Найти тему

Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции

Оглавление

Содержание:

Введение

1. Понятие «охраны» и «защиты» прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти. Эволюция защиты.

2. Конституционно-правовое регулирование основ защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции в РФ.

3. Актуальные проблемы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции в РФ.

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Как демократическое суверенное правовое государство Российская Федерация признает гражданина, а также его права и свободы высшей ценностью, а следом гарантирует их правовую защиту. В статье 7 Конституции Российской Федерации прописано: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». И эта политика остается неизменной даже в сложных современных средах, когда экономика страны подвергается серьезным испытаниям, когда в период пандемии каждый имеет право на собственную индивидуальную защиту, бесплатную вакцину и прочее.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является основной задачей государства и всех его отдельных органов. Снабжение всеми нуждающимися вещами, обеспечение защиты – это смысл и содержание деятельности органов государственной власти и управления ими, требующей различных значительных ресурсов, например, финансовых, материальных, организационных, правовых, научных и кадровых.

Глава вторая Конституции РФ включает 48 статей, большая часть которых посвящена конкретно определённым правам и свободам. Такие статьи представляют собой определенную систему, имеющую определенно логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер деятельности человека и гражданина, которых они касаются. В связи с этими основаниями принято разделять права и свободы на три группы: личные, политические и социально-экономические.

В своей работе я бы хотела обратить внимание на личные права, которые составляют основу правового статуса. Они закреплены в наибольшем количестве статей Конституции. К этой группе принято относить права:

1. На жизнь

2. На свободу и личную неприкосновенность

3. Неприкосновенность жилища

4. Охрану частной жизни

5. Тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграммных и иных сообщений, защиту частной жизни

6. Определение национальности

7. Пользование родным языком

8. В группу личных прав также включены свобода передвижения, смены местожительства, совести.

Главная особенность всех тих прав в том, что они неотчуждаемы, то есть не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, а также включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.

Защита, соблюдение, охрана прав и свобод являются главной обязанностью нашего с вами государства, а именно в Российской Федерации. Для выполнения этой обязанности в государстве должен быть создан определенный механизм по соблюдению и защите прав и свобод всех граждан, проживающих или находящихся на территории РФ, поэтому в Российской Федерации защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Впервые для выполнения таких обязанностей и было принято в 1718 году Петром Первым создать «Главную Полицию». Конечно, защитники были в XV и XVI и XVII веках, однако только в XVIII веке Полиция получила возможность назначать наказания по уголовным деяниям, в полной мере выполнять свои обязанности. Уже в 1811 году было принято решение создать отдельное Министерство Полиции, которое в скором времени было присоединен к Министерству внутренних дел.

После всеми известной Февральской революции в России 1917 года "царская полиция" была уничтожена или ликвидирована, а также была провозглашена замена полиции "народной милицией". Что касается современной истории, то в 2010 году, а именно 6 августа Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, предложил переименовать милицию в полицию, подкрепляя свое решение словами:

«Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция.»

Так, 1.03.2011 г. вступил в силу новый закон «о Полиции», после, уже с 1 января 2012 года вся символика, эмблемы и логотипы с названиями милиция перестала действовать и существовать.

В современном государстве полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются высшим нормативно-правовым актом РФ - Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 г. No 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 г. No 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел», а также другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Самая главная задача полиции – охрана общественного порядка в целом, безопасности человека и общества в целом, в чем я бы хотела подробнее разобраться и поделиться знаниями в данной работе.

Правоохранители в случае установления факта нарушения прав заявителя обязаны принять нужные меры и устранить нарушения. В его задачу могут входить следующее:

-направить государственному органу власти или органу местного самоуправления или должностному лицу заключение, содержащее рекомендации относительно возможных мер для устранения проблемы и восстановления прав и свобод гражданина.

- обратиться в суд за защитой прав

-направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты и участвовать в судебном заседании.

-Обращаться в Конституционный суд РФ с жалобой на правонарушение конституционных прав и свобод.

Лично я сама не раз имела дело с полицией(в хорошем значении этой фразы). На данный момент имею некоторые понимания об этой деятельности и профессии в целом, о защите граждан и прочее, так как мой дядя работал в правоохранительных органах (но сейчас уже на пенсии). Своими знаниями я хотела бы поделиться с вами, с целью, чтобы каждый из нас понял, насколько важна эта профессия, какими правами мы можем пользоваться.

