Найти тему

Сила и слабость боевого Шотокана и его ката

Шотокан в наше время стиль довольно противоречивый. У него немало сторонников, которые в нем души, что называются, не чают. А вот остальные этот стиль боевым искусством не считают. Прежде всего, сразу отметаю всякие идеи о спорте. Спорт я не рассматриваю. Меня интересует Шотокан только как боевое искусство и применение его в самообороне. А боевое крыло Шотокана – прежде всего Микио Яхара, основатель Всемирной федерации каратэномичи, абсолютный чемпион Японии, многократный чемпион мира по каратэ, 10 дан. Это человек, который, по моему мнению, как никто лучше выразил главную концепцию Шотокана, да и каратэ в целом.

Ну, о Шотокане чуть из глубины лет для понимания сути вопроса. Когда я учился в институте, у нас в комнате тоже висел портрет Фунакоши, все рассказывали о нем всякие легенды, короче, Бог для молитвы, как создатель самой великой системы боя.

Но прошло время… Пришло другое осознание реальности, удалось почитать другие материалы, более объективные и профессиональные, на мой взгляд… Лично мое понимание сейчас таково. Японской военной системе первой половины 20-го века были нужны рекруты, без тени сомнения вступающие в бой и не думающие о смерти. Для этого для них реанимировали идеи Будо и «раскрасили» их кодексами и нормативами, которым настоящие самураи, честно говоря, особо и не следовали. Но к этому еще не помешала бы довоенная подготовка, на манер советского ДОСААФ, военной подготовки в школе и т.п., включая физическую подготовку.

Многие рекруты из Окинавы обладали хорошей физической подготовкой. И это заинтересовало некоторых чиновников в Японии. Вот не буду вдаваться в дебри исторической хроники, это и без меня все могут найти почитать, рассказать… В результате, как мы в знаем в Японии оказался Мотобу и Фунакоши. Мотобу был настоящим драчуном, бойцом и одерживал победы. Но он был необразованным малым, плохо говорил по-японски, думаю, к тому же, был неуправляемым, короче проблемный.

С другой стороны был Фунакоши. Человек образованный, интеллигентный, мыслящий. Но Фунакоши приехал в Японию только с показательными выступлениями, с ката. Их расценили как танец, и никто в серьез не принял. Не знаю, не помню, что там и как было дальше, но у Фунакоши оказалось какое-то лобби. И в результате Фунакоши начал создавать школы каратэ в университетской среде.

Здесь ключевой вопрос какой? Это – статус Фунакоши и ката. Сейчас я понимаю, что Фунакоши в момент основания каратэ в 1922 году был не столько мастером, сколько политической фигурой, организатором и руководителем нового проекта довоенной подготовки. Отсюда и униформа в виде кимоно, и поклоны старшим (уважение к офицерам в будущем), и синхронные занятия строем (строевая подготовка) и дисциплина. Все как в армии. Такой подход можно было видеть в Японии даже в 70-х прошлого столетия.

И свою систему подготовки Фунакоши построил в первую очередь на ката. Почему? Фунакоши не мастер, а организатор. Да он больше ничего не знал просто и не знал толком, как выстроить систему физической подготовки. На Окинаве подготовка в каратэ – это процесс, который черт знает сколько времени может занять. Это просто некая форма жизни. А тут надо быстро будущих бойцов готовить. А ката позволяют построить толпу народа строем и заставить синхронно выполнять движения. Это и для армии хорошо, и подготовка со стороны выглядит красиво. Кроме того, когда некогда следить за каждым учеником, можно дать команду выполнять ката, и все уже чем-то заняты.

И Фунакоши начал быстро преподавать то, что знал – а именно ката. А чтобы проблемы с мастерством не бросались в глаза, ката было возведено на пьедестал супер-пупер великого смысла, крутейшей системы подготовки и т.п. Типа, так и было задумано изначально. И вот этот обман некий, по моему мнению, он живет и по сей день. И связан он не только с Фунакоши, но и с боевыми искусствами в целом.

Что такое ката на самом деле? В древние времена не было видео, не было книг, люди были необразованными. Как им передать какое-то знание, чтобы они его запомнили. Приведу такой пример. Прямо сейчас можно взять пару «гвардейцев» из новичков, показать им простые движения, объяснить смысл, и… ничего из этого они не поймут и не запомнят. Это уже их моего личного опыта. Да и сейчас, когда я в своих статьях пытаюсь какие-то примитивные движения описывать, у большинства мозг просто отключается.

И в старые времена – это было супер проблемой. Пока не могу сказать, кто придумал систему ката, тао лу и т.п. Хотя в этом и стоило бы разобраться. Но суть была проста. Вместо книг и видео, все зашивали в ката, чтобы ученик в силу своей тупости и бестолковости ничего не забыл. А на ката «навешивали» Бункай – конкретные приемы.

Логика проста. Если ученик вызубрил ката, есть шанс что он и Бункай вспомнит. Поэтому система ката стала неким центром подготовки и передачи знаний.

Сначала суть ката была просто во внешней технике (удары, блоки, передвижения), затем в нее стали добавлять элементы качества выполнения движений (система напряжений и расслабления мышц, выставление центра тяжести, дыхание и т.п.). Следующим шагом в ката внесли систему психологической и ментальной тренировки. В ката есть еще два высших уровня, которые мы в данной статье рассматривать не будем.

В эпоху становления Шотокана первый уровень ката уже не имел смысла, поскольку технику можно было и записать, сфотографировать, и даже снять видео. В итоге система подготовки акцентировалась именно на втором уровне – на качестве движений. И такой она остается по сей день в большинстве школ. Все мастера говорят о важности и необходимости ката. И здесь самое главное в том, что смысл в ката видят именно мастера. За десятки лет тренировок они преодолели второй уровень и вышли на третий – психологической и ментальной подготовки. Отсюда и понятно, что ката приобрели для них смысл.

Тут вывод какой? Подготовка в Шотокане, основанная на системе ката, громоздкая, мучительная и длительная. Поэтому, на самом деле, она уменьшает эффективность стиля, делая его мастерским, а не массовым. Шотокановцы начального и среднего уровней оказываются не защищены ката. Просто потому, что независимо от степени мастерства в ката, в современном, динамичном бою вся структура тела и поставленные в ката удары «рухнут», и бой сведется у обычному «махачу».

Вторая часть Шотокана – ударная техника. Это реально опасная и неприятная вещь. Удары отрабатываются так, чтобы пробивать, разбивать цель. Суть такова. Пусть есть какая-то стена кирпичная. И на этой стене выполнен из штукатурки барельеф в виде передней половины человеческого тела (лицо, грудь, живот и т.п., спина скрыта за стеной). Задача Шотокановца – прямым ударом пробить какую-то часть барельефа до стены, так чтобы кусок барельефа от удара откололся и рассыпался. Стену мы не трогаем.

Как-то принято считать, что каратэ действует только из обороны, что в каратэ нет первого удара. Что сказать?.. Вернемся к стене и барельефу. Итак, мы стоим от него далеко. Что делать? Нужно слегка «разбежаться» парой подскоков и ударить ногой мае-гери. Но не тот «паралитичный», низкий мае-гери, который мы везде видим сегодня. Это мае-гери из 70-х, 80-х, когда «железный» удар пробивал голову, вернее просто сносил ее, а на опорной ноге стояли на носке, а не всей стопой. Второй вариант – это набегание на противника боком с нанесением смертельного тсуки.

Дальше все проще. Это фехтовальный выпад с ой-тсуки, примитив – гиаку-тсуки. А потом «догнать» ногой мае-кекоми или його-гери. Но это не то, что сегодня, это удары из 50-х как максимум, а лучше из 40-х.

Копье… Колющий удар мечом, рапирой, шпагой, пикой. Это все удар копьем, здесь логика копья – проткнуть противника прямым ударом вперед. Прямой удар вперед – это аналог удара копьем. И атакующее «копье» Шотокана – это прямая атака вперед с дальней дистанции. При достаточной отработке – это смертельный удар «копьем».

И что в этом очень важно? Прямые атакующие удары опасны тем, что они способны поражать внутренние органы, вызвать разрыв тканей и кровотечение. Но вот перед нами противник, например, с сильным «накачанным» прессом. От его мышц кулак отскакивает просто как от резины. Да и ребра тоже хорошо защищают внутренние органы. И для того, чтобы добраться до внутренних органов, надо пробить поверхность.

Вот что нужно, чтобы разбить доску или кирпич? Необходимо, прежде всего, продавить их насквозь своим ударом. Рука на скорости не должна останавливаться перед препятствием, а проходить его. Но далеко не всегда это срабатывает. Почему? Ответ на этот вопрос знает бумага. Подвесьте лист бумаги и попробуйте пробить в нем дыру. Можно быть кучи кирпичей и досок, но бумага останется недоступной.

Здесь нюанс в том, что подвешенный лист бумаги не сопротивляется, а отходит назад в момент контакта с кулаком. Скорость его отхода ограничивается весом бумаги и сопротивления воздуха. И чтобы лист порвался, надо бить с такой скоростью, чтобы лист не успевал отойти назад. Речь идет об очень быстром и, главное, очень резком, импульсном ударе. Именно такой удар хорошо разбивает поверхность.

В Шотокане в ударах руками постарались совместить и импульсный, резкий удар по поверхности и продавливание в глубину тела. Но импульсные удары не дружат с техникой продавливания насквозь. Поэтому, в конечном счете, удар получился частично импульсным, частично продавливающим, а не цельнообъединенным.

Нам из всего этого надо понимать, что поставленный, отработанный удар Шотокана серьезно опасен. Он в достаточной степени резкий, хорошо пробивает поверхность и уходит в тело вроде и не глубоко, но этого хватает, чтобы повредить внутренние органы. Барельеф на стене – удар настолько резкий и настолько глубокий, что позволяет разбить барельеф, но стена его не интересует, что, в общем, правильно.

Ну и пока рассмотрение техники ударов и блоков остановим.

Третья часть Шотокана – Бункай. «Копье» Шотокана, а именно, прямые удары руками и ногами с рывком веса тела вперед, позволяет атаковать противника с дальней дистанции. И практическая отработка приемов начинается с того, что нападающий атакует с дальней дистанции. Логика такова, что нам надо защититься от самой опасной атаки стиля – прямой атаки с дальней дистанции. Из-за этого Шотокан попал в ловушку.

Атака с дальней дистанции опасна, когда противник ее не ждет или на что-то отвлекся. Ну, например, потянулся за ножом или меч начал вытаскивать. Если мы занимаем оборонительную позицию, не отвлекаемся, держим противника под контролем, то на дальней дистанции он «как на ладони». Его рывок ничего не даст. Хотя еще в 80-х прямой атакой Шотокана «сносили» обороняющегося, потому как напор был очень велик. Тем не менее, серия защитных приемов против атаки с дальней дистанции не может быть главной в обучении! Это скорее довесок.

В реальности контактные поединки Шотокана с кровью показали, что бойцы стараются подобраться на среднюю дистанцию, а потому уже с нее атаковать. Это очень логично. Здесь сам рывок вперед как бы проходит насквозь противника. Вот именно эта атака-«копье» со средней дистанции – реально самая опасная.

И вот тут Шотокан и «сел в лужу». Посмотрите на отработку приемов на средней дистанции. Они выполняются так, как будто это та же длинная дистанция. То есть удары атакующего изначально не дотягиваются до защищающегося. Нападающий «не хочет» проходить защищающегося насквозь, хотя может и должен. Отсюда приемы защитные – этот какая-то лайт-версия, театральная постановка реального боя. Хотя в этих защитных приемах появился интересный момент - это уход вбок, в сторону с линии атаки, блок и ответный удар.

Именно отголосок лайт-версии защиты мы и видим на соревнованиях в полный контакт, когда атакующий всегда прав, всегда имеет преимущество, а защищающийся или контратакует или просто отходит. Никаких приемов из Бункая с блоками и уходами в бок мы не увидим. Но есть отходы назад как по линии, так и со смещением в сторону.

Вот эти уходы назад со смещением в сторону привели к изменению техники атаки. В серьезном, реальном бою боец Шотокана топчется, притопывает, подбираясь как можно ближе к сопернику. Дальняя дистанция уходит из техники. Рука в заряде на Гиаку-тсуки. Как только появляется возможность, «открывается окно», сразу идет короткий выпад вперед с резким ударом гиаку. Если противник успевает отойти назад и вбок, то тут же следует рывок вдогонку с ударом ноги или выпад с шагом вперед и ударом другой рукой.

Такая атака очень интересна и опасна. Давайте ее еще раз рассмотрим более подробно. Итак, у тебя левостороння стойка типа дзен-кутсу дачи. Правая рука у бедра в готовности нанести гиаку-тсуки. Левая рука чуть впереди и выше правой. Она может играть роль блока или первого удара на манер боксерской двойки. Пританцовывая и притопывая ты приближаешься, подкрадываешься к противнику как можно ближе на расстояние удара.

Тут сразу важный момент. Использовать в левосторонней стойке двойку ударов на манер бокса неверное решение. При попытке ударить левой рукой велика вероятность, что противник просто отшатнется назад, и мы потеряем преимущество сквозной атаки, дистанция будет великоватой. Поэтому задача левой руки скорее мешать противнику или нанести встречный удар.

Первый вид атаки таков. Ты выжидаешь, ловишь момент, пританцовывая в дзен-кутсу дачи, как только увидел, что «открылось окно», резкий глубокий выпад вперед за счет шага левой ноги. Получается выпад, переход из обычной дзен-кутсу дачи в низкую и глубокую. И все это с максимально резким и сильным ударом гиаку-тсуки.

