Есть на карте стальных магистралей России такое необычное место как Якутия. Железная дорога вроде бы как и РЖД государственная, но правит бал здесь другая кампания - ЖДЯ - железные дороги Якутии. Из-за этого мы имеем ряд уникальных особенностей, которые ярко выделяют их полигон среди прочих.
Одна из них - подвижной состав. Данная статья о переделках наших тепловозов на американский манер, а также о начале эксплуатации настоящих локомотивов из США!
В начале осени мы оказались на самой дальней на данный момент станции Якутских железных дорог - Нижний Бестях, совсем недавно введённой в эксплуатацию. На что сразу обращаешь внимание очутившись на полигоне ЖДЯ? Конечно оригинальный корпоративный стиль. В отличие от РЖД-шного он исполнен в красивых цветах и приятен глазу.
Вот к единственному здесь пассажирскому поезду, Нижний Бестях - Тында, подцепили локомотив. Издалека кажется, что это типичный советский (украинский) тепловоз серии 2ТЭ10\3ТЭ116 и т.п. Но при ближайшем рассмотрении видно, что он претерпел значительные внешние трансформации, да и табличка с наименованием 2ТЭ10МПGE намекает на что-то эксклюзивное.
Действительно, мы имеем дело с глубокой модернизацией старых луганских (ворошиловоградских) тепловозов.
Принципиальное отличие обновленной версии - силовая установка производства американской компании General Electric и большой набор вспомогательного оборудования, например, микропроцессорная система контроля различных параметров.
Обыватель может не знать, что тепловоз - это грубо говоря передвижная электростанция. Электричество вырабатывается дизельными генераторами и подаётся на тяговые электродвигатели, которые в свою очередь и приводят в движение машину. Так что всё логично.
По сути от старого локомотива остались только рама и тележки, так как снаружи он выглядит тоже нестандартно. Вместо "вагонного" локомотив стал "капотным".
Какие это даёт преимущества?
Теперь большой двухсекционный тепловоз можно при желании расцепить и каждую секцию без дополнительных сложностей эксплуатировать отдельно, так как у локомотивной бригады появился, хоть и с натяжкой, но круговой обзор.
Это значит, что магистральный тепловоз может без труда заменить маневровый, вдобавок с небольшими грузами, например пассажирскими поездами, не надо гонять две половинки, как было раньше. Что мы и видим на фото.
Практически все магистральные тепловозы ЖДЯ подверглись модернизации.
Пожалуй, единственный минус, что при якутских морозах данная конструкция может доставить железнодорожникам повышенный дискомфорт.
Какие ещё "плюсы" у модернизированных машин? По сравнению с отечественными локомотивами, переделка получилась гораздо надёжней, требует меньше эксплуатационных затрат. А это и экономия топлива и других технологических жидкостей, существенное сокращение простоев на ремонт и обслуживание.
В депо Алдан, главном их гнезде, сообщили, что силовая установка проста в обслуживании. Локомотивные бригады отмечают, что кабина здесь более просторная и удобная, датчики и электроника выводят информацию о состоянии узлов на дисплей.
Это не мимолётные впечатления. Локомотивы эксплуатируются на якутской магистрали 10 лет и уже стали символом ЖДЯ, более того недавно они "просочились" на дальневосточный полигон РЖД, где также получили позитивную оценку.
Кстати, переделки почему-то носят разные наименования, встречаются например 2ТЭ10МП, МД, ВК и т.д. Не знаю с чем это связано, но лучше бы их для простоты переименовать их в ТЯ-1, например :)
Кроме того, зимой поступила информация, что в Якутию пригнали два настоящих американских тепловоза прямиком с заводского конвейера в Чикаго! Американская школа машиностроения так понравилась якутским железнодорожникам, что они готовы начать покупать новые локомотивы прямиком из Штатов. Во всю идёт опытная эксплуатация в результате которой будет принято окончательное решение.
В поисках этих единиц я обошёл всё немаленькое депо Алдан, но так их и не обнаружил. Работники сказали, что они сейчас где-то "на перегоне". Надеюсь не обманули, подумав, что я шпион из РЖД :)
Но вот в сети несколько изображений появилось. Оригинальное обозначение локомотива SD70ACe, а наши назвали его 2ТЭ3250. Это первое за последние как минимум пол века появление железнодорожного американца в России!
Локомотив интересный. Уже сразу стилизован под ЖДЯ. В будущем строить что-то подобное планируют уже на базе депо Алдан.
Почему именно Американские?
США - величайшая железнодорожная держава и с этим сложно поспорить. Железных дорог в США вдвое больше, чем в России при вдвое меньшей территории государства. Там правильно сделали, что отказались от электрификации, взвесив все "за" и "против". Уже электрифицированные линии были деэлектрифицированы. Почти 100% локомотивов в США - тепловозы. Их однозначно умеют делать, что наглядно показала более чем 10-летняя эпопея с эксплуатацией силовых установок General Electric. У ЖДЯ есть с чем сравнивать.
А насчёт отечественных современных тепловозов хорошо говорит тот факт, что локомотивные бригады на БАМе предпочитают старые советские новым российским. Да и официальные источники РЖД не раз высказывались по поводу.
Конечно это ни на что не претендующий взгляд со стороны, но я считаю, что якуты молодцы, делают уникальную тему, а если наши не могут предложить ничего достойнее для этих суровых краёв, надо подстегнуть их такими методами.
При всей своей любви к родному, я хочу видеть американские локомотивы на ЖДЯ, как минимум это интересно. И конечно хотелось бы, чтобы на российских заводах также делали что-то конкурентоспособное. А вы что думаете на сей счёт?
Про молодую и неизвестную железнодорожную Якутию ещё будут публикации. До связи. Рубрикатор железнодорожье:
Смотрите также: