Найти в Дзене
Мария Агеева

Элиасберга контузили

Алексей Гуськов в роли Карла Ильича Элиасберга
Алексей Гуськов в роли Карла Ильича Элиасберга

В общем, я обещала написать что-то вроде рецензии на недавно вышедший фильм "Седьмая симфония", и я эту рецензию пишу. По возможности кратко.

Фильм мне не понравился. Не взирая на то, что актеры похудели (на фото Гуськов сильно сбросил). Я даже сначала не могла понять, что же, кроме непонятного сюжета, меня так возмущает? Потом поняла. Там нет блокады. Нет Ленинграда. И люди все - не те, какие-то негероические. Про сюжетные выкрутасы первых серий я написала в предыдущем посте, повторяться не буду. Хотя в комментариях мне писали, что я не поняла, что на самом деле НКВДшник совсем не злой, даже хороший, просто болеет душой за музыкантов и за дело. Ну, если настроиться именно так, то оно, может, и проканает, но... Почему Серегин такой хам? Почему он не может спокойно объяснять цели своих вопросов, зачем это бесконечное "здесь вопросы задаю я?" Не разговаривали так, даже НКВДшники. С воспитанием у людей все же получше было.

Что еще мне не понравилось? У меня возникло ощущение, что музыканты хотели играть только за пайку. Это, простите, не так. Потом: как они ели? Если кто видел, как едят блокадники, то мне ничего не надо объяснять. Люди, пережившие голод, едят очень аккуратно, чтобы ни одна крошечка не просыпалась. То, что блокадники никогда в жизни не выбрасывали хлеб, известно, мне кажется, всем. Но в фильме, музыканты ели бодро, оставляя на тарелках достаточно.

Все эти флэшбэки (как сейчас говорят) про довоенную жизнь тоже странные. Воспоминания - какие-то любовные треугольники, интриги, и даже бурный секс на рояле... Так и хочется сказать: по себе людей не судят.

Пластика. Ходят все довольно бодро. А если просто не полениться и почитать "Блокадную книгу", то узнаешь, что люди передвигались маленькими шажочками, держась за стены, не могли подняться по лестницам - останавливались, задыхаясь, отдыхали. Все сутулились, от голода лопатки выпирали, постоянно мерзли. Редко мылись (не было воды, из Невы не натаскаешься), поэтому женщины ходили в платках (волосы грязные). Громко не разговаривали - сил не было. В фильме бодры все - от массовки до главных героев.

Еще хочу сказать, что в реальности музыканты не только репетировали до изнеможения, но и дежурили на крышах во время налетов вражеской авиации, сбрасывали зажигательные бомбы, но этого почему-то в фильме не отразили. Видимо, для режиссера Александра Котта это неважно.

Александр Котт на съемочной площадке
Александр Котт на съемочной площадке

Кстати, фильмография у режиссера не маленькая, но все фильмы в основном какие-то рваные, что ли (многие смотрела). Вот "Брестская крепость" только неплоха, так там он вроде как с белорусами работал. Но вернусь к сериалу.

Советские люди в принципе (кроме работников искусства) - совершенные неандертальцы. Например, в Кронштадте патруль не имеет понятия, кто такой дирижер и ни разу не видел в глаза нот. Он задерживает Элиасберга, потому что в нотах что-то не по-русски написано: вдруг шпион? Ну, ребята... Ну, нельзя же так-то уже... Понимаете, в то время не было не только телефонов, патефоны были один на парадную. В городских парках и садах, а также в клубах и домах культуры играли оркестры - духовые, джазовые и так далее. На танцах играли живые оркестры. В оркестрах играют музыканты, у них ноты на пюпитрах, ими руководит дирижер. В каждой военной части был свой духовой оркестр, где также были музыканты с дирижером во главе и с пачками нот. Вот теперь и объясните, где создатели фильма взяли моряков, в глаза не видевших ни дирижера, ни нот?

Как показаны командиры Красной армии? Естественно, гнусно. Один - подлый сластолюбец, второй - истеричка. Вопрос: как войну-то выиграли с такими командирами? Еще: командир-сластолюбец, я так понимаю, пехотный командир. И он почему-то посылает в разведку. Насколько мне известно, разведка в армии всегда существовала отдельно, и разведчики никак не могли подчиняться пехотному командиру.

Но это все мелочи (создающие определенное впечатление), перейдем к "крупночам". Зачем немцы подарили Элиасбергу радио с благодарственной запиской про Бетховена? Это - глубокая мысль. Понимаете, надо было протянуть ниточку между Элиасбергом и Бетховеном, потому что еще одно называние "Ленинградской симфонии" - "Героическая", а у Бетховена тоже есть "Героическая". Вот какая глубокая мысль. И вот немцы сбрасывают на парашюте радио и записку, а НКВДшники дарят это все Элиасбергу на день рождения! Прилюдно! И весь оркестр вместе с Элиасбергом польщен. И НКВДшники польщены. Вот оно - признание! От врагов! Да плевать, что каждый потерял родных, близких, главное - признание и успех у немцев. Без комментариев...

В последних сериях фантазировали уже наотмашь. НКВДшник закрывает собственным упитанным телом Элиасберга от шального снаряда, оба попадают в больницу. Элиасберг от контузии глохнет, НКВДшник умирает и приходит в виде привидения к дирижеру. И вот теперь преисполненный благодарности Карл Ильич находит с ним общий язык. А потом Элиасберг дирижирует глухой! Как Бетховен! Но Бетховеном он был недолго, слух все-таки прорезался. Хорошо, что не "убили"...

Сама симфония не произвела в фильме никакого впечатления. А сколько можно было сделать интересного! Пофантазирую: можно было не убивать Серегина раньше времени. Пусть бы этот "лапоть" слушал трансляцию симфонии по радио, рыдал, проникшись великой музыкой, катарсис, все такое. Потом мог и умереть уже. А еще можно было показать, как в момент исполнения симфонии войска, защищавшие Ленинград, стреляют из всех орудий по врагу, чтобы никто не мог помешать концерту. Или, например, музыканты настраивают инструменты, а военные заряжают орудия... Вспоминается "В бой идут одни старики". Помните, простенькая песня про смуглянку (в исполнении военного ансамбля) и документальные кадры с "Катюшами", самолетами? - На разрыв, до слез! А тут: гениальная седьмая симфония - и ни-че-го. Оркестранты играют, люди в зале с суровыми лицами слушают. В других местах тоже просто слушают. Не видно, какое невероятное значение имел этот концерт для жителей блокадного города, какую надежду дал, уверенность. А музыка ведь сильная, я еще в детстве испытала потрясение...

Почему меня так возмутил этот фильм? Объясню: старшее поколение эту историю знает, понимает. Мы еще фронтовиков помним. А вот молодежь, если кто посмотрит фильм, что поймет? Что умирали, непонятно почему? За пайку на все были готовы? Кроме музыкантов все тупые? Красные командиры - поголовно сволочи? НКВДшники - все идиоты и хамы, им музыка не нужна? Элиасберг был контужен и глух? Жена Элиасберга подвергалась репрессиям? Немцы - ценители прекрасного?

В общем, я все-таки надеялась, что будет многосерийный фильм, а это - очередной сериал. Жаль: такая тема - героическая, пронзительная, и... Да никак, в общем.