ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ
Это прекрасный псалом уверенности в Боге. Встревоженному и обеспокоенному верующему он говорит: что бы ни случилось в мире, у него есть защита и покой в Боге. На этом псалме основан замечательный духовный гимн Мартина Лютера “Наш Бог - мощная крепость”.
Подзаголовок в первом стихе характеризует псалом с четырех позиций. Во-первых, он адресован “начальнику хора”, дирижеру одного из храмовых хоров. Во-вторых, это псалом “сынов Кореевых”. То есть он был либо написан одним из них, либо был частью их репертуара. В-третьих, он содержит уточнение: “На музыкальном орудии Аламоф”. Слово аламоф означает “девицы” и может указывать на сопрано или женские голоса при исполнении псалма. В-четвертых, псалом назван “песней”. Это слово является общим термином, означающим в Писаниях как светские, так и духовные песни, и в подзаголовках к псалмам встречается тридцать раз.
Поводом для написания псалма могло быть Божье чудесное избавление Иерусалима от Сеннахирима, ассирийского царя (4 Цар. 18; 2 Пар. 32; Ис. 36). Псалом не дает нам достаточно оснований для бесспорного вывода, однако содержит некоторые подсказки на этот счет.
Когда иудейский царь Езекия попытался вырваться из-под ассирийской зависимости, Сеннахирим послал свое войско, чтобы снова привести его к покорности. Сеннахирим уже прошел всю Иудею, разрушив сорок шесть укрепленных городов. Очевидно, он согласился пощадить Иерусалим, если Езекия покорится ему и выразит это уплатой дани. И вот теперь, обнаружив, что Езекия ищет способа выйти из-под контроля Ассирии, Сеннахирим послал свои войска, чтобы потребовать сдачи Иерусалима. В письме к Езекии Сеннахирим богохульно отрицал способность Яхве избавить Иерусалим от его власти (Ис. 37:9-13). Езекия взял письмо Сеннахирима, принес его в храм и положил “пред лицом Господним”, умоляя Бога прийти к нему на помощь (Ис. 37:14-20). В ответ Божий пророк Исаия предсказал, что Сеннахирим будет усмирен и отправлен домой (4 Цар. 19:20-34; Ис. 37:21-35).
Воины Сеннахирима расположились лагерем под стенами Иерусалима, намереваясь овладеть городом на следующее утро. Однако с наступлением утра 185000 воинов Сеннахирима лежали мертвыми. В ту ночь над лагерем пронеслась посланная ангелом Господним внезапная и таинственная смерть, уничтожившая его. Посрамленные случившимся, силы противника немедленно отправились домой, не причинив Иерусалиму никакого вреда.
Подобная победа ярка, убедительна и зримо демонстрирует, как Бог приходит на помощь Своим! Она вызвала искреннюю благодарность и радость, на долгие годы оставив свой след в умах населения Иудеи.
Некоторые подробности в псалме, похоже, указывают на это событие. Возможно, он был написан вскоре после этого случая и отражал любовь к Богу и благодарность за Его вмешательство. Даже если это событие и не лежит в основе псалма, оно все равно остается хорошей иллюстрацией того, о чем говорится в нем.
Псалом в трех одинаковых строфах, каждая из которых заканчивается словом селах (см. Современный Перевод) демонстрирует три истины о жизни. Эти истины касаются практической жизни перед лицом тяжелых испытаний.
В жизни есть свои взлеты и падения. Мы радуемся взлетам, а падения иногда сокрушают нас. Этот псалом говорит о том, что нам нужно знать об этой драматической стороне жизни.
I. ВЫ СТОЛКНЕТЕСЬ С ПОТРЯСЕНИЯМИ В МИРЕ (ст. 2-4)
Первая истина о жизни, которую мы должны видеть, такова, что в мире существуют трудности. Иногда они приходят незаметно, без фанфар, а иногда врываются громкими сценами переворотов и разрушительных взрывов. Когда приходят такие испытания, мы должны помнить, что Бог рядом и поможет нам.
«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их» (ст. 2-4).
Бог - защита и наступление Своего народа, его крепость и сила. В тяжелых обстоятельствах Он укрепит их изнутри, будучи их силой, и поддержит извне, став их убежищем. Он - “скорый помощник”; Он доступен, и, когда Он нужен, Его легко найти. Поэтому Божьему народу нечего бояться.
