835 подписчиков

ПСАЛОМ 44: ОДА ПРЕКРАСНОЙ СВАДЬБЕ

336 прочитали

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ

Ни одна книга духовных гимнов не будет полной без песни любви. Псалом 44 можно озаглавить “Ода прекрасной свадьбе”. Этот псалом радуется бракосочетанию царя и царской дочери. Его можно назвать царским псалмом.

Мы не знаем, по случаю чьей свадьбы написан этот псалом - Соломона, Ииуя или Иорама. Возможно, его пели или читали на свадьбах многих израильских царей.

Подзаголовок псалма содержит пять указаний. Первое адресует псалом “начальнику хора”, дирижеру одного из храмовых хоров. Вторая говорит: “На музыкальном орудии Шошан”. Но в точности, что такое Шошан, неизвестно. Это слово может означать “лилии” или просто указывать, на какую мелодию его следовало исполнять [в Современном Переводе так и сказано: “На мелодию «Лилии»”]. Это слово в разных вариациях встречается еще в трех псалмах (59; 68; 79). Третье указание относит псалом к “сынам Кореевым”. Это может означать, что его сочинил один из них или что он относится к тем псалмам, которые они исполняли на храмовом богослужении. Четвертое говорит, что это учение. И пятое называет его “песнь любви”, что, несомненно, определяет обсуждаемую тему.

Это псалом, как и Книга песни песней Соломона, напоминает нам о красоте и достоинстве человеческой любви. Ее образы часто толкуются аллегорически как Бог и Израиль, Христос и церковь. С его помощью, конечно, можно иллюстрировать эти божественные взаимоотношения, но все же самое лучшее толкование - видеть в нем прославление чуда и радости супружеской любви.

Брак был установлен Богом для счастья всех людей. В Своей безграничной мудрости Он сделал семью краеугольным камнем общества. Песня подразумевает ту истину, что любовь, секс, брак, семья, надежная взаимная преданность мужчины и женщины и истинная радость их совместной жизни в любви - все это Божьи дары. Он дал нам их, потому что хотел, чтобы мы, исполняя Его дело, были счастливы. Их наличие в этом мире указывает, что Бог хотел не только удовлетворить наши нужды, но и дать нам радость и надежное пристанище земной любви.

В псалом вкраплены основы счастливого брака. Некоторые из них присутствуют только в виде намека, но ясно выраженные или безошибочно угадываемые, они хорошо просматриваются в этом праздничном событии, называемом свадьбой. Псалом описывает смех, радость, восхищение и красоту этого события, которое люди считают таким волнующим.

I. ВКЛЮЧИТЕ В ЭТО СОБЫТИЕ БОГА (ст. 2, 3)

Первый основополагающий камень, который выделяется в этой песне, это Бог. За весельем и радостью стоит основанная на любви Божья благодать. Царь - Господний избранник, и ему поручено быть Божьим представителем на земле. Так, мы видим выраженную косвенным образом истину, что хороший брак в своем основании и в себе самом имеет Бога.

Автор с волнением пишет этот псалом о царском браке. Он строит его таким образом, что второй стих становится вступлением, а последний - заключением. В обоих стихах он говорит от своего имени. Тема, которую он раскрывает, заставляет его сердце переполняться радостью: “Прекрасными словами полон я” (Современный Перевод); “Излилось из сердца моего слово благое” (Синодальная Библия). Он радуется тому событию, о котором пишет:

«Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца, Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог навеки» (ст. 2, 3).

Он должен писать о царе, готов и хочет поскорей это сделать. В голове теснятся мысли о любви, стремясь выплеснуться наружу. Перо носится по бумаге, не поспевая за мыслями.

Царя он называет самым прекрасным из людей. У древних семитов на свадьбе на мужчину обращали больше внимания, чем на женщину. Свадебным гостям не терпится увидеть жениха, его убранство и свиту. Подданные смотрят на жениха с любовью и благодарностью. Лицо царя, его улыбка и тщательно подобранные слова излучают благодать и доброту. Он восторжен, умен и милостив, потому что Бог благословил его. Если он не свернет с пути благочестия, Бог и дальше будет благословлять его.

II. ПУСТЬ В ЭТОМ СОБЫТИИ БУДЕТ ЧИСТОТА (ст. 4-8)

Второе основание для брака - это чистота. Каждый брак должен иметь это качество, и начинаться оно должно с мужа. Никакое обещание не может быть дано на длительный срок без честного сердца и чистой души.

Автор продолжает говорить о царе, подчеркивая, что он - защитник своего царства.

«Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы твои, - народы падут пред Тобою, - они - в сердце врагов Царя» (ст. 4-6).

