спиной. Логопед прячет игрушку и предлагает найти её, ориентируюсь на силу удара. При приближении к месту схоронения, бубен бьёт громче, при удалении — тише.

6.Упражнение «Грустный гномик»

Картинка с грустным гономиком.

Больному предлагается прослушать ряд фраз, если услышат неправильное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

Например: В небе взошло солнце. Она осветило пол и луга. Распустился под окном белоснежная вишня. Ей белые цветы украшают наш двор. Во дворе живёт большая пёс. Он хоть и большой, но добрый.

7.Упражнение «Ритмическое эхо»

Упражнение развивает чувство ритма.

Логопед предлагает сыграть в ритмическое это. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т.е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам. Например: мама, каша, машина, сувенир, телевизор. Наша мама варит кашу. Я люблю свои игрушки. Уронили мишку на пол.

8. Ловим звуки.

Нужно хлопнуть в ладоши, услышав звук Ш в ряду других звуков: ш-ч-ж-щ-с-ш-з-ш-ц-ш

9. Ловим звуки с усложнением.

В этом упражнении человеку предлагается хлопнуть в ладоши, если в слове прозвучит звук «ш». Проговариваем слова: сани, снег, шаг, марш, Марс, рис, шампур, гусь, пурпур, шпага, шпагат.

Сначала слова с «Ш» можно разбавлять любыми словами, потом следует подбирать слова со звуками, близкими по звучанию. Например: ш-з-ц, с-ш-ж. Марш-снег-сцена; снежок-штаны-жар.

10. Анализ звучания слов с ш-ж в сильной позиции. Можно предложить слова на карточках и из двух или более карточек выбрать ту, в которой есть звук «ш». Например: шар-жар, шишка-жидкий, жарко-шарик. Такую работу нужно проводить со всем рядом парных по звонкости-глухости согласных. Например: Зина-Сима, снежок-звонок. Веер-фейрверк, варенье-фанера.

11.Это упражнение на сравнение звуков.

В нём нужно топнуть ногой, услышав звук ш, и хлопнуть в ладоши, услышав звук с. Предлагаем ряд звуков: с-ш-с-с-ш-ж-с-з-з-с-ш-ш-ж.

13.Поймай слог.

Нужно хлопнуть в ладоши, услышав слог ша. Слог выбирается из цепочки слогов: ша-шу-шо-ши-ша-ша-ше-аш- уш-ша-иш.

14. Поймай слог с усложнением.

Шутки, сутки, шутки, дудки, шапки, шутки, салки, санки, шутки, мушки, мошки, шутки.

15. Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель - учить различать звуки. Для упражнения потребуются предметные картинки.

У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-сь-сь-сь (мягко).

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

Например: Как гудит шмель? (з-з-з). А как гудит комарик ? (зь-зь-зь).

Как воет сильный ветер? (В-В-В). А как свистит сквозняк под дверью? (ВЬ-ВЬ-ВЬ)

На этом урок закончим. Освойте эти 15 упражнений. На следующем уроке я представлю вашему вниманию другие.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YXsNLPMLzWa2pcZX

Следующий урок: https://dzen.ru/a/YZqOEgXSPV0KZs7O

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=66163f63f18eec5c86ae03f9

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.