Понятие «охраны» и «защиты» прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти. Эволюция защиты.

Каждый из нас по своему понимает слова «охрана» и «защита» прав и свобод человека. К примеру, Николай Васильевич Витрук, юрист Российской Федерации, научный государственный деятель, судья Конституционного суда РФ в отставке, в своих ранних работах условно разделял понятия «охрана» и «защита» прав и свобод граждан, понимая под охраной прав деятельность, направленную на устранение препятствий в реализации прав, на профилактику и предупреждение нарушений прав, а защита, по его мнению, наступает тогда, когда есть неисполнение обязанности или злоупотребление правом, возникает препятствие в осуществлении прав, имеется спор о наличии самого права. Вместе с тем, Н.В. Витрук предполагал возможным фактически объединить обе рассматриваемые категории в единое целое - охрану (защиту) прав.

Между тем в другой научной литературе взгляды на соотношение охраны и защиты расходятся. Так, например, И.В. Потапенкова пишет, что “охрана осуществляется только тогда, когда нет непосредственного нарушения прав и законных интересов граждан. В свою очередь, когда есть само правонарушение, тогда и должна наступать защита”. Такой подход достаточно актуален в вопросах соотношения рассматриваемых мною и вами категорий. Тем не менее можно рассмотреть фразы «охрана» и «защита» более подробно. Так, П.П. Сергун пишет, что по вопросу соотношения таких категорий, как “охрана” и “защита”, в научной литературе нет четко определенной позиции. Ряд авторов, такие как Николай Васильевич Витрук, вообще не проводят различий между обозначенными категориями. Другие отмечают, что понятие “защита” – более широкое по отношению к категории “охрана”. Ряд иных специалистов полагают, что дефиниция “охрана” выглядит более содержательной по отношению к термину «защита»

Лично я за объединение этих двух слов. Также считаю слова Николая Васильевича абсолютно точными, чтобы не совершилось противоправное деяние, следует его устранить, соответственно препятствовать ему, сохранить право человека, а защищать уже нужно тогда, когда предотвратить урон сложно, и практически невозможно.

Хочу обратить внимание, что в Конституции РФ используются как одни, так и другие термины применительно к предмету своего собственного регулирования. В частности, в Конституции РФ отмечается, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21); право частной собственности охраняется законом (ст. 35); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом (ст. 52).

В Конституции РФ нашел и свое применение такой термин, как защита. Так, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59) и т.д.

В контексте Конституции РФ термин “охрана” привязывается преимущественно к правам и свободам гражданина, а термин “защита” – по большей части к публичной сфере, а также к функционированию самого государства. В действующем законодательстве рассматриваемые категории также используются в самых раз личных аспектах, прямо или косвенно касающихся обеспечения прав и свобод граждан. Так, в настоящее время действуют Закон РФ от 7 февраля 1992 г. No 2300-I “О защите прав потребителей”, Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. No 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” и др. Анализ приведенных и ряда иных законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что термины “охрана” и “защита” зачастую могут быть рас смотрены как тождественные. В ряде случаев можно говорить, что одна из обозначенных категорий касается статики, а другая – динамики процесса обеспечения прав и свобод граждан.

В свою очередь, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. “О полиции” определяет, что функциональное предназначение полиции – это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также охрана общественного порядка и собственности (ст. 1).

Из всего этого можно сделать вывод, что термин “защита” касается граждан, а также их прав и свобод, а категория “охрана” – иных социальных благ и ценностей. Необходимо отметить, что охрана и защита прав и свобод граждан в своей совокупности образуют содержание их обеспечения. В этой связи возможно согласиться с И.А. Адмираловой, отмечающей, что “административно правовое обеспечение прав и свобод граждан в сфере внутренних дел в концептуальном плане может быть рассмотрено в нескольких аспектах.

Конституционно-правовое регулирование основ защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции в РФ.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Актуальные проблемы

Однако, для того, чтобы обеспечить полную охрану и в полном размере иметь права, общество должно взаимодействовать с государством. Искать вместе решение проблем. Точно необходимо, чтобы не только государство, но и общество проявляли свое желание и действие на решение конкретной проблемы.

