К концу 19-го века аргентинцы укомплектовали свой флот четырьмя броненосными крейсерами типа "Гарибальди", перекупленными у итальянского флота прямо на стапелях. Это позволило в короткий срок достичь как минимум паритета с чилийским флотом, противником и соперником Аргентины в борьбе за соперничество в регионе.
На самом деле четыре броненосных корабля в составе однородной эскадры обеспечили аргентинскому флоту заметное стратегическое преимущество. Еще два броненосных крейсера по улучшенному проекту было заказано итальянцам в начале 20-го века. Но получить их аргентинцам было не суждено. Великобритания помирила "драчунов" в 1902 году и обе стороны отказались от строящихся кораблей. Последняя пара бывших аргентинских "гарибальдийцев" пополнила Японский Императорский флот как "Ниссин" и "Кассуга".
Аргентинские же "итальянцы" прослужили около полувека, до прихода дредноутов, предусмотрительно заказанных в далеких от европейских войн США, составляя основную ударную силу аргентинского флота. По обычаю латинских стран патриотично настроенные женские организации Аргентины вручную вышили для крейсеров "боевые флаги, золотом на китайском шелке.
«Гарибальди» был передан аргентинцам 12 октября 1896 года, под командованием Мануэля Домеска Гарсия он 10 декабря прибыл в Буэнос-Айрес. Он возглавил 2-ю дивизию. Уже в 1900 году крейсер отправили в Геную на модернизацию. В 1903 году в соответствии с "Майскими пактами" разоружен. С 1907 года возвращен в строй и уже в 1911 году выигрывает приз по стрельбе среди "линкоров".
С 1917 года это уже учебный корабль, с 1921 года он в составе учебно-артиллерийского отряда. В конце 20-х, когда его систершипов отправили на модернизацию, обновление самого «Гарибальди» было признано неэффективным. С 1932 года он стал кораблем береговой обороны и началась каннибализация корабля ради продления срокам службы систершипов. 5 ноября 1936 года его продали на слом. После перепродажи он был утилизирован в 1936-1937 годах в шведских сталеплавильных печах.
Последняя пара полученных аргентинских крейсеров-«Пуэйредон» и «Генерал Бельграно», хоть и прослужили дольше, но особо ничем не отметились. «Пуэйредон» был принят 4 августа 1898 года и 1 сентября прибыл в Аргентину. «Генерал Бельграно» соответственно 8 октября 1898 года и 6 ноября.
«Генерал Бельграно» в 1899 году доставил президента Аргентины Хулио Аргентино Рока на встречу с президентом Чили Федерико Эрразуриса Эчауррена для урегулирования пограничного конфликта (часть делегации была также размещена на крейсере «Патрия» и транспорте «Вилларино»). 15 февраля 1899 года в Пунта-Аренас два президента заключили соглашение, ослабившее военное противостояние.
В 1907 году крейсер получил станцию беспроволочного телеграфа, а в 1912 году новый радиопередатчик. В октябре 1927 года крейсер принял участие в открытии памятника генералу Бельграно в Генуе. Тогда же он доставил в Испанию экипажи для построенных там эсминцев «Сервантес» и «Гарай».
Оба крейсера в 1903 году были разоружены, «Генерал Бельграно» возвращается к боевой учебе в 1907 году, а «Пуэйредон» в строй полностью возвращен в 1909 году.
Вторая пара крейсеров с 1926 года подверглась капитальной модернизации-они получили нефтяные котлы Ярроу, вместо боевой мачты появилась тренога с директором для управления огнем и легкими мостиками для прожекторов. Были демонтированы все казематные орудия как непригодные для стрельбы при свежей погоде. К тому же они не могли обеспечить необходимую дальность стрельбы для новой системы управления огнем. На главной палубе вместо них появились восемь 152-мм орудий на простых палубных установках со щитами, два на мостике и по три на борт. С казематов также демонтировали броню для компенсации верхнего веса. 57 мм сократили до четырех штук, зато добавили зенитные орудия.
