Молодой балерине Эмме Ливри (при рождении Жанна-Эмма Эмаро) было всего 16, когда её взяли в труппу Парижской оперы. Изящная и элегантная девушка была ярким завершение эпохи романтического балета и обучалась искусству танца у первой великой балерины этого жанра, Мари Тильоне.
Эмма родилась в Париже 24 сентября 1841 года и была дочерью Селестин Эмаро (настоящее имя Маргарита-Аделаида Эмаро), которая сама какое-то время выступала на сцене Парижской оперы, и барона Шарля де Шассирон. Шарль не спешил узаконить свои отношения с любовницей, так что Эмма, рожденная вне брака, оказалась в центре скандальных стишков, пущенных недоброжелателями по всему Парижу:
Как может такая тощая крыска
Быть дочерью такой круглой кошки?
Хоть многие и отмечали её чрезмерно худощавое телосложение и неблагородную внешность (особенно критиковали её слишком большой рот), это никак не помешало профессиональному успеху Эммы - сначала она обучалась у мадам Доминик, а затем посещала школу при Парижской опере, чему поспособствовал новый ухажёр матери виконт Фердинанд де Монгийон. Ей было всего 16, а она уже блистала на сцене в главной роли в балете "Сильфида".
Первая исполнительница этой роли Мари Тильоне сразу приметила девушку и взяла её под своё крыло. Возможно, юная Эмма чем-то напоминала Мари саму себя в молодости - прославленная балерина даже специально осталась в Париже, чтобы обучать свою протеже. Она поставила новый балет под название "Бабочка" c главной партией специально для Эммы.
Это был успех! Скульптор Жан-Огюст Барре, вдохновленный юной танцовщицей, изготовил две фигурки Эммы - в бронзе и бисквитном фарфоре. Критики писали, что она такая неземная и прозрачная, сравнивали балерину с перышком или снежинкой. Карьера Эммы обещала быть яркой. И, увы, такой она и была - в прямом и переносном смысле.
15 ноября 1862 года во время репетиции оперы "Мует де Портичи" Эмма слишком близко подошла к газовой лампе. Её марлевая пачка вспыхнула как факел, и испуганная девушка начала в панике метаться по сцене. Огонь удалось потушить, однако Эмма, опасаясь оказаться голой на людях, начала стыдливо прижимать обрывки своего костюма к обожжённому телу. Мари Тильоне, не понимая всю тяжесть ситуации, намазала тело девушки жиром то ли смывая театральный грим, то ли надеясь, что это поможет унять боль.
Эти действия привели к печальным последствиям. Ожоги покрывали большую часть тела балерины и, хоть и были неглубокими, причиняли девушке немыслимые страдания. Неповрежденными были лишь голова и верхняя часть тела, в то время как живот, ноги и бедра были полностью в ожогах. Врачи посоветовали Эмме покинуть пыльный и грязный Париж, чтобы не занести в открытые раны инфекцию, что она и сделала. Мать Эммы арендовала замок Вилье в Нейи-сюр-Сен, однако по дороге туда раны снова открылись и началось заражение крови. Юная балерина скончалась через 8 месяцев после трагедии, унося с собой в могилу яркую эпоху романтического балета.
Страшной трагедии можно было бы избежать. В то время пачки балерин опрыскивали специальным негорючим раствором, который, однако, превращал воздушные белые платья в нечто желтоватое, жесткое и малопривлекательное. Многие танцовщицы осознанно подвергали себя риску и отказывались обрабатывать свои пачки, лишь бы не выступать в некрасивых костюмах. Даже после трагедии Эмма говорила:
Да, они безопаснее, как вы и говорите... Но если я когда-либо вернусь на сцену, то всё равно не буду их носить. Они уродливы.
Спасибо, что были с нами! Нашли ошибку в тексте? Напишите нам! Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии - вам несложно, а нам приятно!