Одним из первых андрогинных персонажей индуизма является Ида, или Ила, которую можно встретить в "Ригведе".
Хотя наверное правильнее будет назвать его трансгендерным, поскольку Ида меняла пол, будучи то женщиной, то мужчиной. В то время, как андрогинность подразумевает одновременное проявление качеств обоих полов. И если Ида - первый индийский трансгендер, то первым индийским андрогином, вероятно, является Ардханари.
Это особая форма Шивы, в которой одно из древнейших индуистских божеств изображается в перманентном слиянии со своей шакти.
Образ Ардханари отличается от жанра индуистской майтхуны (IAST maithuna), в которой мужское и женское божества изображаются в виде пассивной влюблённой пары (хотя бывают исключения), и отличается от буддийского яб-юма (Вайли yab-yum), в котором божества изображаются в виде активной влюблённой пары.
Образ Ардханари иллюстрирует слияние в абсолюте, когда две полярности неразделимы, поскольку изображены как разные половины одного и того же персонажа.
Впоследствии эта философская концепция получит красивое воплощение в виде Будды Самантабхадры в традиции ньингма тибетского буддизма.
Санскритское слово "ардханари" (IAST ardhanari) в буквальном переводе означает "полуженщина", где "ардха" означает "половина", "наполовину", а "нари" означает "женщина".
Другое название Ардханари - Ардханаришвара (IAST ardhanarishvara), где слово "ишвара" озачает "владыка", "повелитель".
И есть вариант Ардханаранари, то есть буквально "наполовину мужчина и наполовину женщина".
Культ Шивы является наверное самым долгоиграющим на территории Индостана. Начиная с "Ригведы", самого древнего религиозного текста, образ могущественного божества, которое через разрушение шевелит Вселенную, обрастает огромным количеством эпитетов и мифологических сюжетов.
Культ Шивы ещё в древности стал настолько популярен, что на пару с Вишну вытеснял и поглощал культы ведийских божеств, поэтому шиваизм стал одним из основных направлений индуизма.
У шакти Шивы тоже много имён и функций. Слово "шакти" переводится с санскрита как "сила", "мощь", "энергия". И спутница мужского божества в индуистской иконографии фактически является персонификацией его могущества. Роль шакти подробно описана в тексте "Девибхагавата-пурана":
“Любое живое существо без Шакти ни на что не способно.
В Вишну присутствует Шакти, лишенный которой, он не может защищать,
В Брахме присутствует Шакти, без которой он не может творить,
В Шиве присутствует Шакти, благодаря которой он разрушает,
Так размышляй и обдумывай это снова и снова. ...
Она, невозмутимая, госпожа [четырех целей жизни]: дхармы, артхи, камы, мокши,
Исполняет желания тех, кто почитает ее должным образом.
Не знают ее глупые люди”.
(с) Девибхагавата-пурана. Книга первая, глава восьмая "Необходимость почитания шакти”. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2003.
У шакти Шивы есть множество форм. Одной из наиболее популярных мирных форм является Парвати, в отношении которой также существует обширный корпус мифологических представлений. Как правило, в том случае, когда Шива изображается в паре с шакти, то шакти интерпретируется именно как Парвати.
Иконографическая форма Шивы-семьянина с супругой (также бывает и с быком Нанди, и с сыновьями), называется Ума-Махешвара, где Ума - одно из ранних имён шакти Шивы, а Махешвара (IAST maheshvara) - означает "великий владыка" от слов "маха" - "великий", "верховный" и "ишвара" - "владыка", "повелитель".
В общем, Ардханари - это такой Шива, который не то, что ничего не может без своей шакти... а он и не может - они просто сплавились воедино и им норм.
В разных текстах есть несколько легенд о происхождении Ардханари, суть сводится к тому что свою любимую жену
"супруг от полноты чувств обнял так крепко, что превратился в одно целое с ней".
(c) Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь , 1996, с. 60.
Самые ранние изображения Ардханари обнаружены на территории Кушанского царства I-III вв. до н. э.
В случае с кушанским образцом из Правительственного музея Матхуры мы определяем двуполость персонажа по таким атрибутам, как локон длинных волос Шивы на правом плече и массивная круглая женская серьга в левом ухе.
Отличить Ардханари со спины довольно трудно. Разве что по асимметричным линиям плеч. Фронтальной же стороне всегда свойственна асимметрия.
Чаще всего Ардханари смотрится как двуполые артисты из цирков уродов, которые играли роли гермафродитов, нося наполовину мужские и наполовину женские костюмы и макияж.
Левая сторона традиционно отдана Парвати, поэтому Ардханари довольно просто отличить по одной выраженной округлости груди с левой стороны.
Есть и другие детали. Половина Парвати традиционно обладает сильным изгибом талии и бедра, до щиколотки прикрытым дхоти; а также крупной серьгой и высокой причёской, украшенной драгоценностями или высокой короной каранда-мукута.
Мужская половина Шивы может изображаться с трезубцем в руке, изгиб талии и бёдер менее выражен, плечо более массивно, чем у шакти, его половина головы носит джата-мукуту - высокую причёску из спутанных волос.
Уникальной особенностью образа Ардханари является то, что он может быть трёхруким - у мужской половины встречается дополнительная рука.
Ещё встречаются изображения, в которых женская половина находится справа.
В живописных изображениях ваханы Ардханари располагаются в соответствии с половинами. Бык Нанди, ездовое животное Шивы, располагается рядом с его половиной, тигр/лев/тигролев - рядом с половиной Парвати.
Также встречается трёхликая и многорукая форма, в которой Ардханари можно отличить по левой женской груди и покрытому дхоти левому бедру.
В общем, грудь - всему голова у этого бога.
Литература.
- Девибхагавата-пурана. Пер. А. А. Игнатьева. Калининград, 2003.
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под И общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. М.: Республика, 1996. С. 60.
Младший брат в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.