Бог избрал царя, чтобы он вел людей в истине и праведности. Песня призывает царя исполнить то, на что он поставлен - вести, защищать и поддерживать Божий народ в истине, кротости и праведности. Божий народ должен быть кротким, послушным Богу и Его законам. Божий царь в Израиле должен особенно посвятить себя истине и праведности. Его обязанность - позаботиться о том, чтобы Божий народ оставался послушным Богу и чтобы с ним не обходились несправедливо.

Выражение “десница Твоя” символизирует царскую силу и способности вождя. Всякий, кто смотрит на него, облеченного царской властью, может извлечь из этого ценные уроки: сделать вывод, что это могущественный царь - царь, которого трудно победить в битве. Он одержал победы над многими народами и успешно защищал свое царство от врагов.

В это описание включено такое качество, как чистота. Он - Божий царь; его стандартами являются истина и праведность; он защищает покорный Богу народ.

«Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (ст. 7, 8).

Престол Божьего земного представителя - царя, которого поставил Бог и который посвятил себя Божьей истине - несокрушим, и власть его вечна. Скипетр в его руке, знак царской власти, - жезл нравственной правоты. Истина будет вести его, а праведность будет стандартом, которым он будет руководствоваться в делах своего царства. Им движут два чувства: любовь и ненависть. Он любит праведность и ненавидит беззаконие, и поэтому Бог отделил его от соучастников, помазав его и дав ему уникальные и дивные обязанности.

Стихи 7 и 8, цитируемые по Септуагинте (LXX), греческой версии Ветхого Завета, Евр. 1:8, 9 относит к Христу, Мессии. В этом не может быть никакого сомнения, потому что цитата предваряется словами “А о Сыне...” (1:8). Вполне вероятно, этот псалом, в духе поэтического преувеличения и идеализации царских качеств, описывает превосходные достоинства земного царя. Но, делая это, автор пророчески вывел образ Царя, который будет обладать этими качествами в совершенстве, образ Мессии.

Матфей утверждал, что возвращение Иисуса в Назарет из Египта нужно было для того, чтобы “[сбылось] реченное Господом чрез пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего»” (Мф. 2:15). Однако стих, на который ссылался Матфей, Ос. 11:1, исторически относится к выходу Израиля из Египта. Значит в Ос. 11:1 Израиль представлен как образ Христа, а исход Израиля из Египта символизирует в пророчестве то событие, когда ребенка Христа вывезли из Египта.

Если такое толкование стиха верно, тогда приподнятым слогом описывается земной царь, являющийся главной темой псалма. По случаю его свадьбы о нем говорится как о непорочном и нравственно чистом человеке - единственном, кого Бог может избрать Своим царем. Этот царь имеет те черты, которые Бог хочет видеть в каждом человеке.

Можно порадоваться невесте человека, который в достаточной степени обладает этими качествам. Поздравьте женщину, которая становится женой честного человека, и пожалейте ту, которая связывает свою жизнь с мужчиной, которому не ведомы эти принципы нравственной истины и морального совершенства.

III. СДЕЛАЙТЕ ЭТО СОБЫТИЕ ОСОБЕННЫМ (ст. 9, 10)

Третий основополагающий камень в этом псалме - это красота события и того, что она символизирует. По замыслу его создателя, брак должен быть приятным, восхитительным и особенным.

«Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в офирском золоте» (ст. 9, 10).

Жених прекрасно убран для своей свадьбы. Его одежды пропитаны дорогими благовониями, привезенными из далеких стран. “Смирна” завозилась из Аравии, “алой” - благовонное индийское дерево, “касия” - индийская корица. Эти восточные названия появились в еврейском языке, когда в страну были завезены сами специи: в обоих языках они звучат одинаково.

Вот жених с участниками процессии выходит из инкрустированных слоновой костью чертогов, и его встречает специально подобранная для этой церемонии музыка. На свадьбе присутствуют важные гости: царские дочери, благородные дамы и всевозможные сановники. Чтобы отдать должное важности события, привезены или посланы подарки. Царица, невеста, стоит по правую руку от жениха, сверкая одеждами, расшитыми офирским золотом. Благоухание, пышные наряды присутствующих, раздаваемые подарки, напоенный музыкой воздух - все это вместе делает праздник незабываемым.

Эта часть псалма отражает то, каким особенным событием является свадьба, будь то бракосочетание царя или рядового труженика. На свадьбу мы надеваем самую лучшую одежду, украшаем помещение цветами и огнями, дарим подарки и сопровождаем церемонию наилучшими пожеланиями, смехом и поздравлениями. Вся эта пышность передает наше отношение к браку; мы поднимаем свадебное торжество над обыденностью.

