Найти в Дзене

Артемизия Джентилески: "Я покажу Вашей светлости, на что способна женщина".

Итальянскую художницу Артемизию Джентилески иногда называют первой феминисткой в истории, хоть сам термин "феминизм" появился гораздо позже. Её жизнь была полна боли, унижения и одиночества, но невзгоды не смогли сломить её свободолюбивый дух и страсть к искусству.

"Автопортрет в образе аллегории живописи", Артемизия Джентилески, 1638–1639 годы. Картина хранится в Британской королевской коллекции, Великобритания.
"Автопортрет в образе аллегории живописи", Артемизия Джентилески, 1638–1639 годы. Картина хранится в Британской королевской коллекции, Великобритания.

Артемизия родилась 8 июля 1593 года в Риме в семье художника Орацио Джентилески и Пруденции Оттавиано Монтони и была самым старшим ребенком в семье. Орацио был известен своим "сложным, высокомерным и мстительным" характером. С домочадцами Орацио также был строг и иногда даже деспотичен.

Когда девочке было всего 13 лет, её мать умерла. Вероятно, именно в это время юная Артемизия начала проводить всё больше времени в мастерской отца. Орацио был против увлечения дочери и даже попытался отправить её в монастырь, но в конечном счете взялся обучать Артемизию искусству живописца. Всего за три года обучения девушка, словно губка, впитала все знания, которые только мог дать ей отец. В 1612 году Орацио писал, что за столь короткое время она достигла того, что многие мастера этой профессии не могут достичь до сих пор.

"Юдифь и её служанка", Артемизия Джентилески, около 1615 года. Картина хранится в коллекции дворца Питти, Флоренция.
"Юдифь и её служанка", Артемизия Джентилески, около 1615 года. Картина хранится в коллекции дворца Питти, Флоренция.

Орацио очень гордился талантом дочери, поэтому решил передать Артемизию на попечительство другого мастера, Агостино Тасси, который должен был привить девушке чувство перспективы. Однако вместо этого ему удалось привить юной ученице лишь чувство страха и ненависти к мужчинам. Всё дело в том, что Агостино был, мягко говоря, недостойным человеком – авантюристом и мошенником со злобным и даже кровожадным характером. Говорят, он был уличен в связи со своей свояченицей (что считалось кровосмесительством), а позже пытался застрелить другую беременную любовницу. Несмотря на его темное прошлое, Орацио уважал Тасси, ведь тот был действительно талантливым художником.

 "Автопортрет в образе лютниста", Артемизия Джентилески, 1615–1617 годы. Картина хранится в коллекции  Художественного музея Уодсворта Атенеум , Хартфорд, Коннектикут, США.
"Автопортрет в образе лютниста", Артемизия Джентилески, 1615–1617 годы. Картина хранится в коллекции Художественного музея Уодсворта Атенеум , Хартфорд, Коннектикут, США.

Не теряя времени, Агостино начал подбивать клинья к своей подопечной, однако был сразу же отвергнут. Тогда, пользуясь отсутствием Орацио, а также заручившись молчаливым согласием друга семьи квартирмейстера апостольской палаты Козимо Куорли (есть сведения, что он тоже неровно дышал к Артемизии) и соседки Тузии, которая в отсутствии Орацио должна была присматривать за девушкой, Тасси свершил гнусное преступление – силой взял Артемизию.

По нравам того времени это было позор, бросающий тень на всю семью. И нет, позор не в том, что мужчина взял силой женщину, позор был лишь факт близости до брака. А по взаимному согласию же, или по принуждению – не так важно, о чувствах девушки никто не думал. Орацио не заступился за дочь, несмотря на то что сразу же узнал о случившемся, а Агостино, не желая поднимать шум и привлекать к этой ситуации излишнее внимание, пообещал взять Артемизию в жены. Поверив лестным речам обидчика, Артемизия согласилась жить с ним more uxorio, то есть фактически как муж и жена, продолжая делить с ним ложе.

 "Мария Магдалена", Артемизия Джентилески, 1616–1618 годы. Картина хранится в коллекции дворца Питти, Флоренция.
"Мария Магдалена", Артемизия Джентилески, 1616–1618 годы. Картина хранится в коллекции дворца Питти, Флоренция.

Но заключить брак с негодяем не удалось. Оказалось, что Агостино Тасси уже был женат на другой женщине! Узнав об этой пикантной детали, Орацио вскипел от негодования и написал гневное письмо папе римскому Павлу V. Удивительно, но в письме он не забыл упомянуть и о том, что Тасси обманным путем завладел несколькими картинами Джентилески – и лишь это, похоже, было последней каплей для "несчастного" Орацио.

Началось долгое и унизительное для Артемизии разбирательство. Глубоко травмированная этими ужасными событиями девушка должна была вновь и вновь вспоминать детали того дня – как Агостино держал её руки, как засунул кляп ей в рот, как поднял её платье... Затем следовали осмотры у врача в присутствии внимательного нотариуса, заглядывающего под юбку – так должно было быть зафиксировано состояние потерпевшей. Иногда на таких сеансах присутствовали и другие любопытные.

"Эсфирь перед Ахашверошем", Артемизия Джентилески, 1628–1635 годы. Картина хранится в коллекции в Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США.
"Эсфирь перед Ахашверошем", Артемизия Джентилески, 1628–1635 годы. Картина хранится в коллекции в Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США.