Бог будет таковым для Своего народа даже в самых страшных бедах. Чтобы показать несчастья и катастрофические перемены, которые могут свалиться на нас, автор использует четыре выражения, предваренные словами “хотя бы” и “пусть”: “хотя бы поколебалась земля”, “[хотя бы] и горы двинулись в сердце морей”, “пусть шумят, вздымаются воды их” и “[пусть] трясутся горы от волнения их”. Вместе эти четыре фразы говорят о том, что даже при землетрясениях, обвалах в горах, океанских штормах и наводнениях - когда земля, самое твердое основание этого мира, поколеблется - Бог защитит Свой народ. Никакая жизненная буря не сможет одолеть Его народ, и никакая природная катастрофа не сможет сбить их с ног, потому что с Богом они в безопасности.
В первой строфе косвенно выражена та реальность, что каждое Божье чадо в отдельности и весь Божий народ в целом обязательно испытает потрясения в этой жизни. Этого нельзя избежать. Ведь это часть жизни - борьба со злыми силами невзгод, трудностей и смерти. В дни испытаний нам может казаться, что земля уходит из-под ног, что весь мир рушится на нас. Потрясения могут происходить и в результате тихой внутренней борьбы. Какие бы бедствия ни случились с нами - зримые и яростные или тихие и невидимые, происходящие внутри, - Бог поддержит нас. Селах! Сделайте паузу и подумайте об этом.
II. БОГ - ВАШЕ ЕДИНСТВЕННОЕ РЕАЛЬНОЕ ПРИБЕЖИЩЕ (ст. 5-8)
Вторая истина о драматической стороне жизни такова, что, когда приходят беды, Бог - наше единственное реальное прибежище. Божье присутствие в защите Своего народа описывается тремя метафорами с двумя поясняющими фразами:
«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (ст. 2).
«Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш» (ст. 8).
«Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова» (ст. 12).
Метафорами являются “прибежище”, “сила” и “заступник” (в Современном Переводе “крепость”). Эти слова - синонимы, указывающие на источник и причину силы израильтян. Будучи их силой, Бог подобен “прибежищу”, где человек может обрести отдых и покой от окружающих его бед. Божья сила также видна в том, что израильский народ обрел спасение в Нем, их “крепости”. “Крепость” представляла собой изолированное место на возвышенности, где люди строили укрепления против своих врагов. Бог подобен такому месту - недоступному, неуязвимому и безопасному.
Каждая из этих метафор сопутствует оказавшемуся в нужде народу. Только отчаянное положение заставляло их настоятельно просить Божьей особой защиты (43:27; 62:8). Они всегда нуждались в Нем, но особенно ощущали Его присутствие тогда, когда проходили через страдания (22:4). В дни испытаний Бог близок к тем, кто верен Ему. Как объяснил псалмопевец, “Господь с нами”; Он спешит на помощь, когда мы в беде.
«Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства; Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш» (ст. 5-8).
Мир вокруг разваливался на части, а Божий народ был отделен в “град Божий”. Всевышний освятил Израиль Своим присутствием. У них нет причины бояться, зато есть повод к радости. Бог среди них, и Его присутствие обеспечивает безопасность.
Бог повелел реке протекать через “град Божий”. Это не географическая река, а метафора, внушающая мысль о мире и спокойствии. Символическая река должна растекаться многочисленными ручейками, распространяя по всему городу Божье спокойствие и безмятежность. Для людей в засушливой земле вода была превосходным символом изобилия и достатка.
Божий народ никогда не падет. Он всегда будет уверен в Его готовности прийти на помощь. Хотя Божьему городу, в котором есть святые места обитания Всевышнего, угрожают соседние народы, он не боится их угроз. Город может спокойно уповать на защиту Бога, который “посреди его”.
Помощь, которая должна была прийти “с раннего утра”, может быть ссылкой на ассирийцев, которых обнаружили мертвыми в то утро, когда они планировали начать свою атаку. С другой стороны, это может просто означать ту истину, что Бог не допустит, чтобы Его народ страдал долго, - только, образно говоря, одну ночь.