К сожалению, в последнее десятилетие люди утратили уверенность в защите своих прав. Это связано и с распространением поддельных сайтов, которые путем мошенничества отбирают у людей квартиры, деньги, надоедают постоянными звонками на мобильный.

К примеру, есть сайт ГосУслуг, где Гражданин Российской Федерации не выходя из дома может заполнить заявление на какую-то нужную ему услугу. Однако существует отдельный сайт гос услуг, который практически не отличается от обычного сайта, нежели только названием сайта, на которые чаще всего граждане Российской Федерации не обращают никакого внимания, тем самым попадая в ловушку. Таким образом общество, которое хочет получить некую услугу, платит за нее государственную пошлину, но услуга не осуществляется, так как это мошенники, которые вы получили деньги, и пропали. Вернуть украденные деньги довольно трудно. Даже правоохранительные органы чаще всего не справляются с этой задачей.

Проблемой выступает и то, что подчас государство не только неэффективно выполняет свои функции, но и само нарушает права граждан. «Факты беззакония в деятельности властных правовых структур опасны не только тем, что причиняют непосредственный вред конкретному лицу, но и порождают правовой нигилизм общества. Несколько снижает эффективность работы полиции в рассматриваемом направлении тот факт, что региональным законодательством об административных правонарушениях на полицию возлагаются

обязанности, которые не отвечают задачам полиции.» - пишет в своей статье Адмиралова.

Её слова абсолютно точно высказывают положение деятельности правоохранителей. На сегодняшний момент было выявлено более 800 составов правонарушений, которые закреплялись региональным законодательством об административных правонарушениях. Эти составы, в основном, касались нарушения каких – либо правил содержания домашних животных, выпаса домашнего скота и птицы, нарушения правил благоустройства, непринятия мер по очистке крыш от снега и льда и др. МВД России проводит большую работу, касающуюся освобождения от несвойственных ему функций, но до нормального положения вещей в этой сфере еще далеко. Такое положение вещей несколько снижает эффективность работы полиции, особенно в сфере обеспечения прав и свобод граждан, попавших в сферу действия административно-юрисдикционой деятельности полиции. Несмотря на это полиция продолжает выполнять просьбы граждан и разрешать ситуации, которые по сути должны выполнять другие органы. Данная деятельность полиции значительно ухудшает свою первостепенную задачу правоохранительных органов. Второстепенные задачи, с которыми обращаются граждане с умолением, отнимает слишком много времени, которое они бы могли потратить на что-то более сложное и серьезное. Конечно, в деле кажется, что в этом виновата полиция, что она может переадресовать дело в нужную структуру для его решения, а самим заняться своими прямыми обязанностями. Однако не всё так просто, как кажется. Сами граждане способствуют тому, чтобы дела решала именно полиция. Они к ним обращаются и настойчиво требуют выполнить их проблемный спор или задачу.

Низкая исполнительская дисциплина в сфере реализации административных наказаний, конечно, не способствует росту авторитета закона, а также субъекта его реализующего. К примеру, люди сами создают себе мелкие проблемы, в дело которых потом просят вмешаться полицию, у которой достаточно много ответственных дел, от которых отвлекаться не хотелось бы. Однако выполнять защиту граждан их обязанность, поэтому приходится браться за всё.

Совсем недавно мне пришлось оказаться свидетелем одного случая

Заключение

Литература

1. Официально-документальные материалы

1.1 Конституция Российской Федерации

1.2 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)

1.3 Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газ. - 1995. 5 апр.

1.4 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. No 2300-I “О защите прав потребителей”, Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. No 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

2. Монография, научные статьи, учебники, учебные пособия

2.1. Статья Н.В. Витрука

2.2. Статья И.В. Потапенкова

2.3. Статья П.П. Сергуна

2.4. Статья И.А. Адмираловой. Адмиралова И.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в деятельности полиции: монография. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. – 258 с.

THE PROBLEM OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS IN THE ACTIVITIES OF THE POLICE

© 2021 y. V.Y. Chernobrivceva

Smolensk University

E-mail: vika.chernika3@icloud.com

Received 03.04.2021

Key words: police, protection, security, person, citizen, the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, function, law enforcement, impact, security, competence.