Давно хотела написать о новых предметах в школе у сына, но всё откладывала. Знаю, что не во всех школах они появились и ведутся по программе.
Новые предметы - родной язык и родная литература
Ничего подобного раньше не слышала и не преподавала эти предметы своим ученикам. Могу только рассказать, как они проходят у моего сына-третьеклассника.
Насколько я знаю, ввели их в программу в 2019 году. Встретили это неоднозначно: кто-то из родителей называл новые предметы бредом, а учителя были не рады новой нагрузке и отсутствию учебников.
Зачем их ввели
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, и родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.
В регионах русскоговорящие дети изучали национальный язык, предусмотренный школой и конкретной республикой, что создавало трудности и разного рода напряженности.
Теперь же ученики имеют право получать образование на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и имеют право на изучение родного языка и родной литературы.
Для регионов, может быть, - это отличное нововведение.
У нас же есть предмет русский язык и родной язык - тоже русский.
А ещё отметки за эти предметы должны быть выставлены в аттестат.
Что вообще проходят по этим предметам? По родному языку историзмы, культуру речи, ударения, риторику, национальную специфику языка. Это лишь часть тем и разделов.
По родной литературе, насколько я поняла, каждая школа устанавливает темы и перечень произведений самостоятельно.
Как они проходят у нас
Появились во втором классе. Учитель сказала, что никаких программ и учебников нет (на тот момент). Поэтому один урок в неделю будет просто дополнительный русский язык. Я его в дневник ребенку так и писала, как русский язык, без отметки "родной". Что такое "родная литература", никто не вспоминал год назад, и никто её не вёл.
Честно, было очень удобно и хорошо, когда появился дополнительный урок русского языка. Дети многое успевали, больше учились писать письменных работ, делали больше упражнений, больше по времени закрепляли темы. У сына были отличные отметки. Учитель сама была рада этому, подтянула класс.
С этого года (с третьего класса) у нас начались полноценные уроки родного языка и родной литературы. Появился учебник по русскому. Правда, на дом его так и не дали, пользуемся только в классе. А по родной литературе учитель задаёт прочитать разные русские народные сказки. На уроках их пересказывают и рисуют иллюстрации.
Вот страницы учебника по родному языку для ознакомления. Учитель скидывала в чат родителям.
Такие вот задания. Полезны ли они? Минобрнауки России считает, что полезны.
На дом задаётся только литература. Родной язык из-за отсутствия учебника не делаем, всё делается в классе. И на этом спасибо, что особо не нагружают детей.
Родной язык бывает у нас один раз в две недели, также и родная литература. Они чередуются по неделям.
Отметки есть, но их очень мало. Потому что предметы эти у нас в пятницу последним уроком, а этот урок часто пропадает. То сокращённый день перед праздниками или каникулами, то детей забирают в медицинский кабинет, то фотограф приезжает, то репетиция какая-то.
Учитель некоторым отметку поставить не может за триместр, есть дети,которые часто болеют. Родители недовольны. Но по большей части всё-таки не вникают в эти предметы. Ну есть они, и есть - хорошо. Не будет их - тоже хорошо.
Я бы оставила так, как было у нас во втором классе. То есть дополнительный русский язык. Потому что польза была на лицо (по крайней мере для моего ребенка). И учителю было легче вести привычный урок. А тут заставляют делать упражнения про братцев и другиню. Пригодится ли это в жизни ученикам? И лишняя нагрузка в плане подготовки на учителя.
А у вас есть эти предметы? Как они проходят? Поделитесь в комментариях.