Найти в Дзене
Around Art

Художник Марина Кутявина показывает свой притягательный мир лиц и вещей без модных сегодня кодов и проектов

Мини-эссе: Галина Мумрикова

Впервые увидела работы Марины в Гостином дворе на выставке, и вот теперь на них можно посмотреть в Антикварном Центре на Садовом. Не просто посмотреть, а как бы исподволь ринуться в свое прошлое, в тот мир, который, как правило, скрыт от окружающих и доступен лишь близким. Мир, в котором детские лица, игрушки и ангелочки, платьица и туфельки, буфеты и этажерки, дома и цветы, старые вещи, которых, быть может, уже и нет наяву, – словом, все, что нас окружает в жизни, с чем мы живем и что вспоминаем – все это на полотнах Марины. Да и трудно назвать ее работы полотнами в том смысле, то нет в них этакой экспрессивной монументальности, напористости, а налицо бесконечный натюрморт личного, перенесенного на холст, бумагу, картон, оргалит акрилом, гуашью, пастелью… Ничего этакого из современной смешанной техники, в которой порой много лишнего и непонятного, но мало того, что задевает, затрагивает. Может, только чуть состаренный фон.

Оптимистический мистический. Холст, акрил. 2015
Оптимистический мистический. Холст, акрил. 2015

Трудно определить и стиль художницы, приписывать ей всякие «измы» и вообще это дело неблагодарное, а потому «измами» пусть занимаются профессионалы. Ее стиль – это Марина Кутявина или MARIKU – под таким псевдонимом подписаны работы. Не скрою, не искала я никакой информации о ней, не читала пресс-релизы к выставкам и потому ни на что не претендую. Так что все исключительно личное.

Детский рай. Холст, акрил. 2016
Детский рай. Холст, акрил. 2016
Балерины. Холст, акрил. 2014
Балерины. Холст, акрил. 2014
Вид сверху-2. Холст, акрил. 2016
Вид сверху-2. Холст, акрил. 2016
Вид сверху-2.1 Холст, акрил. 2019
Вид сверху-2.1 Холст, акрил. 2019
Вид сверху-3. Холст, акрил. 2019
Вид сверху-3. Холст, акрил. 2019
Три медведя. Холст, акрил. 2015
Три медведя. Холст, акрил. 2015

А ведь каждая картина Марины как маленькая иконка. Вот, например, детская тема, в котором такой реально «Детский рай» с колясочками, куколками и тяжко-радостным вхождением в балетное искусство. Или ангелочки над домиками, как их рисуют дети и про которые мой 6-летний внук, посмотрев на «Вид сверху», сказал: «Они нас охраняют». Наверное это самая лучшая похвала "Видам", хотя бы потому что тут «…глаголет истина».

Вообще названия каждой картины – тема особая, ибо пресловутые заголовки, над которыми нередко мучаются многие, кто с этим связан – от журналистов до художников – у Марины Кутявиной – часть действа. Неотъемлемая часть полотна. Она назвала ТАК – а дальше, как у кого взыграет воображение, как зритель воспримет сюжет. На первый взгляд, незатейливый в своей бытовой сущности, но с другой – а мы разве не живем с этими вещами, новыми и старыми, любимыми, украшающими череду будней, теми, которыми мы пользуемся каждый день, ухаживая за ними и понимая, насколько они недолговечны.

Мы были все детьми один раз. Бумага, гуашь, пастель. 2013
Мы были все детьми один раз. Бумага, гуашь, пастель. 2013

«Мы были все детьми один раз». В общем-то, правильно, но немного грустно. На картине попавшие в красный чемодан музыкальная шарманка, плюшевый мишка и ушастый сине-зеленый зайчик вызывают улыбку, которая всегда сопровождает теплые воспоминания о невозвратном, как будто именно эти игрушки вернут нас в детство, не дадут ему поблекнуть.

Все в них нежно. Оргалит, акрил. 2019
Все в них нежно. Оргалит, акрил. 2019
На ходу. Холст, акрил, 2015
На ходу. Холст, акрил, 2015
До посинения. Бумага, гуашь, пастель. 2018
До посинения. Бумага, гуашь, пастель. 2018
У зеркала. Холст, акрил. 2012
У зеркала. Холст, акрил. 2012
Буфет. Холст, акрил. 2012
Буфет. Холст, акрил. 2012
Мне на память. Бумага, гуашь, пастель. 2018
Мне на память. Бумага, гуашь, пастель. 2018
Два становится одним. Бумага, гуашь, пастель. 2013.
Два становится одним. Бумага, гуашь, пастель. 2013.

Вот – женские туфли. Туфли, туфельки, обувка наша. Как назвать картину, на которой пара туфель? «Все в них нежно». А эти в ленточках и листочках, видимо, любимые. «На ходу». А, может, до посинения надоевшие, но которые так не хочется выбрасывать. Здесь этот странный дуэт назван «До посинения», а если бы было подписано, например, «Этюд в синих тонах» – это уже ни о чем. Мимо пройдешь и не заметишь. Кстати, где вы видели в жизни старинный буфет, заполненный обувью? (Если только на старой даче). Тут буфет туфельных страстей. Туфли как символ нашего с вами хождения туда-сюда. Туфли как свидетели нашей жизни, ее эпизодов, путешествий, ее грехов – они ж все видели, лежа на полу, а теперь переместились в буфет – немые очевидцы чьей-то жизни… «Мне на память».

Все остальное теряет смысл. Оргалит, акрил. 2019
Все остальное теряет смысл. Оргалит, акрил. 2019
Только видимость, холст, акрил. 2016
Только видимость, холст, акрил. 2016

То же с одеждой. Платья-то тоже обыденные (хотя и дизайнерские). Вот попробуйте назовите их – да не получится! А поразмышляв над заголовком, поневоле вспомнишь и свои одежки, и что с ними было, и вообще когда это было…

Спустя столько лет. Холст, акрил. 2016
Спустя столько лет. Холст, акрил. 2016
И все ее любили. Оргалит, акрил. 2019
И все ее любили. Оргалит, акрил. 2019

Но особенно хороши у Марины философски-бытовые композиции, на которых старые вещи приобретают звучание, оживают, вызывают ассоциации с чем-то виденным то ли в жизни, то ли в кино, то ли в книжке – неважно. Старая «Зингер», которую все любили, будильник, чайник, несуразные ботики – как они оказались здесь все вместе? Да вот так. И кот Баюн этак хитро выглядывает. Спустя столько лет вещи настигают нас и, возможно, даже спасают.

С признаками сохранившейся красоты. Бумага, гуашь, пастель. 2008.
С признаками сохранившейся красоты. Бумага, гуашь, пастель. 2008.
Наброски писем. Бумага, гуашь, пастель. 2008
Наброски писем. Бумага, гуашь, пастель. 2008

«С признаками сохранившейся красоты» – это тоже о вещах, которые когда-то были дороги, были нужны, которые являлись частью имиджа хозяйки. И теперь, ненужные, ждут своей участи. Выбросить? Оставить на память? А «Наброски писем» и вовсе лирико-драматическая пьеса про старушку. Которую нетрудно представить молодой, красивой, пишущей чернилами любовное письмо. Когда-то она носила эту шляпку с ленточкой, а теперь пьет чай из старого стакана в подстаканнике. И – заметьте – снова обувка.

Бубнило радио. Оргалит, акрил. 2019
Бубнило радио. Оргалит, акрил. 2019
Гибкий график. Бумага, гуашь, пастель. 2018
Гибкий график. Бумага, гуашь, пастель. 2018
Главные исполнители. Бумага, гуашь, пастель. 2008
Главные исполнители. Бумага, гуашь, пастель. 2008
Левая, правая. Оргалит, акрил. 2019
Левая, правая. Оргалит, акрил. 2019
Счастья и несчастья. Холст, акрил. 2015
Счастья и несчастья. Холст, акрил. 2015
Чувства и другие формы. Бумага, гуашь, пастель. 2013
Чувства и другие формы. Бумага, гуашь, пастель. 2013
Я такое видела на барахолке. Оргалит, акрил. 2019
Я такое видела на барахолке. Оргалит, акрил. 2019
Ясное дело, тот самый. Бумага, гуашь, пастель. 2018
Ясное дело, тот самый. Бумага, гуашь, пастель. 2018

Да, на каждом полотне - маленькие кусочки нашего счастья и несчастья, нашего прошлого и настоящего, чемоданного настроения, мечтаний, оптимизма. Эпизоды жизни, когда бубнит радио, когда можно не ходить на работу, взяв отгул, когда что-то покупаешь на барахолке и чего-то не понимаешь. Одним словом – живешь в настоящем, заглядывая в прошлое и… мечтаешь о будущем.

Марина Кутявина родилась в Екатеринбурге, член Союза Художников России и Международной Ассоциации Изобразительных Искусств – АИАП ЮНЕСКО. Окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического университета. Картины хранятся в частных и музейных коллекциях в России и за рубежом.

Если понравилось эссе, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

#искусство#изобразительное искусство#

живопись#марина кутявина#антикварный центр на

садовом#современное искусство#