Мини-эссе: Галина Мумрикова
Впервые увидела работы Марины в Гостином дворе на выставке, и вот теперь на них можно посмотреть в Антикварном Центре на Садовом. Не просто посмотреть, а как бы исподволь ринуться в свое прошлое, в тот мир, который, как правило, скрыт от окружающих и доступен лишь близким. Мир, в котором детские лица, игрушки и ангелочки, платьица и туфельки, буфеты и этажерки, дома и цветы, старые вещи, которых, быть может, уже и нет наяву, – словом, все, что нас окружает в жизни, с чем мы живем и что вспоминаем – все это на полотнах Марины. Да и трудно назвать ее работы полотнами в том смысле, то нет в них этакой экспрессивной монументальности, напористости, а налицо бесконечный натюрморт личного, перенесенного на холст, бумагу, картон, оргалит акрилом, гуашью, пастелью… Ничего этакого из современной смешанной техники, в которой порой много лишнего и непонятного, но мало того, что задевает, затрагивает. Может, только чуть состаренный фон.
Трудно определить и стиль художницы, приписывать ей всякие «измы» и вообще это дело неблагодарное, а потому «измами» пусть занимаются профессионалы. Ее стиль – это Марина Кутявина или MARIKU – под таким псевдонимом подписаны работы. Не скрою, не искала я никакой информации о ней, не читала пресс-релизы к выставкам и потому ни на что не претендую. Так что все исключительно личное.
А ведь каждая картина Марины как маленькая иконка. Вот, например, детская тема, в котором такой реально «Детский рай» с колясочками, куколками и тяжко-радостным вхождением в балетное искусство. Или ангелочки над домиками, как их рисуют дети и про которые мой 6-летний внук, посмотрев на «Вид сверху», сказал: «Они нас охраняют». Наверное это самая лучшая похвала "Видам", хотя бы потому что тут «…глаголет истина».
Вообще названия каждой картины – тема особая, ибо пресловутые заголовки, над которыми нередко мучаются многие, кто с этим связан – от журналистов до художников – у Марины Кутявиной – часть действа. Неотъемлемая часть полотна. Она назвала ТАК – а дальше, как у кого взыграет воображение, как зритель воспримет сюжет. На первый взгляд, незатейливый в своей бытовой сущности, но с другой – а мы разве не живем с этими вещами, новыми и старыми, любимыми, украшающими череду будней, теми, которыми мы пользуемся каждый день, ухаживая за ними и понимая, насколько они недолговечны.
«Мы были все детьми один раз». В общем-то, правильно, но немного грустно. На картине попавшие в красный чемодан музыкальная шарманка, плюшевый мишка и ушастый сине-зеленый зайчик вызывают улыбку, которая всегда сопровождает теплые воспоминания о невозвратном, как будто именно эти игрушки вернут нас в детство, не дадут ему поблекнуть.
Вот – женские туфли. Туфли, туфельки, обувка наша. Как назвать картину, на которой пара туфель? «Все в них нежно». А эти в ленточках и листочках, видимо, любимые. «На ходу». А, может, до посинения надоевшие, но которые так не хочется выбрасывать. Здесь этот странный дуэт назван «До посинения», а если бы было подписано, например, «Этюд в синих тонах» – это уже ни о чем. Мимо пройдешь и не заметишь. Кстати, где вы видели в жизни старинный буфет, заполненный обувью? (Если только на старой даче). Тут буфет туфельных страстей. Туфли как символ нашего с вами хождения туда-сюда. Туфли как свидетели нашей жизни, ее эпизодов, путешествий, ее грехов – они ж все видели, лежа на полу, а теперь переместились в буфет – немые очевидцы чьей-то жизни… «Мне на память».
То же с одеждой. Платья-то тоже обыденные (хотя и дизайнерские). Вот попробуйте назовите их – да не получится! А поразмышляв над заголовком, поневоле вспомнишь и свои одежки, и что с ними было, и вообще когда это было…
Но особенно хороши у Марины философски-бытовые композиции, на которых старые вещи приобретают звучание, оживают, вызывают ассоциации с чем-то виденным то ли в жизни, то ли в кино, то ли в книжке – неважно. Старая «Зингер», которую все любили, будильник, чайник, несуразные ботики – как они оказались здесь все вместе? Да вот так. И кот Баюн этак хитро выглядывает. Спустя столько лет вещи настигают нас и, возможно, даже спасают.
«С признаками сохранившейся красоты» – это тоже о вещах, которые когда-то были дороги, были нужны, которые являлись частью имиджа хозяйки. И теперь, ненужные, ждут своей участи. Выбросить? Оставить на память? А «Наброски писем» и вовсе лирико-драматическая пьеса про старушку. Которую нетрудно представить молодой, красивой, пишущей чернилами любовное письмо. Когда-то она носила эту шляпку с ленточкой, а теперь пьет чай из старого стакана в подстаканнике. И – заметьте – снова обувка.
Да, на каждом полотне - маленькие кусочки нашего счастья и несчастья, нашего прошлого и настоящего, чемоданного настроения, мечтаний, оптимизма. Эпизоды жизни, когда бубнит радио, когда можно не ходить на работу, взяв отгул, когда что-то покупаешь на барахолке и чего-то не понимаешь. Одним словом – живешь в настоящем, заглядывая в прошлое и… мечтаешь о будущем.
Марина Кутявина родилась в Екатеринбурге, член Союза Художников России и Международной Ассоциации Изобразительных Искусств – АИАП ЮНЕСКО. Окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического университета. Картины хранятся в частных и музейных коллекциях в России и за рубежом.
Если понравилось эссе, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
#искусство#изобразительное искусство#
живопись#марина кутявина#антикварный центр на
садовом#современное искусство#