Найти тему
Кабинет Востоковеда

Индийская "полуженщина" Ардханари - андрогинная форма Шивы.

Одним из первых андрогинных персонажей индуизма является Ида, или Ила, которую можно встретить в "Ригведе".

Боги "Ригведы": о быке и первом трансгендере.
Кабинет Востоковеда27 июня 2021

Хотя наверное правильнее будет назвать его трансгендерным, поскольку Ида меняла пол, будучи то женщиной, то мужчиной. В то время, как андрогинность подразумевает одновременное проявление качеств обоих полов. И если Ида - первый индийский трансгендер, то первым индийским андрогином, вероятно, является Ардханари.

Ардханари. Северо-Западная Индия, Раджастхан, XI в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.87.107. Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/170054
Ардханари. Северо-Западная Индия, Раджастхан, XI в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.87.107. Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/170054

Это особая форма Шивы, в которой одно из древнейших индуистских божеств изображается в перманентном слиянии со своей шакти.

Образ Ардханари отличается от жанра индуистской майтхуны (IAST maithuna), в которой мужское и женское божества изображаются в виде пассивной влюблённой пары (хотя бывают исключения), и отличается от буддийского яб-юма (Вайли yab-yum), в котором божества изображаются в виде активной влюблённой пары.

- Не красиво. - Мне тоже не нравится. Майтхуна. Центральная Индия, Махараштра, Аджанта, пещера № 4, II в. до н. э. Эл. ресурс URL: https://www.mediastorehouse.com/fine-art-finder/artists/indian-school/relief-mithuna-couple-cave-4-stone-23364550.html
- Не красиво. - Мне тоже не нравится. Майтхуна. Центральная Индия, Махараштра, Аджанта, пещера № 4, II в. до н. э. Эл. ресурс URL: https://www.mediastorehouse.com/fine-art-finder/artists/indian-school/relief-mithuna-couple-cave-4-stone-23364550.html

- Красиво. - Мне тоже нравится. Амитаюс в союзе яб-юм. Монголия, школа Дзанабадзара, XVIII в. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор фото - Davide Mauro. Источник: https://ru.m.wikinews.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Amitayus_Yab-Yum_2.jpg
- Красиво. - Мне тоже нравится. Амитаюс в союзе яб-юм. Монголия, школа Дзанабадзара, XVIII в. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор фото - Davide Mauro. Источник: https://ru.m.wikinews.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Amitayus_Yab-Yum_2.jpg

Образ Ардханари иллюстрирует слияние в абсолюте, когда две полярности неразделимы, поскольку изображены как разные половины одного и того же персонажа.

Впоследствии эта философская концепция получит красивое воплощение в виде Будды Самантабхадры в традиции ньингма тибетского буддизма.

Санскритское слово "ардханари" (IAST ardhanari) в буквальном переводе означает "полуженщина", где "ардха" означает "половина", "наполовину", а "нари" означает "женщина".

Другое название Ардханари - Ардханаришвара (IAST ardhanarishvara), где слово "ишвара" озачает "владыка", "повелитель".

И есть вариант Ардханаранари, то есть буквально "наполовину мужчина и наполовину женщина".

Культ Шивы является наверное самым долгоиграющим на территории Индостана. Начиная с "Ригведы", самого древнего религиозного текста, образ могущественного божества, которое через разрушение шевелит Вселенную, обрастает огромным количеством эпитетов и мифологических сюжетов.

Культ Шивы ещё в древности стал настолько популярен, что на пару с Вишну вытеснял и поглощал культы ведийских божеств, поэтому шиваизм стал одним из основных направлений индуизма.

Ума-Махешвара (Шива с Парвати, сыновьями Скандой и Ганешей и Нанди). Индия, Кашмир, IX в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1989.362. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38256
Ума-Махешвара (Шива с Парвати, сыновьями Скандой и Ганешей и Нанди). Индия, Кашмир, IX в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1989.362. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38256

У шакти Шивы тоже много имён и функций. Слово "шакти" переводится с санскрита как "сила", "мощь", "энергия". И спутница мужского божества в индуистской иконографии фактически является персонификацией его могущества. Роль шакти подробно описана в тексте "Девибхагавата-пурана":

“Любое живое существо без Шакти ни на что не способно.
В Вишну присутствует Шакти, лишенный которой, он не может защищать,
В Брахме присутствует Шакти, без которой он не может творить,
В Шиве присутствует Шакти, благодаря которой он разрушает,
Так размышляй и обдумывай это снова и снова. ...
Она, невозмутимая, госпожа [четырех целей жизни]: дхармы, артхи, камы, мокши,
Исполняет желания тех, кто почитает ее должным образом.
Не знают ее глупые люди”.

