Коврик был страшно обидчив. На своих новых хозяев он обиделся сразу же после того, как они пренебрежительно потрепали его по густой, упругой щетинке и бросили в багажник автомобиля. Он обиделся еще больше, когда его швырнули на пол возле какой-то полуоблупившейся входной двери. Подумаешь! Ну и что, что у нее позолоченная ручка! Что с того, что в нее вмонтирован глазок?! Ручка все равно медная, а глазок подслеповат, и сквозь него видны лишь контуры. А коврик — юн и свеж. Он весь благоухает, благодаря новомодному ворсу. Что из того, что этот ворс отечественного производства? Изнаночная сторона сделана из прорезиновой ткани импортной, иностранной выделки. Это кое-что значит! Это не абы что!
Он чуть было не потерял самообладание, когда впервые в жизни о его новомодную щетину вытерли ноги. Он даже не понял, что произошло. Какие-то ботинки, какая-то пыль, что-то неприятное, скользкое и омерзительное. Он обиделся. Но вскоре это повторилось. Обида росла, но и унижения росли. Об него вытирали ноги охотно и часто. Ему казалось, что его унижали с радостью. Он негодовал, но всем было совершенно наплевать.
Щетина примялась, замусорилась, потеряла былой блеск. Он обиделся невероятно, когда его подняли и несколько раз ударили о забор, потом встряхнули и снова бросили на прежнее место. Он весь съеживался от обиды на всех, на каждого, кто вытирал ноги и, даже не взглянув на него, входил в облупившуюся дверь. Ему было приятно лишь то, что никто не обращал внимания и на нее — ни на ее позолоченную ручку, ни на вмонтированный глазок. Особенно обидным было время, когда он лежал в совершенной водяной хляби, а входящие несли несусветную грязь на своих подошвах. Он буквально переполнялся обидой, но наступавшие даже не замечали его, лежащий в грязной жиже.
Однажды чьи-то руки взяли его и вышвырнули под забор. Он упал, и в высокой траве его уже никто не видел. Впрочем, и смотреть было не на что. Щетина вся вылезла, импортная подкладка порвалась, истрепалась. Он был похож скорее на мокрую половую тряпку. Он был сломлен от унижения и обиды.
Его и впрямь ужасно жаль. Он прожил свою нелепую жизнь, но так и не понял, в чем его призвание.
Отрывок из книги Сергея Колтакова «Жажда жизни бесконечной»
Характер. Сила. Гений. Так характеризуют друзья, близкие и коллеги выдающегося советского и российского актера театра и кино – Сергея Колтакова (1955 – 2020), человека, который не только своей игрой, но и внутренним миром озарял всех, с кем встречался хоть однажды, и все, что его окружало. Каждое его появление будь то сцена или кадр – всегда событие, культурный шок.
«Зеркало для героя», «Мама не горюй», «Екатерина», «Союз спасения», «Братья Карамазовы»– и еще множество театральных и киноработ, где актер явил миру своего гения. Он снимался у культовых режиссеров – Глеба Панфилова, Владимира Хотиненко, Сергея Урсуляка, Павла Лунгина, Юрия Мороза. Его персонажей невозможно забыть – яркие образы и точное попадание в типаж надолго остается в памяти.
«Жажда жизни бесконечной»– уникальный сборник творческого наследия великого мастера, который виртуозно владел не только игрой перевоплощения, но и обладал литературным и художественным даром. В книгу вошли прозаические и поэтические произведения Сергея Колтакова, а также картины, написанные им же.
Как правильно отметил в предисловии Дмитрий Быков: «…присутствие гения в жизни – важная ее составляющая, без гениев невыносимо скучно, их ошибки драгоценнее чужой правоты, их догадки никогда не бывают дилетантскими, ибо гении откуда-то знают суть вещей…». А Сергей Колтаков – определенно гений.
Прочитать отрывок или купить книгу «Жажда жизни бесконечной» (18+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000lk6
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
Мудрая притча, которую мне рассказывала бабушка
Достоевскому — 200 лет! Читали?
Тест на знание русского языка! Угадываем значение слов из словаря Даля
Древняя притча о том, как наладить отношения в семье