«Бельграно» модернизировали в Италии, на заводе фирмы «Одеро» , закончили в 1930 году. «Пуэйредон» обновляли в доке главной базы флота в Пуэрто-Бельграно, разумеется, здесь работы шли дольше. Кроме того из-за нехватки средств на финансирование модернизации процесс ремонта был очень неторопливым.
Чудес не бывает и даже глубоко модернизированные крейсера начала века оставались кардинально устаревшими. Их включили в состав береговой обороны и практически не выпускали в море. «Бельграно» с 1933 года использовался как база подводных лодок в Мар-дель-Плата. В 1945 году на нем были заключены под стражу немецкие подводники с U-977, сдавшиеся аргентинцам после капитуляции 3-го рейха.
8 мая 1947 года служба «Бельграно» закончилась и его сдали на слом. Он завершил свой путь в печах военного сталелитейного завода в Риачуэло.
Имя «Генерал Бельграно» было передано приобретенному в США легкому крейсеру «Феникс» типа «Бруклин». Именно он был потоплен британской атомной подлодкой во время Фолклендской войны в 1982 году.
«Пуэйредон» в 1937 году довели до работоспособного состояния и передали в Военно-морское училище, где он занимался учебными походами с кадетами, при этом находясь в статусе корабля береговой обороны (подтвержден в 1941 году), затем заменил крейсер «Ла Аргентина» как учебное судно и ходил аж до 1952 года с курсантами вплоть до европейских портов. В 1951 году он забрал из Барселоны останки членов семьи генерала Сан-Мартина (дочери, внучки и зятя) и доставил их в Буэнос-Айрес. Потом, правда, подлинность активно оспаривалась специалистами, но режиму Перона необходимы были патриотические "поводы".
Крейсер был исключен из списков флота 2 августа 1954 года, несколько дней не добрав до 56 летнего стажа. В январе 1955 года он был отправлен в Японию, где его и разобрали.
Наиболее интересной стала судьба второго "гарибальдийца" Аргентины-«Сан-Мартин», бессменного флагмана аргентинского флота на протяжении многих лет.
«Сан-Мартин» прибыл в Аргентину 25 апреля 1898 года. С 13 июня он был уже в «Escuadra de Mar», морской эскадре флота. С 1920 года он был переведен в учебные корабли, а в 1923 году вошел в состав учебной дивизии. Его также причислили к кораблям береговой обороны, но включили в программу модернизации, которая должна была лет на 5 продлить боеспособность крейсера. Вооружение предполагалось в виде старых башен с 203 мм и шести 120 мм скорострелок на верхней палубе. Увы, верфь не уложилась по срокам и корабль исключили из списков 18 декабря 1935 года, так и не завершив работы. Потом он служил понтоном в Рио-Сантьяго, вплоть до отправки на слом в 1947 году.
В конце 1898 года крейсер был назначен флагманским кораблем на параде флота в Пунта-Пьедрас, возглавляя колонну из систершипов «Гарибальди» и «Пуэйрредон», броненосцы «Альмиранте Браун», «Индепенденсия», мониторы «Анды» и «Эль-Плата». 5 ноября крейсер стал флагманом созданной «Дивизии Баия-Бланка».
Весной 1899 года, грозя Чили, аргентинские броненосные крейсера совершили демонстрационный поход на юг, к Ушуайе. Там же собрались и эльсвикские бронепалубные крейсера «Буэнос-Айрес», «9 июля» и «25 мая». Проходя мимо мыса Горн «Сан-Мартин» салютовал 21-м залпом.
В августе крейсер в составе отряда с крейсерами «Буэнос-Айрес» и «Патрия» доставил в Рио-де-Жанейро делегацию во главе с президентом страны Д. Хулио А. Рока с участием военного министра, военно-морского флота, сенаторов, дипломатов и т. д. 8 августа в Рио аргентинцев встретил броненосец «Риачуэло» и крейсера «Баррозу» и «Тимбира» с Президентом Республики Бразилия на борту. На обратном пути президент Рока пересел на «Патрия» и отправился в столицу Уругвая. Остальные крейсера вернулись в Пуэрто-Милитар.
