-Сонь, ну вот что ты сидишь у телевизора постоянно или в телефон свой смотришь? Ну что ты там интересного увидела? Занялась бы хоть чем полезным, что ли. Ты же раньше вязала хорошо, даже заказы у тебя были, а сейчас все забросила, спицы свои уже пол года в руки не берешь. Ну так же нельзя, не может человек без интересов жить, он тогда глупеет и скучным становится, односторонним каким-то. Да брось ты свой сериал, хватит уже туда пялиться! -Дима в порыве гнева подскочил к жене и забрав у неё из рук пульт выключил телевизор.
-Дим, ты чего? Там же сейчас самое интересное начинается! Включи телевизор немедленно.
-Сонь, да какой телевизор-то? Там ведь не жизнь, там кино! Твоя собственная жизнь мимо проходит, пока ты чужую, написанную по сценарию проживаешь! Ты посмотри на себя, на кого ты стала похожа? Приходишь с работы и в телевизор, если не в телевизор- то в телефон. Мне надоело так жить! Надоело, что ты ничем, кроме телевизора не интересуешься! Ты улыбаться перестала, с тобой и поговорить не о чем, раньше хоть чем-то занималась, да и деньги дополнительные зарабатывала, а теперь что?
-Дим, а разве ты не этого хотел? Разве не ты меня по рукам постоянно бил?
-Сонь, ты чего? Я тебя и пальцем никогда не трогал.
Да ты что? Конечно, в прямом смысле этого слова ты меня и пальцем не трогал, а если с другой стороны посмотреть? Разве не ты был против моего вязания? Это же тебя раздражал стук спиц, нитки по всему дому, фотографии работ, общение с заказчиками. Разве не ты был против моего увлечения? Не ты ли ставил в пример других женщин, которые в свободное время смотрят сериалы и сидят в соцсетях? Не ты ли всегда говорил мне, что мое увлечение- полная ерунда и денег не приносит, только время убивает? Так радуйся, я все сделала, как ты хотел. Чем ты сейчас недоволен? Что ты от меня хочешь?
-Сонь, прости. Я наверное был не прав. Вяжи ты, сколько тебе угодно, я же вижу, как тебе трудно без любимого дела! А хочешь, прям завтра с утра пойдем по магазинам и купим тебе новые нитки, да и все, что ты захочешь! Только перестань грустить и смотреть эти глупые сериалы.
-Не хочу, Дим. Вот честно, не хочу. Ничего не хочу. Нет ни сил, ни желания. Смотрю на свои руки, и понимаю, что они как будто сломаны.
Все желание своим отношением мне отбили, сначала родители, потом ты, да так, что даже не тянет вязать. Отдай мне пульт, пожалуйста.
Соня демонстративно включила телевизор и поудобнее уселась в кресло, а Дима, хлопнув дверью ушел в комнату.
***
С раннего детства Соня тянулась к рукоделию. Её притягивали все эти таинственные петельки, накиды схемы, которые трансформировались в необычайно красивые узоры. Бабушка, которая тоже любила вязать показала девочке все те примитивные приемы вязания, которые знала сама, но для Сони этого оказалось мало. Все эти носки, варежки и перчатки Соня научилась вязать в совершенстве, обеспечив всю свою семью этим добром на несколько лет вперед.
Соседка, бабушка Таня, видя стремление девочки научила Сонечку вязать крючком ажурные салфетки, но её багаж знаний и умений был тоже невелик, а Соню все так же притягивал мир вязаных изделий.
-Мам, я буду ходить в школу на кружок вязания.
-Сонька, ну какое вязание? Что ты придумываешь? Носки- варежки вязать научилась, и то ладно, что тебе еще-то надо?
-Я хочу вязать так же красиво, как в журналах. А для этого нужно уметь читать схему, знать обозначение.
-Не придумывай, ходить она будет! Когда тебе туда ходить? Да и на чем добираться будешь? 5 километров- не шутка.
Первый раз в жизни Соня проявила характер, и стала ходить на кружок, несмотря на недовольство матери. Так как школа находилась в другой деревне, за 5 километров от дома Сони, девочке приходилось ходить пешком, несмотря на погоду, но через 3 месяца учитель трудов, которая вела кружок развела руками и сказала:
-Соня, тебе больше незачем ходить на мой кружок, я научила тебя всему, что знаю сама, больше мне нечего тебе дать.
Соня и сама понимала, что ей больше незачем тратить свое время, посещая кружок.
Теперь все свое свободное время девочка посвящала любимому занятию, несмотря на вечное недовольство матери. За несколько лет Соня обзавелась постоянными клиентами, которые заказывали шарфы, шапки и детские костюмчики. И красиво, и недорого.
- Лучше бы книжку почитала, или телевизор посмотрела, а то сидишь, как паук, плетешь свою паутину за копейки. Вот зачем тебе 3 шарфа на зиму? А шапок куда столько навязала? Экзамены на носу, а ты ерундой страдаешь.
- Мам, ну красиво же! Зато каждый день в школу в новой шапке. Да и дороже брать за свою работу я не могу, я же только учусь! Вот сдам экзамен, и поступлю на дизайнера одежды учиться, стану известным человеком и будут мои вещи очень дорого стоить!
-Да какой с тебя дизайнер? Что ты опять себе придумала? На повара пойдешь учиться, и профессия хорошая, и сама всегда сытая будешь. Где мы тебе денег наберем? Сиди уже, дизайнер!
***
Пап, я поздравляю тебя с днём рождения! Держи, это тебе. -Соня протянула отцу пакет. Ну же, смотри скорее.
Отец развернул пакет и достал белоснежный, пушистый свитер.
-Я сама его вязала! Мне бабушка пух спряла, а я связала! Нравится?
-Нравится, не нравится! Ну красиво, а что проку -то от такой одёжки? Куда я его носить-то буду? На ферму напялю, к коровам? Вот если -бы черный связала, так другое дело, на работу бы носил, а так в шкафу пролежит, моль собьет. Одним словом, мартышкин труд. -Мужчина небрежно затолкал вязанную пушистую красоту в пакет и отложил в сторону.
Ничего не сказала Соня, только плечи опустились и слезы застыли в уголках глаз, да про себя решила девочка, что больше никогда в жизни ничего не свяжет для отца.
Много еще было таких ситуаций, когда девочку били по рукам. Нет, не в прямом смысле, не физически, а вот так, неаккуратным обидным словом, пренебрежительным отношением, обесцениванием её пока еще детского и наивного труда.
Не сдавалась Соня, продолжала заниматься любимым делом, с каждым годом все больше совершенствуясь и обрастая заказчиками. Вот и училище осталось позади, впереди работа, а Соня все так же с увлечением берется за каждый новый заказ и с упоением вяжет, творит красоту, и довольные заказчики разносят славу о талантливой девушке, передавая информацию из уст в уста. И берет за свою работу Сонечка уже не копейки, а вполне достойную оплату, а мать все равно недовольна.
-Вот что ты опять сидишь, как паук? Ну сколько можно? Делом бы занялась! Другие на работе на банкеты идут, подрабатывают, и к получке неплохая прибавка, а ты все ерундой страдаешь!
-Мам, я хорошо зарабатываю на вязании, зачем мне на банкетах с тарелками бегать?
-Ой, да сколь ты там зарабатываешь-то? Ерундой страдаешь, да и все. Хоть бы жениха себе нашла, а то так и помрешь со своими нитками.
***
Мам, а где шаль, что я тебе подарила? Почему ты её не носишь?
-Ой, да я её Машке отдала. Я что, совсем старуха, в шаль кутаться? А ей на работу хорошо, она поясницу укутывает. Довольная, говорит, что теплая вещица, жаль, что светлая сильно, замызгалась быстро.
-Мам, да ты хоть знаешь, сколько такая шаль стоит? Там одна пряжа , как пол отцовой зарплаты, а ты! Я же для тебя её вязала, а не для сестры твоей! Я же почти месяц времени на неё потратила!
-Да тебе делать нечего, вот ты ерундой и страдаешь. Это надо же, столько денег на нитки потратить! Лучше бы пальто мне к зиме купила, больше проку бы было.
Мать, ни разу в жизни не державшая в руках спиц не понимала, что такая безделушка может стоить очень дорого.
-Мам, а ты думаешь, что я на одну зарплату повара вам помогать могу? Не велика зарплата, знаешь-ли. Мне на неё и одной не прожить.
-Ой, ну скажи еще, что ты на своей паутине столь зарабатываешь! Да ни один дурак столько денег за косынку простую не отвалит, пусть она хоть 100 раз красивая будет.
И даже когда женщина слышала похвалы в адрес своей дочери всегда скептически поджимала губы и иначе как баловством Сонино увлечение не называла.
Выйдя замуж Соня все так же вязала, плела, путала, фотографировала и принимала у себя на квартире заказчиков, которые всегда уходили довольные.
Недовольным был только муж Сони, который так же, как её родители, считал, что девушка попусту тратит время. В финансовую сторону вопроса Дима не вникал, и точно не знал, сколько стоят её работы, поэтому называл её паучихой, и говорил, что его уже раздражает стук спиц.
-Лучше бы телевизор в тишине посмотрела, а то вечно стучишь, да петли свои считаешь. Эти нитки в каждом углу, надоели уже. Могла бы подработку найти, чем ерундой за копейки заниматься. И вообще, Соня, перестань мне дарить свою вязанную чепуху! Что я, маленький? Зачем мне свитер шерстяной? Ты мне еще с оленями кофту свяжи!
С каждым обидным словом, с каждой критикой в свой адрес плечи Сони опускались все ниже, а пальцам все труднее становилось держать спицы, словно каждое слово отзывалось переломом в очередном пальце.
Толи постоянная критика, толи что еще, а только сломалась Соня в один момент. И руки у неё сломались. Просто в один момент проснулась девушка, и поняла, что ей не хочется больше вязать. Попробовала взять в руки любимые спицы, но руки так и упали, словно сломанные веточки, словно веревочки перерезанные.
И села Соня к телевизору. Сначала плакала от бессилия и обиды за себя и свое увлечение, и смотрела такие ненавистные сериалы, а потом так втянулась, что ей даже понравилось. Стала на работе еще и подработки брать. Мало, конечно платили, но все же лучше, чем голая зарплата.
А потом муж стал возмущаться, что денег не хватает. Вроде и работает Соня больше, а денег все меньше. Да и сама она на себя стала не похожа, словно чужая. Сидит у телевизора, да молчит, сериалы смотрит.
А тут бабушка Сонина в гости приехала. Посмотрела на внучку, головой покачала, да сказала только.
-Ох, лебедушка ты моя, и тебе переломали крылышки, по рукам связали. Дурак ты, Дима, коли не видишь, что словами своими злыми вы Сонечку смысла жизни лишили. Вот тебя по рукам каждый раз бей, когда ты крышку с кастрюли снимаешь, так ты вскоре и жрать не захочешь, а ты её бедную сколь раз раз по рукам ударил словами своими?
***
Долго Соня за вязание не бралась, не хотелось ей. Так и ходила, плечи вниз склонив, пока не забеременела. А как узнала, что доченька у неё будет, так не удержалась, да снова за спицы взялась, такой красоты своей девочке навязала, что окружающие, глядя на малышку только умилялись-до того нарядная, красивая девочка, каждый день в обновках!
И клиенты почти все к Соне вернулись, да новых за собой привели, вот только ни родителям, ни мужу никогда и ничего больше Соня не вязала.
-Руки у меня не поднимаются им что-то вязать. Отец как-то намекнул, что жилетку пуховую хочет. Взялась я вязать, да только нитки зря испортила, не получается, и все тут. Плюнула на эту затею, да купила ему в подарок жилетку. А он, ты представляешь, обиделся! Видишь-ли, дочь вяжет, а жилетка покупная. И ведь не вспомнил про тот свитер, который моль в шкафу съела!
А мать шарф захотела, ну снуд, тоже я ей его купила. Не лежит душа, и руки не поднимаются. Знаешь, как обидно, вот сколько лет прошло, а до сих пор обидно. Не хочу ничего для них делать. Больно, когда родные так принижают твой труд и смеются над твоими увлечениями и стремлениями.
А ведь и действительно, у многих людей есть такая черта- принижать достоинства, личность и способности людей. И не каждый человек понимает, что без веры, без поддержки окружающих очень трудно чего-то достичь и добиться. Иногда слово ранит сильнее, чем подзатыльник, и руки опускаются, и пропадает желание и стремление, и ничего не хочется делать. А эти самые родные и близкие сами того не понимая, попросту ударили вам по рукам, ударили словом.
Трудно было отцу похвалить дочь за свитер? Неужели совсем некуда его было надеть? Даже пару раз в год, по праздникам, а дочери приятно.
И мама- вроде родной и близкий человек, тоже могла похвалить, да шаль хоть иной раз одеть, так нет, не угодила дочь с подарком.
Вот так и бью по рукам, сами того не замечая, родные и близкие люди, а потом удивляются- и что это, всех обвязала, а матери с отцом подарки в магазине покупаешь.
Да, не всем по душе рукодельные подарки, но обидно, когда не ценят чужие, а вот когда свои, так обидно вдвойне.
Не обижайте близких, цените их труд, их работу, их затеи, ведь как легко обесценить чужой труд, плюнуть в душу и ударить словом по рукам, а вот залечить избитые руки и шрамы на душе не у каждого получается.
С уважением, ваша Язва Алтайская.
Так же можно почитать: