Найти тему
Мистер Грин

Скрытый смысл фильма «Свинья». Разбор новинки с Николасом Кейджем

Оглавление

Фильм, который обманул все мои ожидания. Читая описание к «Свинье», снятую дебютантом Майклом Сарноски, я представлял нечто артхаусное и странное с Кейджом в главной роли. Ну правда, завязка «у героя, живущего в глуши, украли свинью, и он отправляется на ее поиски» звучит не очень серьезно. Чтобы на такое клюнуть, нужно быть либо таким же отбитым киноманом как я, либо фанатом Кейджа, либо и то, и другое – что и подтверждается количеством оценок у фильма на Кинопоиске, которых в 3 раза меньше, чем у трешовой «Страны чудес Вилли». Но по факту я получил один из лучших фильмов этого года. Ну а Кейдж доказал, что со времен «Джо» он еще не разучился в серьезные драматические роли. 

Осторожно, в тексте спойлеры!

Гармония

«Свинья» / «Pig» (2021)
«Свинья» / «Pig» (2021)

Переехав из города в лес 15 лет назад, Робин Фельд (Николас Кейдж) полностью изолировал себя от людей и цивилизации. В его хижине нет ни телевизора, ни радио, только старенький кассетный магнитофон на батарейках, чтобы иногда переслушивать запись с голосом ныне покойной жены. Гармонию с природой нарушает только редкий визит молодого щегла Амира (Алекс Вулф), с которым Робин предпочитает не разговаривать, а просто молча передавать собранные трюфели в обмен на продукты. Но однажды цивилизация все же настигает Робина и забирает то единственное, что ему дорого – его свинью.

Искусство

«Свинья» / «Pig» (2021)
«Свинья» / «Pig» (2021)
Классическая музыка совершенна с точки зрения формы, она была прекрасна 200 лет назад, прекрасна сегодня и останется таковой и через 200 лет.

Возвращение Робина Фельда, гениального шеф-повара, в Портленд в поисках украденной свиньи (на фоне смерти возлюбленной) отсылает нас к сюжету древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. В нем легендарный певец и музыкант-лирист после смерти любимой жены спускался за ней в подземное царство (Портленд, как отметит Робин, раньше находился на глубине 120 метров под водой). Там он очаровывал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону (Фельд же повторяет для отца Амира Дариуса лучший ужин в его жизни) – так, что они согласились возвратить на землю Эвридику (расчувствовавшийся Дариус рассказывает правду о судьбе свиньи). Пересказывая на современный лад миф об Орфее и Эвридике, режиссер фильма Майкл Сарноски подтверждает мысль о том, что настоящее искусство бессмертно.

Забавная деталь: Фельд, наблюдая за тем, как такой выпендрежник как Амир с его нелепым желтым Камаро пытается выставить себя за ценителя искусства (обычное явление в наше время), прослушивая умный подкаст о классической музыке, с раздражением выключает магнитолу в машине.

Деконструкция

«Свинья» / «Pig» (2021)
«Свинья» / «Pig» (2021)

В ресторане Дариуса шеф-повар, описывая меню, говорит о новомодной концепции деконструкции – создании необычных блюд из знакомых продуктов. На самом деле эта же концепция применена и в «Свинье», деконструирующей популярные истории о мести (самые очевидные примеры здесь – «Мэнди» с тем же Кейджем и «Джон Уик») и наделяющей их новыми смыслами.

В эту концепцию идеально вписывается Николас Кейдж, к своему разочарованию приобретший статус мема и демонстрирующий в фильме образ интеллигентного и очень сдержанного человека. Правда, это не помешало многим обзорщикам написать заголовки к «Свинье» в стиле: «Безумный Кейдж возвращает украденную свинью» – будто актер снова демонстрирует свое знаменитое «Cage Rage». Но в сцене, где персонаж Кейджа узнает о смерти свиньи, Сарноски будто нарочно выключает звук, и мы лишь видим боль героя, но не слышим его.

В «Свинье» есть отсылка и к другому знаменитому фильму – «Бойцовскому клубу». Необычность подпольных боев между работниками ресторанов, состоит в том, что один из участников должен не сопротивляться и выстоять под ударами в течение минуты. И чем весомее имя избиваемого, тем на большую награду он претендует.

Имя

На свете не так много вещей, которые стоят нашего внимания.

