Детройт, 1955 год. Небольшую группу преступников низшего звена: смышленого Кёрта (Дон Чидл), параноика Рональда (Бенисио Дель Торо) и болтуна Чарли (Киран Калкин) – их общий знакомый подбивает на одно непыльное, но прибыльное дельце. Всего-то нужно подержать в заложниках семью бухгалтера Мэтта (Дэвид Харбор), пока тот достает кое-какие бумаги из офиса своего начальника в General Motors. Но очень скоро Кёрт понимает, что это с виду простое задание не сулит его исполнителям ничего хорошего, а за всем скрывается запутанный клубок из заговоров, интриг и подстав. Его нить уводит на самый верх, туда, где на кону огромные суммы денег. Решая не упускать такой шанс поживиться, а заодно спасая собственную шкуру, Кёрт заручается поддержкой одного из своих напарников и начинает свою хитрую игру.
Совершенно незаметно для россиян прошла премьера нового фильма одного из самых умных режиссеров современности Стивена Содерберга («Траффик», трилогия «Друзей Оушена»). «Без резких движений» вышел на не доступном в России «HBO Max» в начале июля и представляет собой остроумный и сложноустроенный нуарный детектив, проливающий, как это принято у Содерберга, свет на очередной аспект современного мироустройства. На этот раз в центре внимания режиссера оказываются большие корпорации, плетущие между собой заговоры ради увеличения прибыли и зачастую не несущие никакой ответственности за свои злодеяния. На примере реального заговора автопроизводителей, имевшего место в США в 50-е годы, Содерберг увлекательно рассказывает о таком явлении как «Too Big to Jail» («слишком большой, чтобы посадить в тюрьму»). Этот термин хоть и появился относительно недавно (если интересна история его возникновения, то советую обратиться к недавней документалке от Netflix «Грязные деньги», эпизод про «банк наркокартелей» HSBC), но прекрасно описывает ситуацию из фильма: власти почти любой капиталистической страны готовы закрыть глаза на преступления ведущих национальных корпораций, лишь бы не нанести непоправимый урон этим гигантским структурам, создающим сотни тысяч рабочих мест в стране и приносящим бюджету колоссальные суммы в виде налогов.
Но прежде, чем у зрителя появится возможность узреть общую картину происходящего, ему вместе с героями предстоит пройти долгий и витиеватый путь от самого низшего яруса капиталистической пирамиды, где и обитают персонажи Чидла, Дель Торо и Калкина, до её верхушки. По пути нам встретятся множество интереснейших персонажей (о которых поговорим подробнее в последующем разборе), исполненных целой россыпью легендарных, забытых или, наоборот, популярных актеров: Рэем Лиотта, Биллом Дьюком, Бренданом Фрейзером (чья карьера сейчас возрождается: работа у Содерберга, главная роль в следующем фильме Аронофски и появление в грядущей картине Скорсезе), Джоном Хэммом, Эми Саймец и Мэттом Дэймоном. Но главное, если вы когда-нибудь смотрели фильмы, у которых то и дело обнаруживается скрытое дно, то Содерберг своей новой картиной, вероятно, побил все рекорды по их количеству.
Если сравнивать «Без резких движений» с другими фильмами, то первым приходит на ум «После прочтения сжечь» братьев Коэн – обе картины прекрасно сыграны и одинаково плотно пропитаны заговорщическим духом. Вот только у Коэнов все перипетии сюжета приводили зрителя к мысли о бессмысленности человеческой жизни – в финале «Прочтения» начальник ЦРУ в исполнении Дж.К. Симмонса просто разводил руками со словами, что чему-то то они в результате всех смертей научились (что, очевидно, не правда). Содерберг же смотрит на мир не столько через призму человеческой глупости, сколько алчности. И уже это качество, так же возведенное Содербергом в абсолют, приводит к удивительным и трагичным событиям, от которых находящиеся на верхних ярусах капиталистической пирамиды будут разводить руками. Правда, на этот раз мы будем понимать, как на самом деле все устроено.
***
Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!