Дорогие читатели! Видя с вашей стороны постоянный интерес к темам широко известных людей, публичных личностей, рискнула поделиться необычными сведениями о Лаврентии Берии. Они почерпнуты из его изданных в Москве личных дневников. Сначала мало кто верил, что они подлинные, но впоследствии с помощью профессионально проведенной работы ученых-историков и биографов пазл полностью сложился.
1938 год
До 1938 года имя Лаврентия Павловича Берии было практически не знакомо широкой общественности в нашей стране. Мегрел по национальности, рожден он был на территории современной Абхазии в 1899 г. в бедной крестьянской семье. Мечтой юноши было желание стать архитектором. Еще до революции он поступил в механико-строительное училище в Баку и закончил его в 1918 г. В 1920-м году оно было преобразовано в Политехнический институт, куда и направился было Лаврентий за дипломом, но этой мечте сбыться было не суждено.
Берия стал членом партии большевиков в Баку в 1917 году. Почти сразу он проявил себя как умный, образованный, незаурядный лидер. Доучиться юноше потому и не довелось, что партия назначила его, 22-летнего, заместителем начальника одного из отделов Азербайджанского ЧК. Вскоре он стал зампредседателя Азербайджанского ЧК. Когда Сталин решился перевести Л.П. Берию на руководящую партийную работу, тот уже возглавлял ОГПУ всего Закавказья.
Летом 1938 г. Сталин был очень озабочен состоянием дел в НКВД. Так, 13 и 14 июля на вражескую сторону к японцам бежали двое его сотрудников. Подобные побеги высокопоставленных фигур насчитывались, конечно, и ранее. Это и давало веский повод искать нужного человека, способного переломить ситуацию, поднять имидж НКВД и стать в нем настоящей "рабочей лошадью". 25 ноября 1938 г. товарищу Берии было предложено руководство НКВД СССР (сменив на этом посту Н.И. Ежова).
Вот как выглядел этот период в дневниках Л.П.Берии.
29/VIII-38 г. "Вернулся из Москвы, голова пухнет. Все, дело решено. Политбюро приняло Постановление об утверждении т.Берия 1-м Зам. Наркома Внутренних Дел СССР. Фриновского перебрасывают Наркомом Военного Морского Флота. Назначение странное... Но мне Фриновский не нужен. Мне в ГУГБ нужен Всеволод [В.Н. Меркулов. - примечание автора]. Говорил с Кобой [ Сталиным. - примечание автора]... Сказал: "Тебе все карты в руки... Присматривайся, с Ежовым веди себя аккуратно, в разные стороны не тяни, но сразу веди свою линию"...
4/IX-38 г. "Только что вернулся от Ежова. Просидели до позднего вечера. Сразу потянулся к рюмке, стал угощать, пришлось отказаться. Вначале обиделся, потом понял.., начал говорить по существу. Мужик он умный и знающий, но уже видно, что запутался. Я ему сказал прямо, что работать будем без обид... Договорились, что палки в колеса Всеволоду ставить не будет... А структура Наркомата хреновая, надо менять".
10/IX-38 г. "Втягиваюсь в московскую жизнь. [...] Николай [Н.И.Ежов - примеч. автора] держится больше на расстоянии. Похоже, прикидывает, взвалят на меня Наркомат или нет. Я сказал, что назначению не рад, сам не просился, мне лучше было в Грузии работать. Но Приказ есть Приказ. Все равно косится. [...] Коба вызывает меня и Николая на... разговор.
25/XI-38 г. "Все, Лаврентий. Прощай мечты о Грузии. Теперь я засяду в Москве может навсегда. С сего дня Нарком. Ежов сразу после 19-го написал тов.Сталину заявление с просьбой освободить."
Когда Ежов попросил освободить его от работы, он был сильно подавлен, но все свои недостатки в работе перечислил правдиво и полно. До этого последовала непонятная цепь самоубийств ("Литвин застрелился, Успенский утопился"), был арестован Фриновский, странно покончила с собой жена Ежова (находясь в больнице)...В такой немыслимой обстановке Л.П.Берия получил и начал свои полномочия.
(продолжение следует)