Найти в Дзене
Исследование Писания

ПСАЛОМ 46: ВОСХВАЛИТЕ НАШЕГО ВЕЛИКОГО ЦАРЯ

ПСАЛОМ-ВОСПОМИНАНИЕ

Псалом 46 радуется недавним победам, которые Всемогущий Бог дал Своему народу. Это хвалебный и благодарственный гимн Богу за то, что Он сделал для Израиля.

Подзаголовок адресует его начальнику хора, одному из главных музыкантов. Здесь же сказано, что это псалом (песнь; Современный Перевод), который был либо написан одним из сынов Корея, либо среди прочих входил в их репертуар.

Зигмунд Мовинкель, либеральный норвежский знаток Библии, говорит, что этот гимн следует считать “псалмом возведения на престол”. На основании фразы “Яхве [Бог] воцарился” он делает вывод, что каждый год, следуя вавилонской традиции, Израиль символически заново возводил Яхве на престол и наряду с другими событиями праздновал военные победы, которые Он им дал. Эта гипотеза обеспечила Мовинкелю известность. Однако у нас нет свидетельств того, что Израиль заимствовал подобный праздник у вавилонян, как нет и никаких доказательств того, что у Израиля когда-либо был праздник, подобный тому, о котором говорит Мовинкель.

Этот псалом представляет собой хвалебный гимн всевластию и силе Бога. Достоверно мы не знаем, кто написал его, когда и какое событие вдохновило автора на его создание. Наилучшей догадкой представляется та, что он был написан в продолжение псалма 45, вскоре после Божьего избавления Иерусалима от нападения Сеннахирима. В таком случае он вполне может быть продолжением радости, выраженной в последнем стихе предыдущего псалма. Однако если он превозносит Бога за то самое избавление, о котором говорится в псалме 45, то делает это в более общих выражениях. Не видно никаких ссылок на реальные события, которые дали бы повод для написания этого псалма.

Весь псалом пронизывают две золотые темы: Божье царствование над всей землей и победы, которые Он принес Своему народу. Достигнув успеха в сражениях Господней рукой, Израиль пел этот гимн, восхваляя Бога за то, что Он сделал для них, и за Его владычество над землей.

Этот псалом поднимает важный вопрос: когда нужно славить Бога? И явным или косвенным образом дает на него трехсложный ответ.

I. ПЕРЕД СРАЖЕНИЕМ (ст. 2-5)

Первая часть ответа состоит в том, что мы должны хвалить Его перед сражением. Начинать подготовку к сражению надо с восхваления Бога. Мы знаем Того, кто будет сражаться за нас, а Он никогда не проигрывал войн. Великий Бог, правящий всеми народами, поведет нас в бой. Поэтому давайте восславим Его:

«Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь всевышний страшен, - великий царь над всею землею; покорил нам народы и племена под ноги наши; избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил» (ст. 2-5).

Псалом призывает каждого израильтянина горячо и самозабвенно поклоняться Богу. Они должны хлопать в ладоши и громко восхвалять Его. В ветхозаветные времена так обычно славили и приветствовали земного царя. Когда Саул был поставлен на царство, его приветствовали криками и возгласом “Да живет царь!” (1 Цар. 10:24). Когда на малолетнего царя Иоаса возложили венец, все “рукоплескали и восклицали: да живет царь!” (4 Цар. 11:12). Эти два примера образно отражены в ст. 2, когда псалмопевец призывает людей славить Яхве, Бога народов.

Для восхваления Бога приводятся шесть причин.

Во-первых, Он “Господь всевышний”. Это выражение объединяет два Божьих имени: “Господь”, заветный Бог Израилев, и “Всевышний”, Бог-Вседержитель всей земли. Так Бог объявляется верховным Богом земли, одним-единственным Богом.

Во-вторых, Бог “страшен”. Употребленное здесь слово больше предполагает глубокое почитание, нежели страх. Бога нужно чтить и славить за Его великое имя и силу.

В-третьих, Он Царь. Его слова и воля святы и обязательны для исполнения. Он говорит, и создается закон; Он обладает непревзойденной силой. Все монархи - всего лишь марионеточные цари по сравнению с ним. Он - Царь земных царей.

В-четвертых, Он царствует над всей землей. Он - Творец, Избавитель и Живитель мира. Власть Его Царства распространяется на всю вселенную.

В-пятых, Его нужно славить за Его прошлые дела. Он одолел народы, политические субъекты и этнические группы. Тех, кто ослушался Его, Он покорил Своему плану в отношении мира.

В-шестых, Он дал Израилю наследие. Он прогнал хананеев и даровал их землю Израилю. Эта земля стала славой Иакова. Он дал эти благословения потому, что особенно возлюбил Иакова.