В 1900 году «Дивизия Баия-Бланка» состояла в основном из "гарибальдийцев", к ним по необходимости добавляли бронепалубные крейсера и миноносцы. 1901 год дивизия проводит в напряженных военных маневрах, оттачивая боевое мастерство. Пик противостояния с Чили и угрозы войны пришелся на первые месяцы 1902 года.
Военно-морские силы Аргентины концентрируются в местах боевого развертывания, в составе трех дивизий.
1-ю дивизию в составе броненосных крейсеров «Бельграно», «Пуэйрредон» и «Гарибальди», транспорта «Чако», авизо «Техуэльче» и «Фуэгино» возглавляет коммодор Д. Атилио С. Барилари на флагмане дивизии-крейсере «Сан-Мартин».
2-ю дивизию в составе крейсеров «Буэнос-Айрес», «9 июля», «25 Мая», «Патрия», транспорт «Пампа», авизо "Гавиота" и "Памперо" возглавил коммодор Д. Мануэль Х. Гарсия Мансилья на «Буэнос-Айрес».
3-ей дивизией из броненосцев «Альмиранте Браун», "Либертад","Индепенденсия", крейсера «Патагония», транспорта «Национальная гвардия», авизо "Bahía Blanca" и "Golondrina" командовал капитан Иполито Олива.
Кроме того были созданы силы обороны Рио-де-ла-Плата капитана Валентина Фейлберга. Из четырех отрядов.
Первый: фрегат "Presidente Sarmiento" (Вспомогательный крейсер), мониторы "Эль-Плата" и "Лос-Андес", корвет "Уругвай", транспорт "Сан-Крус", авизо «Vigilante» и «Resguardo».
Второй : минный крейсер «Эспора», миноносцы "Entre Ríos", "Мисьонес", "Корриентес", "Муратура", "Пи", транспорт «1 мая».
Третий : миноносцы "Бушар", "Пинедо", "Хорхе", "Король","Батерст", "Торн", транспорт "Ушуайя".
Четвертый : миноносцы «Alerta», "Ферре", "Энрике Пи", No. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10, транспорт «Майпу».
Кроме того отряд стационарной обороны, к которому были приписаны транспорты "Республика", "Фултон", устаревшие миноносцы No. 1 и 2.
К 12 февраля все подразделения были сформированы, прошли слаживание и были готовы к действиям.
В феврале флот проводит большие маневры, отрабатывая борьбу с морской блокадой Рио де-ла Платы и защиту конвоев.
Маневры завершились грандиозным парадом в Мар-дель-Плата 5 марта 1902 года. Парад принимал президент республики на борту фрегата "Presidente Sarmiento".
Иностранным военным наблюдателям, а главное, соседней Чили были продемонстрированы мощь, выучка и возможности аргентинского флота. «Бронированный мир» этой «Армады сдерживания», по мнению аргентинцев, повлиял на действия Чили.
В реальности же, сюзерену латиноамериканских независимых государств, Великобритании, надоели ссоры подопечных, грозящие перерасти в ненужную Лондону войну. Под присмотром британского короля президенты обеих бряцающих оружием держав почти мгновенно достигают согласия в виде "Майских пактов", урегулировавших и границы и прекращение гонки вооружений.
Пакты были одобрены Конгрессами обеих стран (кто бы сомневался), а на сентябрь в Сантьяго-де-Чили был согласован обмен протоколами-как раз к чилийскому национальному празднику. Аргентинская делегация доктора Хосе Антонио Терри прибыла в столицу на «Сан-Мартине». В Вальпараисо крейсер посетил чилийский президент.
24 сентября крейсер-миротворец с триумфом вернулся на родину.
В соответствии с "Майскими пактами" самые мощные корабли сторон подлежали разоружению. На практике оно было частичным и недолгим. «Сан-Мартин» несколько лет провел практически в резерве на стоянке. С 20 апреля 1907 года был создан Учебный отряд в составе «Сан-Мартин», «Бельграно» и «Буэнос-Айреса» под командованием контр-адмирала Д. Иполито Оливы. В июне того же года крейсер получил радиостанцию Маркони.
В январе 1908 года флот вернулся к активной деятельности, сформировав три морских дивизии и одну эскадру миноносцев. "Сан-Мартин "стал флагманом эскадры и 1-й дивизии, в которую вошли также " Belgrano",
" Garibaldi"и" Pueyrredón ", транспорт" Chacabuco "и авизо"Tehuelche".
