Безусловно, для многих людей образ последней русской императрицы, да и всей семьи Романовых овеян ореолом святости. Однако при жизни супруга Николая Второго была женщиной земной. Со своими достоинствами и недостатками. Мало того, современники считали Александру Федоровну немного странной. И эти причуды в ее поведении нашли отражение не только в манере общения государыни с другими людьми.
Весь облик императрицы, ее наряды, прически, украшения были подчинены особым правилам ее жизни. Во многом они были обусловлены детством и юностью немецкой принцессы. Обстановкой сдержанности, железной дисциплины и спартанскими условиями жизни.
Начну, пожалуй, с того, что принцесса Аликс, как называл ее будущий супруг, приехала в Россию без гроша за душой. Эта юная, скромная, тоненькая девушка была совершенно бедна. И все ее приданое равнялось трем простеньким платьям, которые невеста сшила сама, и нескольким поддельным драгоценностям. Вернее сказать, бижутерии с камнями, сыгравшими роль самоцветов и бриллиантов. В домашней обстановке и в закрытом семейном кругу Александра Федоровна всю жизнь одевалась очень скоромно. И того же требовала от дочерей.
Такие строгие привычки, удивляющие многих, стали неким шлейфом, что тянулся из прошлого немецкой принцессы. Девочки, которая не знала богатства, роскоши, да и вообще, материального достатка. Печально, но с шести ее лет Аликс росла без материнской любви. А воспитанием принцессы лично занялась ее бабушка, женщина своеобразная – та самая, знаменитая королева Виктория. Правление которой стали именовать эпохой настоящего мещанства и строгих, пуританских взглядов. Мрачные платья из недорогой ткани, странные украшения (вместо драгоценных камней, к примеру, жуки или прочие насекомые), молчание и скромность, - представьте себе обстановку того времени.
Конечно, Аликс обожала бабушку и считала ее матерью. Хотя внешне была очень сдержанна. И вот, ее родственница отошла в мир иной: Александра Федоровна едва не лишилась чувств и горько рыдала во время церковной службы, когда поминали ее любимую бабушку. Что и говорить, весь российский двор был в состоянии шока. Внешне невозмутимая, всегда спокойная, как бы надменная аристократка убивалась на глазах у всех.
Аликс не смеялась над многими шутками, не признавала критики по отношению к себе. Да и вовсе, считала собственные поступки идеальными. Ну а в быту отличалась типичной немецкой занудностью. Если с утра императрица выбирала платье на выход, фрейлина никак не могла угодить ей при выборе украшений. Свой выбор царица продумывала до мелочей. Ее духи, туфли, веер и сверкающие парюры должны были быть просто идеальны. Конечно, если предстоял ужин или особое событие, торжество.
Наверняка, вы подметили, что на всех портретах и фотографиях жена Николая Второго ни то чтобы грустна, но как-то сдержанна или не в духе. Крайне редко можно увидеть улыбку на ее устах. Все дело в том, что царица была женщиной крайне застенчивой. Строгое пуританское воспитание наложило отпечаток на ее характер. При виде людей и общаясь с ними, царица нередко ужасно краснела, ее руки дрожали. Она не всегда могла подобрать нужные слова. И только присутствие мужа, которого она искренне любила, вселяло в нее хоть какую-то уверенность в себе.
Кстати, бабушка, королева Виктория, планировала для нее совсем иную судьбу. И мечтала выдать внучку замуж за наследника английского престола. Так, Аликс чуть не стала невестой будущего правителя Георга Пятого, который, между прочим, не собирался одаривать девушку такими роскошными украшениями, как будущий Николай Второй.
В общем, принцесса проявила всю силу волю, на какую была способна, и воспротивилась навязанной помолвке. Зато она влюбилась в наследника российского престола. И он ответил немке такими же теплыми чувствами. Виктория не любила все, что было связано с Россией.
И даже считала (как прозорливо!), что в браке с Николаем Романовым Виктории Алисе грозит настоящая опасность. Несмотря на трепетную привязанность, Аликс приняла предложение руки и сердца только со второй попытки. Она металась, нервничала, сомневалась. А когда стала женой царя, не сделала ни одной попытки, чтобы понравиться русскому народу.
Впрочем, со знатью Александра Федоровна вела себя тоже отнюдь не радушно. Так, устраивая бал, она долго вычеркивала из списка приглашенных тех, кто был ей не угоден. Выискивала недостатки и в итоге, могла вычеркнуть всех до единого. Когда бал был в разгаре, царица не терпела, чтобы кто-то из дам выглядел нескромно, богато, пестрел драгоценностями более дорогими, чем у нее. Государыня строго отчитывала выскочек за глубокие декольте, изумрудные парюры и многоуровневые жемчужные ожерелья.
Да, на момент помолвки будущая царица была бедна, как церковная мышь. И вот, Николай Романов осыпал невесту шикарными драгоценными подарками.
Бриллиантовые серьги и сказочное колье; ожерелье из розовых жемчужин и перстень из такого же жемчуга; брошь с дорогими сапфирами и бриллиантовой россыпью, изумрудный браслет и подарок от свекрови – жемчужное ожерелье длиной в два метра невиданной красоты. Конечно же, Аликс была безумно счастлива. Но внешне не особо показывала своих чувств. По-прежнему оставаясь странной не только для простого народа, но, порою, и для собственного мужа.