Его перу принадлежит множество романов и повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев. Талантливые и яркие произведения выдающегося писателя и блистательного юмориста Михаила Афанасьевича Булгакова стали неотъемлемой частью мировой литературы.
Писатель оставил богатое литературное наследие почти во всех жанрах: начинал с фельетона, создал несколько драматических шедевров, повестей и рассказов, закончил творческий путь глубокими и блестящими романами. Его пьесы включены в репертуары знаменитых театров, экранизированы многие его произведения.
В произведениях Булгакова спокойно уживаются и мистика, и религиозная тема, и атеистическое мировоззрение. В 2021 году исполняется 55 лет первой полной публикации романа «Мастер и Маргарита», внесшего невероятный вклад в отечественную и мировую литературу. Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Когда они познакомились, она была замужем за генералом Евгением Шиловским, а писатель — женат на Любови Белозерской. Булгаков и Шиловская поженились только в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Над “Мастером и Маргаритой” Михаил Булгаков работал на протяжении 12 лет, с 1928 года и до самой смерти. Он постоянно переписывал сюжет, причём таких персонажей, как Маргарита и Мастер, писатель ввёл в сюжетную линию лишь за 2 года до окончания работы. Тогда же оформилось и новое название романа.Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа. Ранняя проза Михаила Булгакова появилась в сложнейший момент отечественной истории, поэтому она сохраняет значение и человеческого, и исторического документа.
В булгаковских произведениях отразилась эпоха сложных противоречивых коллизий первой половины XX века, а персонажи явились носителями судеб и мировоззрений разных слоѐв общества. Булгаков – «уникальное продолжение» традиций Гоголя и Достоевского, Чехова и Толстого.
Творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир не только потому, что он признан гениальным писателем, драматургом. Он был не менее гениальным мыслителем, способным правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но главное – предвидеть обозримое будущее.
Не секрет, что М.А. Булгаков не принял и не понял революцию 1917 года, и в самом конце гражданской войны, как и тысячи других русских людей, готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого в 1921 году он неожиданно появился в Москве, чтобы остаться в ней навсегда. Булгакову довольно быстро удалось освоиться в столице, стать хроникером и фельетонистом ряда известных газет. Это был период становления Булгакова как писателя, именно в рассказах и фельетонах того времени в полной мере отразились его сатирический дар, гибкая и живая речь и отточенное мастерство реалистической техники. В основу ранних рассказов Михаила Булгакова легли реальные жизненные обстоятельства - его служба в качестве земского врача в Смоленской губернии с 1916 по 1920 гг. Пожалуй, только два русских писателя, страстно мечтавших побывать за границей, так никогда и не осуществили свою мечту. И даже замышлявшемуся побегу их не дано было осуществиться. Первый - Пушкин. Второй - Булгаков. Какие чувства должен был испытывать Булгаков, заключив в 1932 году договор на книгу о своем любимом драматурге Мольере в серии "Жизнь замечательных людей" и зная при этом, что никогда не сможет побывать на родине своего героя! Атмосферу Парижа второй половины семнадцатого века он создавал силой своего воображения, имея в качестве исходного материала лишь отечественные и зарубежные литературные источники. Не только работа, но и судьба книги "Жизнь господина де Мольера" оказалась тяжелой. Слишком уж отчетливо прослеживалась в мольеровской биографии тема "писатель и власть", тема, которая проходит красной нитью и через другое произведение Булгакова - роман "Мастер и Маргарита". Впервые "Жизнь господина де Мольера" появилась в печати спустя двадцать два года после смерти автора и сразу же завоевала огромную читательскую популярность. Настоящее издание снабжено комментарием, в котором подробно изложена история создания Булгаковым романа-биографии "Жизнь господина де Мольера". В 1930 г. Булгаков находился в отчаянном положении. Его произведения не допускались к печати, а пьесы запрещали ставить на сцене. В результате он попросил у руководства страны либо покинуть СССР, либо получить возможность для нормальной работы. Вскоре ему позвонил лично товарищ Сталин, посоветовав Михаилу Афанасьевичу устроиться во МХАТ. В 1936 г. сотрудники советских спецслужб нагрянули к Булгакову с обыском. В результате им удалось обнаружить рукопись «Собачьего сердца» и дневник писателя. Через несколько лет дневник был возвращен ему обратно, после чего литератор немедленно сжег его в огне. К счастью, до наших дней сохранилась копия дневника, снятая на Лубянке.