В мае 1909 года основные силы флота вновь провели большие морские маневры.
На Столетие Майской революции в 1910 году Аргентину посетила Инфанта Испании Ее Королевское Высочество Донья Исабель де Бурбон, флагман участвовал в ее торжественной встрече.
21 мая в Агуас-дель-Плата состоялся торжественный военно-морской парад. Он шел двумя колоннами, одна состояла из иностранных кораблей-гостей, а другая - из «Сан-Мартина», «Бельграно», «Пуэйрредона», «Гарибальди», крейсеров «Буэнос-Айрес», «25 мая», «9 июля», «Патрия», броненосецев «Альмиранте Браун», «Либертад», «Индепенденс», крейсера «Патагония», мониторов «Лос-Андес», «Эль-Плата», миноносцев «Эспора», «Хорхе» , «Бушар», «Торн», «Король», «Ру», «Муратура», «Пинедо», "Батерст" и др.
Парад принимал президент республики вместе с иностранными гостями на борту фрегата «Сармьенто». Салюты и парады продолжались до 25 мая.
После торжеств «Сан-Мартин» с июня-в составе Учебной дивизии, в которую также входят «Бельграно», крейсер «Буэнос-Айрес», фрегат-школа «Президенте Сармьенто» (с пометкой «корабль, находящийся за границей») и канонерской лодки «Патагония», где размещалось артиллерийское училище.
В феврале 1914 года был сформирован учебный дивизион из «Сан-Мартин», «Бельграно», «Кордова», «Ла-Плата» и «Лос-Андес», который стал его флагманом. Отряду была поручена подготовка экипажа для дредноута «Морено», который строился в США.
В 1915 году при национальной классификации кораблей "гарибальдийцы" получили статус "линкор", несмотря на то что с приходом из США двух дредноутов, роль броненосных крейсеров в мощи флота резко падает.
Современные линкоры в 1917 году были объединены в 1-ю дивизию, а «Сан-Мартин», «Бельграно» и «Либертад»-во 2-ю. В 1918 году вместо броненосца третьим в дивизии стал «Гарибальди».
Хотя Аргентина не стала ареной 1-й мировой войны, послевоенный экономический кризис серьезно подорвал спокойствие страны. «Сан-Мартину» пришлось принять участие в «трагической неделе» (подавление в Буэнос-Айресе восстания рабочих под руководством анархистов и коммунистов в январе 1919 года), за что ему ( как и всем "гарибальдийцам" ) была пожертвована мемориальная доска с надписью бронзой: «Народ -тому кто восстановил порядок в городе Буэнос-Айрес».
В 1920 году крейсер придали Военно-морскому училищу и он возил кадетов вдоль побережья вплоть до Ушуайи.
В 1921году крейсер вновь вернули в боевой состав, в мае он представлял страну в Перу, доставив на празднование 100-летия страны "реконструкторов"-эскадрон конных гренадеров генерала Сан-Мартина. Путешествие продолжилось участием в национальных торжествах Бразилии. Затем крейсер снова вернули в резерв.
В 1922 году переклассифицирован в броненосный крейсер и принял участие в походе аргентинской эскадры к Магелланову проливу.
В 1925 году в Пуэрто-Бельграно он встречал принца Уэльского со свитой, путешествующего на легком крейсере HMS "Curlew".
В июле 1925 года при учебных стрельбах произошел несчастный случай, при взрыве погиб почти весь расчет орудия.
С 1926 года крейсер становится на ремонт и модернизацию, с 1927 года приписан к береговой обороне, а с 1930-классифицирован как учебный корабль, как и его систершипы. Полная модернизация одобрена для «Сан-Мартин» и «Бельграно».
С 1935 года крейсер снимается со службы, с него начинают демонтировать артиллерию и ценное оборудование. В 1935-1946 годах его корпус ржавеет в Рио-Сантьяго, к 1947 году его остатки утилизированы на Военном сталелитейном заводе.
Как всегда, больше, лучше и подробнее-здесь:
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам