Тема: Работа с речью
Цели:
1. Познакомить с упражнениями для накопления пассивного обиходного словаря.
2.Познакомиться с частями тела на картинке.
3. Научить выбирать название предмета и его действия.
1. Упражнения для накопления пассивного обиходного словаря.
Логопед показывает предметы или предметные картинки, относящиеся к определённой категории: мебель, посуда, одежда, транспорт и другие. Изучение названий предметов по категориям позволяет ничего не пропустить. Для упражнения лучше приготовить предметные картинки и реальные предметы. Но можно обойтись и чем-то одним. Выполняется упражнение так.
Оборудование: предметы - кастрюля, тарелка, ложка, вилка, кружка, чайник, картинки с этими же предметами.
Логопед показывает больному предмет, называет его и просит повторить название. Потом называет второй предмет и просит повторить название. Затем снова возвращается к первому. Потом добавляется третий предмет и все действия повторяются. После того, как все предметы названы, логопед показывает эти же предметы на картинках и просит их назвать. Если больной не запомнил название, то логопед говорит за него и просит повторить. Дополнить упражнение можно выборкой предметов, например:
- Покажите кастрюлю, тарелку, кружку.
В конце занятия все названия повторяются и делается вывод. Больному задают вопрос:
- Как всё это назвать одним словом? (Посуда).
2. Показ частей тела на картинке и на себе.
Упражнение похоже на предыдущее.
Оборудование: картинки с изображением частей тела.
Логопед показывает часть тела на картинке, называет её и просит больного повторить. Затем он показывает эту часть тела на себе и просит её назвать. Следующий этап — это показ частей тела на больном и называние их. Затем больного просят показать: ногу, руку, палец руки, колено и другие.
3. «Выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку»
Оборудование: предметные картинки.
Для этого упражнения потребуется набор картинок. Больного просят показать , например, кастрюлю, потом ложку, чайник, кружку, стакан.
Затем проводится работа в виде игра «Так или не так». Например:
- Девочка пьёт сок из кружки? (Нет, она пьёт его из стакана0.-
- Рыбу жарят в кастрюле? (Нет, рыбу жарят на сковороде).
Упражнение дополняется повторением назначения предметов:
- Какая посуда используется для жарки продуктов?
- В чём варят суп?
- В чём кипятят чай?
- Чем режут продукты?
Ответы на вопросы сопровождаются выборкой картинок.
4. Что для чего?
В этом упражнении больного учат находить межпредметные связи.
Больному показывают серию картинок, например, посуда и продукты, и предлагают разместить продукты в посуде, соединив картинки прямыми линиями. Можно использовать игру типа «Лото». Тогда на картинку с посудой помещается картинка с продуктом. Примечание. Картинок с продуктами на одной картинке с посудой может быть не одна, а много.
5.Упражнения на стимуляцию понимания ситуативной фразовой речи.
Это упражнение также может проводиться в виде игры «Верно-Неверно». Логопед задаёт вопрос и предлагает больному ответить на него словами «да» или «нет», в крайнем случае просто положительным или отрицательным жестом. Например:
- Вас зовут Виктор? (Да).
- Сейчас лето? (Нет).
- Вы носите дома халат? (Нет).
- Вы любите рыбалку? (Да).
6. Выполнение простых инструкций.
Логопед предлагает больному выполнить инструкции, представленные в порядке их структурного усложнения. На простые движения:
- «Встаньте»;
- «Сядьте»:
- «Подойдите»;
- «Похлопайте».
Дифференциация инструкций различных по звучанию:
- «Встаньте»,
- «Похлопайте»;
- «Встаньте»,
- «Подойдите».
Дифференциация инструкций близких по звучанию :
- «Похлопайте»,
- «Потопайте».
Выполнение инструкций с 1 предметом :
- «Возьмите ручку»;
- «Возьмите стакан».
Выполнение инструкций с 2 предметами( на столе книга и ручка):
- «Возьмите ручку»;
- «Возьмите книгу».
7. «Улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах».
Это упражнение — расширенная версия упражнения 5. Для его выполнения потребуется серия сюжетных картинок. Логопед показывает больному картинку и даёт её краткое описание с некоторыми искажениями. Затем просит больного ответить «Да» или «Нет» по поводу совпадения сюжета с картинкой.
Например:
- На картине четверо детей. (Нет).
- Они гуляют в лесу. (Нет).
- Одна девочка несёт корзину с фруктами. (Да).
- На столе стоит блюдо. (Да).
- В блюде лежат груши и малина. (Нет).
- Девочка даёт мальчику яблоко. (Нет).
8.Упражнения для подготовки к восстановлению письменной речи.
В этом упражнении нужносоотнести фонемы с графемами. Сделать это можно разными способами. Первый, самый простой, логопед показывает буквы, больной их называет. Затем логопед диктует буквы. Больной их записывает. Но эти способы лучше разнообразить и дополнить другими упражнениями.
- Логопед показывает букву, больной называет её. Затем логопед просит просит больного подобрать слова, которые начинаются на эту букву. К этому времени у больного уже накоплен некоторый словарь, поэтому он сможет выполнить это упражнение. Из названных слов лучше выбрать то, которое лучше всего может иллюстрировать букву в воображении. Например: ф — фонарь, ж — жук. Это могут быть слова, которые связаны с определёнными событиями в жизни больного: Д — дом, Э — эскимо, Х — Хабаровск, О — огурец, Ольга. Слова- опоры в дальнейшем помогут лучше запомнить и восстановить в памяти буквы.
9.Раскладывание подписей к предметным картинкам.
Это упражнение уже встречалось в моих уроках. Перед больным раскладывают предметные картинки и отдельной группой подписи к ним. Логопед читает подписи и предлагает больному разложить их под картинками. В дальнейшем упражнение можно усложнить, заменив предметные картинки сюжетными.
10.Ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа.
Логопед предлагает дать ответ на вопросы с опорой на зрительное восприятие (ответ написан в скобках). Можно дополнительно использовать предметные картинки. Можно усложнить упражнение, предложив больному выбрать ответ из серии картинок.
КОГО ВЫ УВИДЕЛИ? (ВРАЧА) _______________________
ЧЕМ ВЫ ПОДМЕТАЕТЕ ПОЛ? (ВЕНИКОМ)______________
ЧЕМ ВЫ МОЕТЕ РУКИ? (МЫЛОМ)______________________
КЕМ ВЫ ДОРОЖИТЕ? (ДРУГОМ)_______________________
КТО УЧИТСЯ В ИНСТИТУТЕ? (СТУДЕНТ)_______________
КТО СМОТРИТ КОНЦЕРТ? (ЗРИТЕЛЬ)__________________
КТО ВОДИТ МАШИНУ? (ВОДИТЕЛЬ)___________________
ЧЕГО НЕТ В ВЕДРЕ? (ВОДЫ)__________________________
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YXHFS4O2KV9JW5HS
Следующий урок: https://dzen.ru/a/YYVfxwtl_Q0SRHqe
Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/66139a2fbe267c074049c33c?clid=1400&rid=3709381313.201.1713208967856.91584&collection=author%3Ac00f07fa-b94a-49c8-a6f0-16cc6fb19fab&order=reverse&t=17
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.