Пьеса драматурга «Дни Турбиных» ставилась с успехом на протяжении 15 лет. Спектакль несколько раз хотели изъять из репертуара, но Сталин лично требовал не делать этого, поскольку он ему очень нравился. Говорят, что Сталин десятки раз с удовольствием смотрел эту постановку.
Интересен факт, что по словам Булгакова в течении 10 лет в советских изданиях вышло 298 разгромных рецензий его произведений и только 3 положительных. В числе критиков был и Владимир Маяковский.
А полный интриг, загадок и тайн, живущий по своим законам театральный мир еще никогда не был показан так иронично и откровенно, как в романе Михаила Булгакова "Записки покойника"! Автор открывает двери в святая святых театра - закулисье, где кипят нешуточные страсти, где разворачиваются комедии и драмы, порой более увлекательные, чем на сцене. В этом романе много личного опыта самого Булгакова, в молодости мечтавшего о славе драматурга и достигшего ее после множества тяжелых испытаний.
Для всех, кому интересно, как жил театр в начале XX века, и кому хочется побольше узнать о самом Михаиле Булгакове, посвящен обзор произведений автора, творения которого обрели бессмертие. Прочтение этих произведений поможет осмыслить грандиозные по значимости события начала ХХ века!
* Белая гвардия.
«Белая гвардия» - не просто роман, но своеобразная «хроника времени» - хроника, увиденная через призму восприятия «детей страшных лет России». «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий. В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых. Лейтмотивом этого романа становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13. В основном драматурга обвиняли в том, что он пытается идеализировать или оправдывать белогвардейцев. А в 1929 году пьесы Булгакова «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных» запретили и исключили из театрального репертуара.
*Бег.
Пьеса состоит из 4 действий, 8 снов. Действие пьесы разворачивается во время Гражданской войны в России, когда остатки белой армии отчаянно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Здесь тесно переплетаются судьбы беззащитной Серафимы Корзухиной, брошенной на произвол судьбы мужем, самого Корзухина, приват-доцента Голубкова, влюблённого в Серафиму, белого генерала Чарноты, командующего фронтом белых жестокого и несчастного Романа Хлудова, и многих других героев.
* Дьяволиада.
Повесть Булгакова "Дьяволиада" - произведение писателя, в котором обывательщина и бюрократизм представлены угнетателями человеческой личности. Краткое изложение сюжета и описание образа Короткова. Происхождение финального эпизода самоубийства героя.
* Жизнь господина де Мольера.
Фигура великого Мольера, создателя классической комедии и блестящего актера, в творчестве М.А.Булгакова занимает особое место: он написал о нем пьесу "Кабала святош", пьесу по мотивам его произведений "Полоумный Журден", сделал перевод "Скупого" и, наконец, создал биографический роман "Мольер", позднее получивший название "Жизнь господина де Мольера". Отдав этой работе множество сил и времени, Булгаков не дождался публикации при жизни. Отправив рукопись в издательство, он получил ошеломляющий ответ, в котором высказывалось сожаление, что в тексте "совершенно не отражено движение крестьянских масс". Впервые роман увидел свет через двадцать с лишним лет после смерти Булгакова. История французского комедиографа, жившего в эпоху блестящей империи Людовика XIV, оборачивается иносказательным портретом той эпохи, в которую жил и творил Булгаков, приоткрывает двери к пониманию положения и позиции самого автора, через все творчество которого проходит тема "писатель и власть". Рассказывая о жизни гения при деспотизме, писатель с горечью, необыкновенной глубиной и проникновением говорит и о судьбе своей собственной и своих собратьев по перу.