Да, можно найти много причин для восхваления Бога еще перед сражением. Эта истина напоминает нам о том, что, когда мы просим Бога еще благословить нас, нужно поблагодарить Его за уже данные благословения. Когда мы просим Его сразиться за нас, давайте поблагодарим Его за те битвы, которые Он уже выиграл для нас.

II. В РАЗГАР СРАЖЕНИЯ (ст. 6-8)

Вторая часть ответа на вопрос, когда следует прославлять Бога, такова: мы должны прославлять Его во время самой битвы. Пока идет сражение, мы должны возносить Богу хвалу и благодарение.

«Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Ибо Бог - Царь всей земли; пойте все разумно» (ст. 6-8).

О Боге говорится, что Он “восшел”. В стихе 6 сказано: “Восшел Бог при восклицаниях”. Слово, переведенное здесь как “восшел”, означает “подниматься, взбираться”. Его можно понимать либо так, что Бог поднимается на Свой престол после окончания сражения, либо так, что Он поднимается, чтобы вступить в бой. Последний вариант согласуется с техническим употреблением этого термина в Ветхом Завете (Суд. 1:1; 1 Цар. 7:7). Тогда, в контексте стихов 4 и 10, то, что Бог “восшел” “при восклицаниях” и “при звуке трубном”, следует понимать как поход Бога на битву за Израиль.

Яхве сражается за Израиль, и за это израильтяне призываются возблагодарить Его. Божий народ должен петь хвалу Богу, своему “Царю” и “Царю всей земли”. Для выразительности повеление “пойте” автор повторяет пять раз. Израиль должен также петь Богу “разумно”. Восхваляя Бога, мы должны понимать, что Он - Царь всех народов земли и что Он царствует даже над язычниками.

Богу нужно поклоняться во время сражения, потому что Он - вселенский, единовластный Царь и поэтому одержит победу. Все Божьи враги, в конце концов, падут. Те же, кто ходит пред Богом с непорочным сердцем, воздавая Ему честь и славу, в конце концов, преуспеют.

Когда Бог сражается за нас, давайте восславим Его. Давайте восславим Его еще до окончания битвы. Когда мы стоим на поле брани, в руке мы должны иметь меч, а на устах - хвалу Богу, нашему Вождю и Главнокомандующему.

III. ПОСЛЕ СРАЖЕНИЯ (ст. 9, 10)

Третья часть ответа на вопрос о том, когда славить Бога, очень легкая: мы должны славить Его после сражения. В тишине победы, когда мы отдыхаем после сражения, из наших уст беспрепятственно вырывается хвала.

«Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем; князья народов собрались к народу Бога Авраамова; ибо щиты земли - Божии; Он превознесен над ними» (ст. 9, 10).

Бог царствует над всем миром. В дни псалмопевца Он проявил Свою царскую власть над язычниками, покорив их великое множество и сделав подданными Израиля. Он всегда восседает на Своем “святом”, то есть отделенном, престоле. Ни один престол не сравнится с Его престолом. Оттуда Он осуществляет справедливое, праведное и божественное правление.

Псалом говорит, как под Божьим влиянием князья народов собираются “к народу Бога Авраамова”. В этой сцене не только иудеи, но и язычники покоряются Божьему владычеству, сложив свои щиты и решив принять Его руководство. Все славят и превозносят Его как истинного Бога.

Вполне возможно, что эта часть псалма предвещает то время в царстве, когда все народы должны были, как братья, восславить Бога. Это царство, или церковь, должно было прийти со смертью и воскресением Христа и сошествием Святого Духа. Тогда соседние народы должны были присоединиться к народу Бога Авраама, покорившись Его евангелию, войдя в Божью семью и благодаря Его за спасение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общем и целом, псалом учит, что мы должны непрестанно славить Бога. Мы знаем, что Он сделал для нас в прошлом, поэтому должны славить Его, когда просим действовать для нас в будущем. Поскольку мы знаем, что Он сделает для нас, сражаясь сегодня на нашей стороне, то должны славить Его во время битвы. Когда же битва закончена и мы празднуем победу, мы должны благодарить и прославлять Того, кто дал нам ее. Мы должны превозносить Его имя от начала и до конца.

Соотнося этот псалом с каждодневной христианской жизнью, мы должны помнить два слова: “прославлять” и “непрестанно”. Преобладающим направлением мысли истинного христианина должно быть прославление Бога за то, что Он сделал, делает и еще сделает для него. Его духовные победы - прошлые, настоящие и будущие - дары от Бога. Христианин должен не только размышлять об этой истине, но и выражать Богу ее понимание, прославляя Его.

1 и 2 Фессалоникийцам | Исследование Писания | Дзен