Свадьба в этом псалме - одно из великих государственных событий, бракосочетание царя с царской дочерью. Она захватывает внимание каждого подданного и вдохновляет на тщательно продуманные планы и украшения. Пусть красота царской свадьбы напоминает нам, что мы должны сделать брак особенным - не только в самом его начале, но и каждый день.

IV. ВКЛЮЧИТЕ В ЭТО СОБЫТИЕ БОЖЬИ ПЛАНЫ (ст. 11-18)

Следующий камень, лежащий в основании брака, - это включение в него Божьих планов для семейного очага. В псалме даются намеки на то, какой должна быть жизнь в таком браке.

«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо твое» (ст. 11-13).

Невеста получает наставления, и ее просят внимательно слушать то, что ей говорят. Ее жизнь скоро изменится, и она должна понимать это. Ей даются два наставления: оставить и прилепиться. Она должна забыть свой народ и дом своего отца. Она уже не может с тоской оглядываться на семью, из которой пришла. Этот брак должен изменить ее; она становится единым целым с женихом. Рождается новая семья.

Ей говорится, чтобы она смотрела на своего мужа, как на главу, и проявляла к нему величайшее уважение (см. Еф. 5:23; 1 Кор. 11:1-4). Преданность мужу завоюет и удержит его нежную симпатию к ней, а ее привлекательность и добродетели будут ему усладой. Вдобавок, она обретет благосклонность и похвалу в глазах многих людей.

«Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя» (ст. 14-16).

Красиво убранная невеста - само очарование. Она прекрасна в своем одеянии, прекрасна сама по себе и в том духе, который демонстрирует. Согласно обычаю того времени, ее в сопровождении незамужних подруг ведут в покои жениха. Она входит в атмосфере радости и веселья.

Божий план для супружеской жизни читается между строк: муж - глава семьи, а жена - царица. Один из персонажей Уильяма Шекспира говорит, что, если два наездника скачут одновременно на одной лошади, то кто-то должен сидеть спереди. Та же истина применима к супружеству, и Бог составил для него план. Мужу велено руководить, и его задача - руководить в жертвенной любви, как Христос возлюбил церковь (Еф. 5:25). Жене велено повиноваться мужу в любви и покорности, как Господу (Еф. 5:22). Бог задумал так для нашего счастья и для порядка в доме. И верное следование этому плану открывает широкую дорогу к успешному браку.

V. СДЕЛАЙТЕ ЭТО СОБЫТИЕ ДОЛГОВЕЧНЫМ (ст. 17, 18)

И последний камень основания - долговечность, прочность. Брак - не “одноразовые” отношения, а договор перед Богом на всю жизнь.

«Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (ст. 17, 18).

Псалом завершается перечнем наград, которые получит этот царский брак, если муж и жена будут следовать Божьему плану. Автор обращается к царю, на что указывают местоимения мужского рода. Эти последние слова представляют собой нечто вроде благословения на служение. Автор говорит, что эта песнь о царской свадьбе сделает ее памятной из рода в род.

У него родятся дети, и сыновья станут князьями земли. Бог задумал так, чтобы в каждом браке был завтрашний день. С долговечностью приходят благословения: рождаются дети и внуки, принося с собой еще большую радость. С течением времени даруется известность. Многие смотрят на пожилую пару с уважением и признательностью. Прочная семья увенчается Божьим благоволением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писания воспевают святость и красоту семейного очага. Книга псалмов была бы неполной без размышлений о прелести любви. Где бы в Писаниях ни говорилось о праздновании свадьбы, везде прямо или косвенно дается Божий образец для семьи. Как цветок раскрывает свои лепестки, так и этот псалом открывает нашему взору основания семейного очага.

Включите Бога в свой брак, включите в него чистоту, сделайте его особенным, стройте его по Божьему плану и сделайте его долговечным - и вы заложите все эти Божьи камни в фундамент, на котором должен созидаться брак. Отклонение от Его повелений, будь то по незнанию или в результате неповиновения, приведет только к краху и слезам.

Итак, этот псалом - ода прекрасной свадьбе. Каждая его строка описывает ее внешнее великолепие. Мы оказываемся свидетелями события исключительной важности для жениха и невесты. Для обоих это конец прежней жизни и начало новой. Выходя за рамки свадьбы, псалом рисует приход истинного Царя, Мессии, который будет править во веки веков.

Пусть у вас будет прекрасная свадьба - и, что более важно, пусть у вас будет прекрасный брак.

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ Ни одна книга духовных гимнов не будет полной без песни любви. Псалом 44 можно озаглавить “Ода прекрасной свадьбе”. Этот псалом радуется бракосочетанию царя и царской дочери.