Второй вариант, когда противник чуть дальше или ты видишь, что он способен быстро отскочить назад и гиаку-тсуки даже из «глубокой» дзен-кутсу до него не достанет. Вот тут может пригодится левая рука. Левая рука имитирует удар в голову, в это время надо изо всех сил оттолкнутся левой ногой, как будто собираемся сделать прыжок в длину. Резкий переход вот этим прыжком в длину в правостороннюю дзе-кутсу дачи с ударом ой-тсуки. Как только правая нога встанет на землю одновременно с контактом ой-тсуки с телом противника, тут же идет удар левой рукой внутренним ребром ладони в голову или в шею противника. Еще раз! ВНУТРЕННИМ ребром ладони!

В принципе, в этом выпаде-прыжке вперед правой ногой обе руки должны играть роль своеобразных усов таракана, антеннок. Смысл в том, что какой рукой атаковать и какой удар бить, решается прямо в момент выпада вперед в зависимости от действий противника.

Также очень интересны удары ногами. Удары ногами в Шотокане «вставляющие». В нашу эпоху компьютеров и смартфонов может еще найдутся люди, которые помнят, что такое ручка или фломастер. И у ручки и у фломастера есть колпачок. Так вот удары Шотокана таковы, что их надо вставлять в «колпачок», а не наоборот. Это техника точности. И еще… Вот боец босой оказался почему-то. Драка, бойня, противник выставил руки в защите, локти у живота торчат. Пинать его ногой? Можно, конечно. Но стопа может наткнуться на локти, кулаки, соскользнуть с тела… И все эти вещи сопряжены с высокой вероятностью травмы стопы. Именно по этой причине, а тайском боксе основной удар – голенью, не стопой.

Как Шотокан решил эту проблему? Вставляющими ударами. Надо увидеть в защите противника «окно» и вставить в это окно стопу, как ручку в колпачок. То есть идея вставки – это пройти сквозь руки противника, не повредив стопу. В момент контакта с телом противника метод «вставки» также защищает стопу от повреждений. А дальше ногу надо быстро выдернуть из «окна-колпачка», чтобы противник не успел ее схватить.

«Вставка» ногой делается просто и сложно одновременно. Надо поднять колено ноги. Это первая фаза. Дальше разгибаем ногу в коленном суставе и доворачиваем бедро На самом деле, такой метод ударов ногами используется в большинстве стилей боевых искусств. Но именно в Шотокане используется «вставка» стопы в «колпачок» при этом, и быстрый возврат обратно.

Вот этот метод дает важный эффект при атаке на противника рывком вперед. Отталкиваемся в длинном «прыжке» левой передней ногой, задняя правая устремляется вперед, взмывает вверх, согнутая в колене. Возникает небольшой эффект зависания. Это мгновение позволяет оценить, куда и как надо ударить. Главное – увидеть «окно», «колпачок» в обороне противника, и именно туда вставить стопу.

Противник уже ошеломлен резким броском на него, ошеломлен поднятым коленом, и запросто может не распознать дальнейшей траектории удара, не понять точку «вставки».

Как итог, прямая атака Шотокана может быть очень опасной и успешной. Успеть ее перехватить – сложная задача. Мое личное мнение после долгих лет «смотрения» на Шотокан – с прямой атаки Шотокан начинается, ею и заканчивается. В этом главная сила стиля, и не надо его ослаблять всякими «прибамбасами».

А «прибамбасы» - это как раз Бункай против прямой атаки. Тут мы увидим разные блоки, уходы в бок и контратакующие удары. Все это больше грустно, чем позитивно. Почему-то Бункай учится так, что нападающий изначально не дотягивается до защищающегося. И при этом зачем-то защищающийся начинает ставить блоки, блоки против противника, который и так не дотянулся ударом. Это потерянное на ничего не значащие блоки время можно было бы потратить на контрудары.

Да и в целом контратака защищающегося выглядит часто очень странной. Например, есть контратакующие удары ребром ладони или тыльной частью кулака. Удар наносится правой рукой. Но правая рука не бьет противника, она почему-то сначала движется мимо тела противника к своему левому плечу, а только потом, оттуда идет на удар. Это все равно, что Вы стоите на остановке в ожидании маршрутки, а она проезжает мимо до другой остановки, потому разворачивается и едет забирать Вас.

Таких проблем и ляпов в оборонительном Бункае Шотокана масса. Есть что-нибудь, что Шотокан может с успехом показать в обороне? Есть. Это встречные удары ногами. Но поскольку удары вставляющие, они дискретные, одиночные. Если в атаке промах удара ногой означает переход к другом удару, то в обороне это может быть чревато.

Вообще дискретность, резкость Шотокана – это и плюс и минус. Плюс в силе и скорости одиночных ударов. Минус – в невозможности работать сериями и по сложным траекториям. Я бы охарактеризовал Шотокан как стиль точности. Если точность ударов выдержана, стиль убийственно опасен, если точности не хватит, одним разочарованием от поражения не обойдешься.

Карате
7974 интересуются