Расследование затруднялось непрестанными клеветническими и ложными доносами в адрес девушки и её семьи. Чтобы проверить правдивость показаний Артемизии, было решено подвергнуть её пытке, которая называлась "сивилла". В случае неудачного исхода Артемизия могла остаться с искалеченными пальцами, но она храбро пошла на риск остаться инвалидом и без любимой работы, лишь бы истина восторжествовала.

"Это правда, это правда, это правда"

27 ноября 1612 года суд постановил, что Агостино Тасси обесчестил девушку и потому виновен. Помимо штрафа, он должен был на выбор либо провести в тюрьме пять лет, либо быть навсегда изгнанным из Рима. Разумеется, хитрец выбрал второе, но из Рима так никогда и не уезжал. Пользуясь покровительством богатых заказчиков, которые требовали присутствия художника в городе, Агостино продолжал спокойно жить и работать.

"Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской", Артемизия Джентилески, 1619 год. Картина хранится в коллекции музея Уффици, Флоренция.
"Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской", Артемизия Джентилески, 1619 год. Картина хранится в коллекции музея Уффици, Флоренция.

Несмотря на выигранный суд, в глазах римлян репутация Артемизии была подорвана – многие действительно верили в невиновность Тасси. С целью сохранения чести семьи буквально на следующий день после оглашения приговора Артемизия была выдана замуж за весьма посредственного художника Пьерантонио Стиаттеси. После свадьбы она покинула Рим, последовав за своим новоиспеченным супругом во Флоренцию. Однако замужняя жизнь оказалась несчастливой - муж был холоден и неэмоционален, а также жил не по средствам, семья постоянно прозябала в долгах. Несмотря на это в семье родилось пятеро детей, из которых выжила лишь дочь Пруденция.

Во Флоренции Артемизию, наконец, оценили как независимого мастера. Она была представлена ко двору самого Козимо II Медичи, где познакомилась с самыми выдающимися людьми того времени. Особенно близкая дружба связывала её с племянником прославленного Микеланджело. Её заслуги были окончательно признаны 19 июля 1616 года, когда Джентелески была принята в престижную Академию художеств Флоренци. Она была первой женщиной, удостоенной такой высокой чести. Сам Козимо II Медичи писал, что она "художник, ныне хорошо известный во Флоренции".

"Автопортрет в образе мученицы ", Артемизия Джентилески, 1615 год. Картина хранится в частной коллекции.
"Автопортрет в образе мученицы ", Артемизия Джентилески, 1615 год. Картина хранится в частной коллекции.

В том же 1616 году у неё вспыхнул страстный роман с богатым флорентийским дворянином Франческо Мария Марингой. Об их связи было известно мужу Артемизии, но он закрывал глаза на эти отношения – щедрый любовник жены финансово помогал семье. Однако, когда в 1620 году о романе узнали при флорентийском дворе, Джентилески с семьей была вынуждена вернуться в Рим, а уже в 1623 году она ушла от мужа. Для женщины того времени это был шаг неслыханной смелости и дерзости – никаких прав на собственность и даже на опекунство своих детей у покинувшей мужа жены просто-напросто не было.

Но Артемизия была особенной женщиной. Все оставшиеся годы своей жизни она провела в разных городах – Риме, Неаполе, Лондоне – но всё же большую часть жизни провела в Неаполе. В письмах друзьям она часто жаловалась на финансовые трудности – Артемизия в одиночку воспитывала дочь и обеспечила её хорошим приданым. В посланиях к заказчикам и торговцам она была тверда и упряма, яро отстаивая высокую цену на картины:

"Ваша светлость не пожалеет, в душе женщины живет дух Цезаря".

А через несколько месяцев пророческое:

"Я покажу Вашей светлости, на что способна женщина".
"Аллегория склонения", Артемизия Джентилески, 1615-1617 года. Фреска на потолке дома Буонарроти во Флоренции.
"Аллегория склонения", Артемизия Джентилески, 1615-1617 года. Фреска на потолке дома Буонарроти во Флоренции.

В её творчестве красной нитью проходит осмысление позиции женщины в этом мире и поиск её внутренней силы. Героини её полотен – Сусанна, Юдифь, Иаиль, Клеопатра, Эсфирь – это женщины необычайной силы, красоты и ума, которые смогли не просто встать на одну ступеньку с мужчинами, но и во многом превзойти их. Возможно, это было своеобразной психотерапией для женщины, чья свобода и честь постоянно оказывались угнетенными и поруганными мужчинами. Но не только эта тема волновала Артемизию – она была тонким портретистом, расписывала церкви, переосмысливала древнегреческие и библейские сюжеты. Также отмечают её чувство цвета (особенно примечателен её, словно подсвеченный изнутри, желтый), формы и отточенную узнаваемую технику

"Святая Сесилия в образе лютниста", Артемизия Джентилески, около 1620 года. Картина хранится в коллекции галереи Спада, Рим.
"Святая Сесилия в образе лютниста", Артемизия Джентилески, около 1620 года. Картина хранится в коллекции галереи Спада, Рим.

Последние годы жизни художница хоть и принимала заказы, но была не очень активной, сильно полагаясь на своего помощника и художника Онофрио Палумбо. Джентилески умерла между 1652 и 1656 годом, но все же, вероятно, в 1656 году от чумы, унесшей жизни многих знаменитых художников того времени.

Спасибо, что были с нами! Нашли ошибку в тексте? Напишите нам! Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии - вам несложно, а нам приятно!