Субботняя победа танцоров Виктории Синициной и Никиты Кацалапова на этапе Гран-при в Токио очень важна с точки зрения февральских Игр-2022 в Пекине.
Кошмар в Йошкар-Оле
Когда месяц назад они снялись с проходного вроде бы этапа Кубка России в Йошкар-Оле между короткой и произвольной программами, это стало «бомбой» общенационального значения – естественно, со знаком минус. Хроническая травмы спины досаждала Никите Кацалапову и в прежние годы, но к началу сезона с ней удавалось совладать. Вот и сейчас все шло по отработанному сценарию, как вдруг – рецидив на тренировке. Да такой, что по словам тренера Александра Жулина фигурист не мог самостоятельно надеть носки.
С точки зрения предстоящей Олимпиады это был настоящий кошмар. Танцы – не женское одиночное катание, где у нас столько звезд, что на место травмированной всегда найдется другая, не хуже. Здесь Россия с начала «десятых» годов не участвовала в борьбе за мировое лидерство и пребывала во втором эшелоне под девизом «редкая бронза чемпионата мира – за счастье». До тех пор, пока в 2019-м Синицина с Кацалаповым не пробили, наконец, эту стену, опередив конкурентов из Северной Америки, вплотную подойдя к непобедимым на тот момент Габриэлле Пападакис и Гийому Сизерону, а затем и отобрав у них все титулы. Сначала в очной борьбе на ЧЕ-2020, а затем и на ЧМ-2021, где французы не выступали.
При этом второй российский дуэт Александра Степанова/Иван Букин остался на старых позициях — позади лучших пар США и Канады. То есть, без Синициной и Кацалапова Россия вместо гипотетической борьбы за золото в танцах теряла почти все шансы на любую медаль.
Дыра в команде
И одними танцами беда не ограничивалась. Ведь есть еще командный олимпийский турнир, где наша сборная считалась бесспорным фаворитом №1, но после того, как Кацалапов сорвал спину, превратилась лишь в одного из двух равных претендентов – наряду с американцами.
Напомним, что в командном турнире страны выставляют по одному фигуристу или дуэту в каждом из видов катания, и за места в восьми программах – четырех коротких и четырех произвольных — получают очки: по 10 за первое, 9 за второе, 8 за третье и т.д.
Так вот: если просчитывать по результатам мартовского чемпионата мира, Россия должна была опережать США в Пекине с отрывом «плюс 7-8», что означало почти гарантию победы. Зато без Синициной и Кацалапова мы сразу проваливаемся в танцах ниже американцев, и от былого преимущества остается очко-два, не больше. Фактически это уже ничья.
Вместо двух железных медалей – одна. Вместо полутора золотых — тревожная половинка. Вот каким стихийным бедствием для всей российской «фигурки» стала тихая травма Никиты в Йошкар-Оле.
Американцев поставили на место
Тем радостнее прозвучало известие, что Кацалапов быстро идет на поправку. Капризную спину удалось приструнить в считанные недели, так что они с Синициной даже не стали сниматься с этапа в Токио и отказываться от борьбы за финал Гран-при.
Но заявиться на турнир — еще не значит его выиграть. Как-то поведет себя никитина травма в соревновательных условиях пополам с японской акклиматизацией? И как после долгой паузы воспримут наших танцоров судьи: оставят ли на прежнем месте в иерархии, одобрят ли новые, олимпийские программы?
К счастью, выступление подопечных Жулина в Токио превзошло самые смелые ожидания. Элитным американцам Мэдисон Чок и Ивэну Бэйтсу наши «привезли» внушительные пять баллов. Как будто и не было летних каникул с последующей травмой: Кацалапов и Синицина с первого же турнира заняли привычное место в табели о рангах – между Пападакис/Сизероном с одной стороны и всеми остальными с другой. Причем с запасом.
Лидеры в танцах на льду по сумме баллов за две программы
* Весь период при ныне действующих правилах.
По компонентам наши уже первые
Кое в чем оценки российских танцоров стали даже лучше, чем раньше, — включая золотые ЧЕ-2020 и ЧМ-2021. 97,38 из ста возможных за компоненты по сумме двух программ Синицина с Кацалаповым не получали еще никогда. И более того: в новом сезоне Пападакис и Сизерон столько не получали тоже! По артистической составляющей наши уже впереди!
Откуда тогда взялись «+4,62» в пользу французов? От почти трехбалльной разницы в базовой сложности – ну, и от надбавок, которые этой сложности пропорциональны. Дело в том, что некоторые элементы у россиян в Токио потеряли в уровнях. Например, дорожку шагов в произвольном танце техническая бригада оценила не четвертым и не третьим, а вторым.
Что совершенно не страшно. Поймите, в танцах нет четверных прыжков и «совершать невозможное» здесь не нужно – это состязание в идеальности исполнения, в эстетике, в красоте. Поэтому помарки, которые вылезают осенью, потом устраняются быстро и без проблем. Что-то переделывают по рекомендациям судей, что-то подчищают сами, такова обычная практика.
Кстати, пока Кацалапов лечил спину, Пападакис и Сизерон успели выступить на двух турнирах, и на первом их суммарная «база» была даже чуть ниже, чем у наших в Токио! Просто потом у французов было время для работы над ошибками – вот и все.
Теперь такое время наступит и у наших – до Олимпиады, слава богу, почти три месяца. В Пекине разницы по сложности быть уже не должно. А по компонентам, как выяснилось, ее нет уже сейчас — разве что в нашу пользу. Остаются надбавки за исполнение, которые у всех элитных дуэтов колеблются в районе «плюс четырех». Скажем, французам на предыдущем этапе Гран-при в Турине ставили в среднем «+4,09», а россиянам в Токио – «+3,84». Это все мелочь, десятые доли, опять ничья.
Рекорд Родниной под угрозой
И еще один важный момент. То, что судьи сразу насыпали Вике с Никитой столько компонентов, означает, что их новые постановки приняты «на ура». Хотя они очень разные: ритм-танец – под блюзовый рык Джо Кокера, а произвольный – под виртуозный рояль Рахманинова.
Сейчас много говорят о холодноватой манере катания Сизерона – мол, француз с его гомосексуальной ориентацией, которая давно ни для кого не секрет, просто не способен показывать настоящую «любовь на льду». Зато у Кацалапова и Синициной с эмоциями все в полном порядке. И у них это не банальная экспрессия, а нечто более тонкое – как бы умение «играть счастье». По этой части нашей паре равных точно нет. Можно сказать, что «Пападакисами» восхищаются, ими любуются, зато россиянам – сопереживают.
Между прочим, Кацалапов – единственный олимпийский чемпион среди действующих российских фигуристов. Этот титул он завоевал еще в командном турнире Сочи-2014, причем с другой партнершей – Еленой Ильиных. В Пекине же Никита может стать двух — а то и трехкратным победителем Игр! В последнем случае он догонит пятерку рекордсменов за всю историю «фигурки», куда из наших входит одна Ирина Роднина.
Только бы его спина больше не хулиганила.
#никита кацалапов #виктория синицина #фигурное катание #олимпиада-2022 #наши чемпионы #ирина роднина #танцы на льду