* Записки юного врача.
В цикл объединены истории, в которых рассказываются случаи из врачебной практики молодого сельского врача. События, описанные в «Записках», имеют под собой реальную основу. М. А. Булгаков около года (29 сентября 1916 - 18 сентября 1917) проработал земским врачом в деревне Никольское Сычёвского района Смоленской области, после чего был переведен в городскую больницу Вязьмы (также Смоленская область), где работал до февраля 1918 года. Воспоминания тех лет и стали основой представленных в цикле произведений.
* Записки покойника.
Действие происходит в Москве в середине 20-х гг. В предисловии автор сообщает читателю, что записки эти принадлежат перу его друга Максудова, покончившего с собой и завещавшего ему их выправить, подписать своим именем и выпустить в свет. Автор предупреждает, что самоубийца не имел никакого отношения к театру, так что записки эти являются плодом его больной фантазии. Повествование ведется от лица Максудова. Сергей Леонтьевич Максудов, сотрудник газеты «Вестник пароходства», увидев во сне родной город, снег, гражданскую войну, начинает писать об этом роман. Закончив, читает его своим знакомым, кото- рые утверждают, что роман этот опубликовать ему не удастся. Отправив в два толстых журнала отрывки из романа, Максудов получает их назад с резолюцией «не подходит». Убедившись в том, что роман плох, Максудов решает, что жизни его пришел конец.
* Князь Тьмы.
Михаил Афанасьевич Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита" больше десяти лет: практически до конца жизни он поправлял и пересоздавал текст произведения. На этом диске представлена редакция, озаглавленная автором "Князь тьмы". Ранние редакции романа - это уникальная возможность проникнуть в творческую лабораторию великого алхимика слова Михаила Булгакова и насладиться его магией, вновь вернуться в чарующий и трагичный мир Мастера и Маргариты и, может быть, лучше понять замысел писателя - ведь окончательного авторского текста "Мастера и Маргариты" просто не существует.
* Мастер и Маргарита.
"Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова - самое удивительное и загадочное произведение XX века. Опубликованный в середине 1960-х, этот роман поразил читателей необычностью замысла, красочностью и фантастичностью действия, объединяющего героев разных эпох и культур. Автор создал "роман в романе", где сплетены воедино религиозно-историческая мистерия, восходящая к легенде о распятом Христе, московская "буффонада" и сверхъестественные сцены с персонажами, воплощающими некую темную силу, которая однако "вечно хочет зла и вечно совершает благо". "Есть в этой книге какая-то безрасчетность, какая-то предсмертная ослепительность большого таланта..." - писал Константин Симонов в своем предисловии к первой публикации романа, открывшей всему миру большого художника, подлинного Мастера слова.
* Иван Васильевич.
«Оставь меня, старушка, я в печали...», «Пес смердящий! Какое житие?!», «Ты пошто боярыню обидел, смерд?», «...Нне узнаю вас в гриме», - да мало ли еще крылатых фраз в искрометной комедии Леонида Гайдая по пьесе Михаила Булгакова! В этом радиоспектакле вы снова встретитесь с героями фантастической истории о поменявшихся местами царе и управдоме, а также услышите любимые мелодии из фильма. Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного. А москвич Иван Бунша-Корецкий, который был очень похож на царя, и жулик Жорж Милославский попали в прошлое. В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Режиссер перенес действие в 1970-е и осовременил обстановку: например, заменил патефон магнитофоном. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.
* Москва краснокаменная.