Пусть народы с ревом накатывают на Божий народ, как злые волны бушующего моря. Псалмопевец говорит, что царства “двинулись”, имея в виду, что они поднимаются и падают. Побежденные царства падают, а одержавшие победу наращивают силу. Псалмопевец говорит о потрясениях и переворотах народов земли.
Посреди этих народных волнений Бог “дал глас Свой, и растаяла земля”. По Его слову опасности земли, какими бы всеохватными и разрушительными они ни были, миновали. Бушующий мир успокоился для Божьего народа.
Рефрен стиха 8 изображает Бога Властелином вселенной. Он - Всемогущий, Бог Иакова, Бог израильского народа. Иметь Его с нами - значит иметь крепость, в которую не может ворваться никакая сила и которую не в состоянии одолеть никакой враг. Селах! Остановитесь и подумайте.
III. МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ЕГО СВОИМ ПРИБЕЖИЩЕМ (ст. 9-12)
Третья истина о драматической стороне жизни - та, что Бог будет нашим прибежищем, если мы захотим сделать Его таковым. Он может помочь, но навязываться нам не будет.
«Придите и видите дела Господа, - какие произвел Он опустошения на земле; прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем» (ст. 9, 10).
Автор призывает читателя и народы вокруг посмотреть, что сделал Бог, внимательно всмотреться в Его дела и извлечь ценные уроки из Его чудес. Он сокрушил и разорил народы. Он прекратил нападки языческих народов на Свой народ, сломав лук и копье, предав огню их колесницы.
Возможно, автор намекает на великую ассирийскую армию. В то время на земле не существовало более мощной военной машины, чем войско Сеннахирима, который угрожал Иерусалиму. Его силы внушали страх всем народам, но Бог поразил его.
«Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковлев» (ст. 11, 12).
Эти факты о том, как Бог защищает Своих людей, требуют решения: мы должны расслабиться, потому что нам не о чем беспокоиться. Ни один народ и ни одна сила не одолеют Бога. Он будет превознесен над всеми. Всякий, кто принимает такое решение, может увидеть, что это истинный и живой Бог. Вся земля может видеть, что только Бог мог быть причиной случившегося за стенами Иерусалима. Его защита Иерусалима было столь полной, столь чудесной и столь убедительной, что всякий, кто обладал честным сердцем, мог прийти к единственно возможному выводу, что это сделал Бог. И всякий может увидеть, что другого Бога нет.
Автор завершает псалом рефреном, который уже был использован в стихе 8. Величайшая весть из всех - та, что Господь сил, Всемогущий Бог, с нами. В трудные времена Бог Израиля, истинный и живой Бог, с нами. Для Него нет врага слишком сильного, чтобы Он не смог одолеть его, нет бедствия слишком разрушительного, чтобы Он не смог остановить его, и нет опасности слишком страшной, чтобы Он не смог предотвратить ее.
Бог Иакова показал, что Он - Бог всей земли. Народы мира должны знать, что их сила не может сравниться с Его силой. Когда приходит опасность, Божий народ не должен страшиться, потому что Бог - их прибежище. Селах! Остановитесь и подумайте об этом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот псалом - великолепное торжество нашей силы и безопасности в Боге. В этом псалме три истины предстают перед нами: в мире мы будем иметь потрясения, Бог - наше единственное реальное прибежище и мы должны сделать Его для себя таковым.
Один лишь Бог может защитить нас от жизненных неурядиц. Мы не обретем силу и мир в политическом и военном могуществе, в человеческом изобретательстве или в ином земном убежище. Наша единственная надежда - Бог.
За видимым, за всем материальным миром стоят воля и сила сотворившего его Бога. Все в Его руке. Его присутствие в нашей жизни означает освобождение от страха. Ему надлежит поклоняться, Его надлежит восхвалять. Его Слово могущественно и окончательно.
Когда прольются дожди жизни, Он станет нашим убежищем. Когда нападут враги, Он будет сражаться с ними за нас. Когда внутренние страхи вытеснят из души покой, Его присутствие успокоит нас. Заключительные слова псалма должны стать нашим выводом о суровости жизни: у нас есть Бог, и посему не станем бояться - что бы ни случилось с нами или вокруг нас.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