Имя – одно из ключевых понятий в фильме. Оно является частью социального контракта, по умолчанию заключаемого между обладателем этого имени и обществом. Если то, что ты делаешь, ценно, и на тебя обращают внимание – это дает тебе деньги и уважительное отношение со стороны людей. Но за напускными улыбками и манерами скрывается абсолютное безразличие к тебе, и в этом смысле подпольные бои – честное отражение сути этого самого социального контракта. Обладателя имени избивают, но взамен дают пропорциональную статусу сумму денег.

Понятие имени тесно связано с репутацией. Репутация приобретается с оглядкой на чужое мнение и сопровождается потерей себя, но только оставаясь самим собой можно создать нечто по-настоящему ценное. Большинство людей боятся разрушить свою репутацию, потому что иначе, по их мнению, они перестанут существовать. Так же считает и старый знакомый Фельда Эдгар, организующий подпольные бои, но он ошибается, ведь имя Роба с годами не утратило веса, что доказала реакция участников боя на неожиданное появление Фельда после 15 лет отсутствия. Робин исчез на пике своей славы, отчего приобрел статус легенды, а подобные вещи высоко оцениваются обществом.

Фельда совершенно не заботит мнение людей, весь фильм он ходит в грязной одежде и с разбитым лицом, игнорируя любую лесть в свою сторону. Все, что его интересует – это его любимая свинья. Но так было не всегда, на что намекает диалог между Робином и Дариусом – судя по всему, смерть жены открыла Фельду глаза на сущность общества. Всю жизнь он посвятил служению людям, он помнил каждого, кому когда-либо готовил, но единственным человеком, по-настоящему достойным его внимания, была его возлюбленная. И когда ее не стало, Робин принял решение уйти в лес и жить отшельником, продолжая заниматься кулинарным искусством ради самого искусства.

Лорелея

«Свинья» / «Pig» (2021)
«Свинья» / «Pig» (2021)

Непростое имя принадлежит супруге Робина Лори, что сокращенно от Лорелея. Так звали героиню немецких народных легенд, представавшей в образе речной девы-чаровницы. Само имя восходит к названию крутого утеса на правом берегу Рейна у города Санкт-Гоарсхаузен в Германии. Согласно легенде, в сумерки и при лунном свете на этой скале появлялась девушка, «которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал». В финале фильма мы как раз и услышим пение Лорелеи в честь дня рождения мужа.

Портленд

Образ реки также используется в фильме – соответствующим кадром начинается «Свинья». На берегах рек Колумбия и Уилламетт расположен и Портленд, куда прибывает Робин в поисках свиньи. Там от него мы услышим историю о грядущем землетрясении и затоплении города. Это метафора неотвратимости смерти в контексте того, что люди тратят свою жизнь на нестоящие внимания вещи, в погоне за которыми они теряют себя. Одновременно с этим ее можно считать и своего рода предостережением всему человечеству перед силами природы.

Корпорации

Самый престижный ресторан города, владельцем которого является Дариус, олицетворяет собой большую и бездушную корпорацию. Корпорации забирают те ресурсы, которые посчитают нужными – сколько, у кого и когда захотят. Ничего личного, просто бизнес. Люди, которые работают на такие корпорации, сами зачастую становятся менее человечными. Только ущемление своих бизнес-интересов способно вызвать у таких предпринимателей какой-либо эмоциональный отклик. Так, хозяйка трюфельной фермы по имени Мак помогает Робину не потому, что считает это правильным, а потому что думает, что с помощью украденной свиньи парочка грабителей выкапывает трюфели на ее участках.

Корпорациям, работающим на поток ради прибыли (этот образ демонстрируется в коротенькой сцене на трюфельной ферме Мак) противопоставляется герой Кейджа, мастер своего дела, помнящий каждое приготовленное им блюдо и человека, которому оно предназначалось. Им движет не прибыль, а любовь к творению и искусству. Обратите внимание, с каким трепетом герой относится к каждому ингредиенту в сценах приготовления блюд, это чувство усиливают крупные планы и музыка.

Именно к чувству прекрасному, любви и взывает Фельд, когда повторяет для Дариуса самый запоминающийся ужин в его жизни. И у него это получается. Это и отличает Сарноски от того же Содерберга – по мнению режиссера «Свиньи», за каждой системой стоят живые люди со своими слабостям, а значит есть шанс до них достучаться. В этом смысле искусство предстает как универсальный ключик к каждому. Так, общество Робина, предстающего в образе мудрого наставника, исцеляет Амира, годами обделенного отцовской любовью, и в финале мы видим его слезы. Что же до героя Кейджа, то, в очередной раз потеряв самое драгоценное, он, вероятно, обрел достойного ученика.

***

Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!