Не всем поклонникам его таланта известно, что Булгаков, так великолепно и метко описавший Москву в романе «Мастер и Маргарита» и других своих произведениях, не был коренным москвичом. Но город, в который он приехал в конце сентября 1921 года, и где прожил без малого два десятилетия – до последнего своего часа, Михаил Афанасьевич любил всем сердцем.
* Роковые яйца.
"Роковые яйца" - ироничная фантастическая повесть. Профессор Персиков открывает уникальный красный луч, способный многократно ускорять процесс развития живых организмов. Это открытие хотят использовать для быстрого восстановления популяции кур, вымирающих от неизвестной болезни. Но, по роковому стечению обстоятельств, в совхоз вместо куриных яиц попадают яйца змей и крокодилов...
* Собачье сердце.
Добрейший профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит эксперимент по очеловечению милого пса Шарика. Однако эксперимент оканчивается провалом. Собачье сердце. Повесть "Собачье сердце" - одно из самых известных и запоминающихся произведений в творчестве Михаила Булгакова. С неподражаемым сарказмом и юмором Булгаков описал небывалый рискованный эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека, создав великолепную пародию на парадоксальную обстановку Советской России 30-х годов. Жестокий опыт по выведению новой "породы" людей показывает, что нельзя безнаказанно экспериментировать с природой и менять Божий Промысел в угоду политическим целям. Детища подобных экспериментов способны уничтожить своих создателей. Повести Булгакова поразительно точно отражают картину Москвы 1920-х годов, органично и смело соединяют фантастику и гротеск
* Театральный роман.
В Театральном романе Булгаков выступает противником системы К. С. Станиславского и неслучайно называет соответствующего героя Иваном Васильевичем, по аналогии с первым русским царем Иваном Васильевичем Грозным (1530-1584), подчеркивая деспотизм основателя Художественного театра по отношению к актерам (да и к драматургу). В конце Театрального романа Максудов излагает результаты своей проверки теории Ивана Васильевича (фактически — Станиславского), согласно которой любой актер путем специальных упражнений «мог получить дар перевоплощения» и действительно заставить зрителей забыть, что перед ними не жизнь, а театр. Булгаков хорошо знал, что актерский дар — от Бога. Писатель в Театральном романе спорит с идеей, что можно «играть так, чтобы зритель забыл, что перед ним сцена», и в то же время заставляет Максудова, переступающего порог Театра, не помнить, что перед ним всего лишь иллюзия действительности.
* Похождения Чичикова.
В сборник Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940), наряду с известными произведениями начала 20-х годов, таких, как "Записки на манжетах", "Дьяволиада", "Ханский огонь", вошли малоизвестные рассказы, фельетоны, очерки талантливого русского писателя, публиковавшиеся в 1919-1924 гг. в газетах "Накануне", "Гудок" и некоторых других.
* Ханский огонь.
Рассказ Михаила Булгакова "Ханский огонь" - это история о том, как князь, эмигрировавший за границу после революции, тайно возвращается в свою усадьбу, где теперь устроен музей. Прежний владелец не может смириться с мыслью о том, что его родовая усадьба - теперь "народное достояние".
"...Князь медленно отступал из комнаты в комнату, и сероватые дымы лезли за ним, бальными огнями горел зал. На занавесах изнутри играли и ходуном ходили огненные тени. В розовом шатре князь развинтил горелку лампы и вылил керосин в постель; пятно разошлось и закапало на ковер. Горелку Тугай швырнул на пятно". Сочинение это вызывало и вызывает в настоящее время восторженные отклики писателей, критиков, читателей. Вот как характеризует это произведение известный литературовед В. В. Новиков: «Ханский огонь — наиболее булгаковская вещь. По жанру это скорее повесть, чем рассказ, — с острейшим занимательным сюжетом и с рельефно выписанными типами... Изобразительная сила его рассказа (в пластических деталях) равна бунинской... Может быть, это самый живописный из повествовательных рассказов Булгакова. И самый историчный. Весь его строй утверждает: логика истории имеет свои законы».