Найти в Дзене

Параллельные тональности и аккорды

Мысль об этой статье давно витала в моей голове (благо с учениками мы довольно часто к ней прибегаем), но оформилась только сейчас. И сразу скажу, чтобы максимально хорошо ориентироваться в том что будет дальше, я предлагаю почитать статью про аккорды ступеней лада. А потом смело возвращайся сюда.

Кстати, пока есть время — Привет👋 С вами Сергей
«Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум.

Фото из студии автора
Фото из студии автора

Не секрет, что параллельные тональности — это лады с одинаковым количеством знаков при ключе. Говоря по-русски — сыгранные по одним и тем же нотам, просто в другом порядке. Как пример: Гаммы "До Мажор" и "Ля минор" — родственные, потому что играются по белым клавишам пианино. Пианистам вообще теория дается куда наглядней, чем остальным. Но вы на них не ругайтесь — там куча своих проблем, которые другие инструменты не встречают😊

А теперь подумаем о том, что при аранжировке можно использовать одноименные тональностям аккорды из параллельных тональностей в качестве альтернативы тритоновой замены. Не разбегайтесь, сейчас все объясню!

Вот есть наша гамма "До мажор", она же "С major scale". Соответственно аккордом первой ступени будет "С". Он же тонический аккорд. А в гамме "Ля минор" (A minor scale) тоническим аккордом будет Am.

А разве что-то мешает нам играть эти два аккорда подряд? Вместо того, чтобы держать такт аккорда "С" можно сыграть пол-такта "С" и пол-такта "Am". И будет звучать очень даже вкусно.

Если подумать, то у каждого мажорного аккорда есть свой родственный минорный (и наоборот). Находятся они очень просто: от своего мажорного аккорда отсчитай три полутона вниз (от минорного, соответственно, вверх) и вот он, твой аккорд.

И зная функции аккордов (тоника, субдоминанта, доминанта) мы можем менять одни аккорды на другие, придавая новую нестандартную окраску песне. Взять хотя бы ход I-IV-V-I. Очевидный и классический ход, но если аккорд первой ступени в конце последовательности заменить на VI, то мы получим "ложную тонику", которая создает дополнительное напряжение перед финалом песни. Было С-F-G-C, стало С-F-G-Am

Короче учите теорию и делайте музыку с кайфом✌️

Что еще почитать:

-------------------------------------------------------------------------------------------

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!»