Найти в Дзене
Живопись

«Телега для сена»: третья попытка Джона Констебла покорить Академию художеств

Художник Джон Констебл был полон решимости получить признание Королевской академии. И с этой целью старательно изучал классические пейзажи Клода и Пуссена, творчеством которых всегда восхищался.

Эта картина — третья попытка Джона Констебла «взять штурмом» выставку Королевской академии. И снова перед нами — окрестности реки Стоур, которая годом ранее уже фигурировала в работе мастера под названием «Стратфордская мельница». Честное слово, решимость художника прославить любимый с детства сельский пейзаж Саффолка невольно восхищает... Отчасти это объяснялось страхом перед быстрой индустриализацией родного края. Заводы, паровая энергия, локомотивы, которые появляются в работах его современников (таких как Уильям Тёрнер), на картинах Констебля отсутствуют как класс.

Джон Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, холст, масло, 127 x 182,9 см
Джон Констебл, «Стратфордская мельница», 1820, холст, масло, 127 x 182,9 см

Перед нами открывается вид на мельничный пруд во Флатфорде. Флатфордская мельница кормила семейство Констебл в течение ста лет. И худо-бедно сохранилась до наших дней. На полотне мельница скрыта из виду; мы лишь мельком видим край ее стены из красного кирпича в крайнем правом углу. Здание слева — это дом (который также сохранился до сих пор), занимаемый в те времена фермером-арендатором Вилли Лоттом. Пустой фургон движется через мелкий мельничный пруд к тому самому «плоскому броду», который дал название деревне Флатфорд. Крестьяне, многих из которых герой нашей статьи мог знать лично, заняты своими повседневными заботами...

Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, холст, масло, 130,2 х 185,4 см
Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, холст, масло, 130,2 х 185,4 см

Словом, картина напоминает предыдущую «шестифутовую» работу живописца. И в точности так же была создана в лондонской студии художника. За прошедшие годы Констебл сделал множество рисунков и набросков, посвящённых фермерскому дому Лотта; его красные крыши и дымоходы, побелённые стены и кирпичные контрфорсы даже появятся в нескольких последующих работах мастера.

Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент
Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент

«Чутьё» на удачные сочетания малых деталей и способность «сбалансировать» композицию видна на этой картине как на ладони. Несмотря на малые габариты, выгодно расположенная лодка «уравновешивает» дом слева и фургон с сеном в центре. Толстая красная бахрома, украшающая конскую упряжь, добавляет яркости цветовой гамме полотна, не вызывая при этом ощущения искусственной тоновой доминанты.

Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент
Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент

Нельзя не отметить: сцены, изображающие повозку, проезжающую через брод, крайне распространены на фламандских и голландских пейзажах семнадцатого века. Констебл восхищался этими работами, поскольку видел в них стремление к изображению живого и естественного, а не «парадного» пейзажа, которые были модны в его время. Мастер был воодушевлен самой идеей эстетики бытового сюжета. Странный, немного «фламандский» внешний вид фургона и широта композиции картины Сеновал явно обязаны влиянию Рубенса. Ведь борт повозки слишком низок для перевозки сена и скорее подходит для транспортировки древесины. Вполне себе отсылка к творческим экспериментам Рубенса, посвящённым тележке с сеном для картины «возвращение с уборки урожая» (Staatliche Museen, Berlin).

Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент
Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент

Однако Констебль, как правило, не копировал работы других художников напрямую, предпочитая следовать способу живописи, основанному на собственном наблюдении за природой.

Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент
Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент

И ещё: сам Констебль не называл эту картину «Телега для сена». То было «прозвище», данное ей другом художника, господином Фишером. Когда в 1821 году она была отправлена в Королевскую академию под названием «Пейзаж: полдень», рецензенты встретили ее благосклонно. Эксперт заявил, что наш герой «подошёл» к отображению реального вида сельской природы намного ближе, чем любой другой пейзаж.

Ирония судьбы: этот пейзаж нашему герою также не удалось продать.

Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент
Джон Констебл, «Телега для сена», 1821, фрагмент

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!