(с) Девибхагавата-пурана. Книга первая, глава восьмая "Необходимость почитания шакти”. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2003.

Ума-Махешвара (Шива и Парвати). Непал, период Тхакури, XI в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1987.218.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/39357
Ума-Махешвара (Шива и Парвати). Непал, период Тхакури, XI в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1987.218.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/39357

У шакти Шивы есть множество форм. Одной из наиболее популярных мирных форм является Парвати, в отношении которой также существует обширный корпус мифологических представлений. Как правило, в том случае, когда Шива изображается в паре с шакти, то шакти интерпретируется именно как Парвати.

Иконографическая форма Шивы-семьянина с супругой (также бывает и с быком Нанди, и с сыновьями), называется Ума-Махешвара, где Ума - одно из ранних имён шакти Шивы, а Махешвара (IAST maheshvara) - означает "великий владыка" от слов "маха" - "великий", "верховный" и "ишвара" - "владыка", "повелитель".

Ума-Махешвара (Шива и Парвати). Северная Индия, Уттаракханд, Алмора, IX-X вв. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.541. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38560
Ума-Махешвара (Шива и Парвати). Северная Индия, Уттаракханд, Алмора, IX-X вв. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1978.541. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38560

В общем, Ардханари - это такой Шива, который не то, что ничего не может без своей шакти... а он и не может - они просто сплавились воедино и им норм.

В разных текстах есть несколько легенд о происхождении Ардханари, суть сводится к тому что свою любимую жену

"супруг от полноты чувств обнял так крепко, что превратился в одно целое с ней".

(c) Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь , 1996, с. 60.

Ума-Махешвара (Шива и Парвати). Непал, период Тхакури, XI в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1987.218.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/39357
Ума-Махешвара (Шива и Парвати). Непал, период Тхакури, XI в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1987.218.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/39357

Самые ранние изображения Ардханари обнаружены на территории Кушанского царства I-III вв. до н. э.

Ардханари. Северная Индия, Кушанское царство, I-II вв. до н. э. Правительственный музей (англ.  Government Museum), Матхура. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ardhanarishvara#/media/File:Kushana_Ardhanareswar.jpg
Ардханари. Северная Индия, Кушанское царство, I-II вв. до н. э. Правительственный музей (англ. Government Museum), Матхура. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ardhanarishvara#/media/File:Kushana_Ardhanareswar.jpg

В случае с кушанским образцом из Правительственного музея Матхуры мы определяем двуполость персонажа по таким атрибутам, как локон длинных волос Шивы на правом плече и массивная круглая женская серьга в левом ухе.

Отличить Ардханари со спины довольно трудно. Разве что по асимметричным линиям плеч. Фронтальной же стороне всегда свойственна асимметрия.

Ардханари (оборотная сторона). Северо-Западная Индия, Раджастхан, XI в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.87.107. Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/170054
Ардханари (оборотная сторона). Северо-Западная Индия, Раджастхан, XI в. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.87.107. Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/170054
Ардханари (оборотная сторона). Южная Индия, династия Чола, XI в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Ченнаи. источник: https://www.flickr.com/photos/bseshadri/8765785920
Ардханари (оборотная сторона). Южная Индия, династия Чола, XI в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Ченнаи. источник: https://www.flickr.com/photos/bseshadri/8765785920

Чаще всего Ардханари смотрится как двуполые артисты из цирков уродов, которые играли роли гермафродитов, нося наполовину мужские и наполовину женские костюмы и макияж.

Ардханари. Северо-Западная Индия, Раджастханская школа, XIX в. Бумага, гуашь. Британский музей (англ. The British Museum). Лондон. Учётный номер: 1940,0713,0.80. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1940-0713-0-80
Ардханари. Северо-Западная Индия, Раджастханская школа, XIX в. Бумага, гуашь. Британский музей (англ. The British Museum). Лондон. Учётный номер: 1940,0713,0.80. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_1940-0713-0-80

Левая сторона традиционно отдана Парвати, поэтому Ардханари довольно просто отличить по одной выраженной округлости груди с левой стороны.

Ардханари. Непал, X в. Медный сплав, инкрустация гранатом и изумрудом; 33х14,1х5 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.82.6.1. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1_half_God_and_half_Goddess_Shiva_and_Parvati_Ardhanarishvara_Nepal_10th_century.jpg
Ардханари. Непал, X в. Медный сплав, инкрустация гранатом и изумрудом; 33х14,1х5 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art). Учётный номер: M.82.6.1. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1_half_God_and_half_Goddess_Shiva_and_Parvati_Ardhanarishvara_Nepal_10th_century.jpg

Ардханари. Северо-западная Индия, Раджастхан, Джхалавар (Jhalawar), VI в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Раджастхан. Эл. ресурс URL: https://www.britannica.com/topic/Ardhanarishvara
Ардханари. Северо-западная Индия, Раджастхан, Джхалавар (Jhalawar), VI в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Раджастхан. Эл. ресурс URL: https://www.britannica.com/topic/Ardhanarishvara

Есть и другие детали. Половина Парвати традиционно обладает сильным изгибом талии и бедра, до щиколотки прикрытым дхоти; а также крупной серьгой и высокой причёской, украшенной драгоценностями или высокой короной каранда-мукута.

Мужская половина Шивы может изображаться с трезубцем в руке, изгиб талии и бёдер менее выражен, плечо более массивно, чем у шакти, его половина головы носит джата-мукуту - высокую причёску из спутанных волос.

Ардханари. Южная Индия, династия Чола, XI в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Ченнаи. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ardhanarishvara,_Chola_period,_11th_century,_Government_Museum,_Chennai_%282%29.jpg
Ардханари. Южная Индия, династия Чола, XI в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Ченнаи. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ardhanarishvara,_Chola_period,_11th_century,_Government_Museum,_Chennai_%282%29.jpg

Уникальной особенностью образа Ардханари является то, что он может быть трёхруким - у мужской половины встречается дополнительная рука.

Ардханари. Южная Индия, Тамил Наду, династия Чола, XI в. Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art). Учётный номер: 1969.117. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1969.117
Ардханари. Южная Индия, Тамил Наду, династия Чола, XI в. Художественный музей Кливленда (англ. Cleveland Museum of Art). Учётный номер: 1969.117. Эл. ресурс URL: https://www.clevelandart.org/art/1969.117

Ещё встречаются изображения, в которых женская половина находится справа.

Ардханари. Индия, Пенджаб, 1710-1720-ые гг. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ardhanarishvara#/media/File:Shakta_Ardhanari.jpg
Ардханари. Индия, Пенджаб, 1710-1720-ые гг. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ardhanarishvara#/media/File:Shakta_Ardhanari.jpg

В живописных изображениях ваханы Ардханари располагаются в соответствии с половинами. Бык Нанди, ездовое животное Шивы, располагается рядом с его половиной, тигр/лев/тигролев - рядом с половиной Парвати.

Также встречается трёхликая и многорукая форма, в которой Ардханари можно отличить по левой женской груди и покрытому дхоти левому бедру.

Ардханари. Южная Индия, династия Чола, XII в. Тамил Наду, Дарасурам, храм Айрватешвара (Airavatesvara). Автор фото - Kapaliadiyar Thirumayilai. Источник: https://www.flickr.com/photos/kapaliadiyar/50014276443
Ардханари. Южная Индия, династия Чола, XII в. Тамил Наду, Дарасурам, храм Айрватешвара (Airavatesvara). Автор фото - Kapaliadiyar Thirumayilai. Источник: https://www.flickr.com/photos/kapaliadiyar/50014276443

В общем, грудь - всему голова у этого бога.

Ардханари. Южная Индия, Тамил Наду, X в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Шивамогга (др. название Nayak Palace Art Museum). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ardhanari_10th_century.JPG
Ардханари. Южная Индия, Тамил Наду, X в. Правительственный музей (англ. Government Museum), Шивамогга (др. название Nayak Palace Art Museum). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ardhanari_10th_century.JPG
Ардханари. Центральная Индия, Мадхья-Прадеш, династия Чандела, IX-XIII в. Храмовый комплекс Кхаджурахо. источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B4%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Khajuraho_Ardharnareshvar.jpg
Ардханари. Центральная Индия, Мадхья-Прадеш, династия Чандела, IX-XIII в. Храмовый комплекс Кхаджурахо. источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B4%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Khajuraho_Ardharnareshvar.jpg

Литература.

  • Девибхагавата-пурана. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2003.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под И общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. М.: Республика, 1996. С. 60.
Кабинет Востоковеда

Младший брат в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.