Художник Джон Констебл был полон решимости получить признание Королевской академии. И с этой целью старательно изучал классические пейзажи Клода и Пуссена, творчеством которых всегда восхищался.
Эта картина — третья попытка Джона Констебла «взять штурмом» выставку Королевской академии. И снова перед нами — окрестности реки Стоур, которая годом ранее уже фигурировала в работе мастера под названием «Стратфордская мельница». Честное слово, решимость художника прославить любимый с детства сельский пейзаж Саффолка невольно восхищает... Отчасти это объяснялось страхом перед быстрой индустриализацией родного края. Заводы, паровая энергия, локомотивы, которые появляются в работах его современников (таких как Уильям Тёрнер), на картинах Констебля отсутствуют как класс.
Перед нами открывается вид на мельничный пруд во Флатфорде. Флатфордская мельница кормила семейство Констебл в течение ста лет. И худо-бедно сохранилась до наших дней. На полотне мельница скрыта из виду; мы лишь мельком видим край ее стены из красного кирпича в крайнем правом углу. Здание слева — это дом (который также сохранился до сих пор), занимаемый в те времена фермером-арендатором Вилли Лоттом. Пустой фургон движется через мелкий мельничный пруд к тому самому «плоскому броду», который дал название деревне Флатфорд. Крестьяне, многих из которых герой нашей статьи мог знать лично, заняты своими повседневными заботами...
Словом, картина напоминает предыдущую «шестифутовую» работу живописца. И в точности так же была создана в лондонской студии художника. За прошедшие годы Констебл сделал множество рисунков и набросков, посвящённых фермерскому дому Лотта; его красные крыши и дымоходы, побелённые стены и кирпичные контрфорсы даже появятся в нескольких последующих работах мастера.
«Чутьё» на удачные сочетания малых деталей и способность «сбалансировать» композицию видна на этой картине как на ладони. Несмотря на малые габариты, выгодно расположенная лодка «уравновешивает» дом слева и фургон с сеном в центре. Толстая красная бахрома, украшающая конскую упряжь, добавляет яркости цветовой гамме полотна, не вызывая при этом ощущения искусственной тоновой доминанты.
Нельзя не отметить: сцены, изображающие повозку, проезжающую через брод, крайне распространены на фламандских и голландских пейзажах семнадцатого века. Констебл восхищался этими работами, поскольку видел в них стремление к изображению живого и естественного, а не «парадного» пейзажа, которые были модны в его время. Мастер был воодушевлен самой идеей эстетики бытового сюжета. Странный, немного «фламандский» внешний вид фургона и широта композиции картины Сеновал явно обязаны влиянию Рубенса. Ведь борт повозки слишком низок для перевозки сена и скорее подходит для транспортировки древесины. Вполне себе отсылка к творческим экспериментам Рубенса, посвящённым тележке с сеном для картины «возвращение с уборки урожая» (Staatliche Museen, Berlin).
Однако Констебль, как правило, не копировал работы других художников напрямую, предпочитая следовать способу живописи, основанному на собственном наблюдении за природой.
И ещё: сам Констебль не называл эту картину «Телега для сена». То было «прозвище», данное ей другом художника, господином Фишером. Когда в 1821 году она была отправлена в Королевскую академию под названием «Пейзаж: полдень», рецензенты встретили ее благосклонно. Эксперт заявил, что наш герой «подошёл» к отображению реального вида сельской природы намного ближе, чем любой другой пейзаж.
Ирония судьбы: этот пейзаж нашему герою также не удалось продать.
Автор: Лёля Городная