Жена самого художника, узнав о неоднозначных картинах мужа с обнаженной Хельгой, лишь загадочно улыбнулась. А сама модель отказалась от объяснений.
Но обо всем по порядку.
В 1971 году Эндрю Уайет начинает писать Хельгу Тесторф. Об этом не знает никто — ни жена художника, ни муж модели.
Впервые Уайет увидел Хельгу на улице недалеко от своего дома — она присматривала за тяжело больным соседом Карлом. Старик совсем был плох, и ему требовалась хорошая сиделка с медицинским уходом.
Художника поразила не столько нордическая внешность женщины, сколько ее немецкие качества и твердая поступь. А колоритное пальто Loden удачно обрамляло все это.
Как писал сам Эндрю в своей автобиографической книге:
Это - Хельга. Мой сын Jamie называет ее "Бронетанковой дивизией." Когда я видел, как она спускается по дороге к дому, я думал обо всех ее немецких качествах, ее сильный, решительный широкий шаг, пальто Loden, светлые волосы, заплетенные в косы. Она была моей самой прекрасной моделью, может от того что она являла редкую работоспособность. С моделью должны быть отношения — не сексуальные, как бы компромиссные.
Когда модель холодна и проявляет небольшой интерес, это - бедствие. Или если модель будет думать, что это - только работа, то ничто не выйдет из этого. Хельга позировала без остановок. Когда я уставал она говорила "Эй, я нисколько не устала; продолжайте!"
Откуда берутся позы? Мне нравится находить их случайно. Натурщица должна сделать кое-что, что меняет все. Выбор моделей является делом случая . Вы можете крутиться вокруг модели в течение многих месяцев, и ничто не случается, пока внезапно Вы не видите кое-что, и это срабатывает. Тогда это было пальто Loden."
Мнение Уайета очевидно. Но со стороны все кажется не так просто. На протяжении 14 лет об их творческих отношениях не знал никто, и самому Уайету пришлось рассказать своей жене Бетси об этих работах только во время тяжелого гриппа. Тогда, да впрочем, как и сейчас, грипп был тяжелой болезнью. Художник не знал, выживет ли он. А может, так и вовсе начнет бредить…
И он признался Бетси о своем тайном труде и о спрятанных картинах. Хельга ведь никогда и никому не рассказала бы об этом… Да, возможно, она и не хотела публичности.
Когда эти работы все-таки увидели свет, журналисты начали выискивать саму Хельгу. Долго искали — ее семья ни с кем не общалась и жила довольно уединенно.
А когда ее дом нашли, Хельга спряталась от любопытных интервьюеров за спиной разъяренного супруга и четверых детей. Да! Там еще были злые собаки.
«Я пруссачка, я не выдаю секретов!» — заявила Тесторф.
Тем не менее, сразу два известных американских журнала Time и Newsweek захотели поместить эту историю на свои обложки. Подобного предложения не удостаивался даже Пикассо…
Хельга ухаживал за художником до самой его смерти и была приглашена на его 90-летие. Сам Уайет сообщил, что Хельга теперь — часть семьи. И ему доставляет удовольствие, что это кого-то шокирует.
После смерти художника Хельге достался в наследство фермерский дом, который принадлежал отцу художника. Говорят, она до сих пор выращивает там чернику и варит из нее варенье.
Как вам история? Понравились картины с Хельгой?