Был я на Соловках, смотрел местные достопримечательности. Группа у нас была из трех человек. Для обзора Соловецкого монастыря мы наняли гида. Женщина-гид оказалась доброжелательной и предложила помощь в поездке на Секирную гору. У нас было желание там побывать, ведь это знаковое место в истории монастыря и Соловецкого лагеря, а также место, где открывается великолепный вид. Желание было, а вот средств не хватало. Дело было в начале зимы. Снег лежал ещё не глубокий, но все перевозчики, к которым мы обращались, заверяли нас, что на Секирку можно добраться только на снегоходе, цена на который была сопоставима со стоимостью экскурсионной машины в летний период. Только для нас троих хватило бы и одной машины, а здесь приходилось нанимать три снегохода. Подумав, мы решили, что зимние красоты Соловецких островов не стоят троекратных расходов. Будет лето, приедем ещё раз и посмотрим уже всё, что сможем. Так мы думали вначале и об этом рассказали гиду, когда она спросила о планах на будущее. На это добрая женщина сказала, что поговорит со знакомым водителем и если будет положительный результат, то сообщит нам к вечеру. К нашей радости, водитель согласился за обычную плату довезти нас на УАЗике на Секирную гору, а гид предложила бесплатно сопроводить нас. От такого подарка судьбы мы не смогли отказаться.
На следующий день к нам подъехал видавший виды УАЗик с брезентовым тентом. У нас закрались сомнения, сможем ли доехать, да ещё по снегу? Не подавая вида, мы загрузились в машину. Для себя решили: «Если снег будет глубоким и непроходимым, как нас заверяли раньше, просто развернемся и поедем обратно». Планов на этот день всё равно не было, можно было свободно прокатиться в хорошей компании. Но решить-то решили, а сомнения нас не покидали. И вот во время пути мы не выдержали и спросили водителя: «Так мы точно сможем доехать, до Секирки, а то другие говорят это не возможно?» На это водитель ответил просто: «Доедем, чего не доехать-то». Мы переглянулись, а гид улыбнулась на наше недоверие и решила нам рассказать о нашем водителе.
Водителя звали Николай. Он был типичным помором. Среднего роста и крепкого телосложения, немногословен, споен, приветлив и скромен, но в нем чувствовалась уверенность в себе и в своих действиях. Мне казалось, что этот тип северян в советский период полностью растворился среди приезжего населения, которое по своей воле или против своего желания приехали на Север в 20 веке. Это были политзаключенные и спецпереселенцы, молодёжь, приехавшая на стройки лесоперерабатывающих заводов по комсомольской путевке, работники леспромхозов, ехавшие на Север за «длинным рублем» и много другого люда. Все они со временем перемешивались, а заодно была утрачена исконная северная культура, говор и традиции. Так я думал, но оказалась, что люди с поморским характером ещё встречаются. Так и Николай был и по характеру, и по рождению потомственным помором. Он нигде официально не работал. Свою большую семью, а у него было 6 детей, содержал благодаря дарам моря и леса. Ягоды, грибы, охота и морская рыбалка были основным заработком. Кроме этого, Николай подрабатывал изредка извозом туристов. Для этого у него был целый парк техники: уазик, снегоход и катер. Вот как раз с катером и приключилась история.
Была у нашего гида группа туристов из Германии. Люди обеспеченные и привыкшие к гарантированному отдыху. Они оплатили поездку на остров Анзер. Деньги уплатили и ждали, стоя на пристани, когда их отвезут в особый Свято-Троицкий Анзерский скит. Ведь они много раз слышали истории и предания об этом месте. Но в этот день на море опустился сильный туман. Владелец катера отказался выходить в море. Да и остальные капитаны, которые занимались только экскурсиями, на это не пошли. И вот гид вспомнила о Николае. «Николай выручай» - обратилась она к нему: «Немцы ни как не поймут, почему нельзя выходить в море. Говорят - включайте навигатор. Отказа не принимают. Им деньги не нужны, а нужен Анзер». Наш водитель сходил к берегу моря. Что-то посмотрел, о чем-то подумал и говорит: «Загружайтесь». Немцы с радостью побежали на катер. Экскурсовод со страхом переспросила: «Николай, да как же мы в тумане то пойдем, ничего не видно?». На это помор ответил: «А как же наши предки в любую погоду ходили по морю? Они это делали, и мы немного можем так». Катер как по молоку шел по водам Белого моря. Немцы довольные и уверенные в том, что катер оснащен современной навигационной аппаратурой и идет точно по маршруту, который проложили ему русские военные (или ещё какие-нибудь) спутники. Радостно фотографировали друг друга, ведь море в тумане снимать было бесполезно. В скором времени прибыли на Анзерский остров. Удивительно, что Николай немного ошибся, причалив в 1,5 метре от места обычной высадки туристов. Наивные немцы так и не поняли, что у соловецких экскурсионных катеров нет никакой навигации, и только вековой поморский опыт помог Николаю не испортить впечатления от путешествия у немецких гостей Соловецких островов. Вот такого человека мне удалось повстречать на Соловках совершенно случайно.