Найти в Дзене

Структура Тайцзы цюань русским языком. Стиль Лао Цзы. Ступень Цзин

Представления о Тайцзы цюань очень противоречивы и запутанны. На самом деле из-за того, что эта система на сегодняшний день - «смесь енота с носорогом». Но обо всем по порядку. Если мы хотим реально понять, в чем смысл Тайцзы цюань, и какая практическая польза от этой системы, то нам придется начать от истоков.

Создателем Тайцзы цюань является Лао Цзы. Он создал вспомогательную систему для методик Алхимии бессмертия. По преданию основателем Китая является Желтый император Хуанди, который жил не одну сотню лет. Последующие, земные императоры хотели на него походить, чтобы народ верил в их божественность. Поэтому они поддерживали всякую алхимию бессмертия.

Из всех направлений алхимии выжило одно – энергетическое. На базе трактата Лао Цзы «Дао дэ цзин». Если очень тупо и примитивно, то суть алхимии заключалась в укреплении и уплотнении энергетической составляющей человека (души) настолько, что человек продолжал жить в энергетическом виде и после выхода души из тела.

Методика алхимии была построена на том, что тело находилось в неподвижном состоянии в позе лотоса, а сознание в чистом состоянии за счет сосредоточения управляло потоками энергии в теле, концентрируя энергию в определенных точках. Цель – создать энергетические «жемчужины жизни». Потому у китайцев Дракон часто изображается держащим золотую жемчужину. Управление энергией происходило за счет волевых мыслеформ. То есть человек представлял себе определенные образы и удерживал их в своем сознании. Но делалось это не как в фантазиях и мечтах, а при помощи волевых усилий.

В принципе, это очень простая метода. Но очень тяжкий и длительный труд. Люди сталкивались с непреодолимыми трудностями, когда пытались сосредоточиться на работе с энергией. На Востоке говорят, что человеческое сознание подобно бешеной, сумасшедшей обезьяне, которую напоили допьяна, затем ее укусил скорпион.

Поэтому Лао Цзы создал упрощенную, облегченную методику работы с внутренней энергией на основе движений тела. Суть методы также проста. Во время движения тела, но спокойного и размеренного, человеку легче сосредотачиваться на чем-то. Напряжение мышц при этом поддерживает тонус, не давая сознанию расслабиться и впасть в сонное состояние. Во время спокойных и плавных движений сознание связывается с потоками энергии, потоки энергии связываются с движением тела, и сознание-энергия-тело приводятся к одном ритму за счет дыхания, превращаясь в единую комплексную систему.

Через некоторое время у человека разовьется высокий энергетический потенциал, а сознание научится работать с энергией и станет спокойным, невозмутимым и сосредоточенным. И тогда можно опять садиться в Лотос и уже на более высоком уровне и более легко осуществлять алхимию бессмертия.

Тайцзы цюань направления Лао Цзы – это часть методики алхимии бессмертия, это истинное Тайцзы цюань. И это не боевое искусство. Цель Тайцзы цюань Лао Цзы – очистить и сосредоточить сознание за счет работы с энергией, развить энергетический потенциал для последующей работы в Алхимии.

И Тайцзы цюань проходит последовательно 4 ступени, 4 уровня совершенства: ЦЗИН, ЦИ, ШЕНЬ И СЮЙ. Причем это не просто 4 ступени, один элемент рождает другой , трансформируясь в него.

Уровень Цзин

В самом примитивном понимании – это тело. Но в китайской философии это настолько сложное и важное понятие, что вы гарантировано в нем «заблудитесь», если начнете читать всякие переводы и интерпретации. Понять, что такое Цзин, у меня, например, ушло лет 20.

Поэтому попробую упростить насколько это возможно. Потому что, если вы не поймете Цзин, вы вообще никогда не поймете Тайцзы цюань, да и боевые искусства в целом.

Почему планеты вращаются вокруг Солнца? Почему планеты вращаются вокруг своей оси? Почему сердце сжимается-разжимается? Почему двигаются легкие? Почему человек спит? Почем все вещи притягиваются Землей? Почем ребенок растет, а старик стареет?

Рождение Вселенной – это не только рождение материи, это также и рождение сил и энергий, в которые материя погружена как водоросли в воду. Человек – это мертвая материя тела, в которую вдохнула жизнь энергия, управляемая силами Вселенной, созданными в момент рождения Вселенной.

В человеческом теле силы Вселенной в первую очередь проявляют себя как движение легких. Это дыхание. Задача дыхания разогревать внутреннюю энергию и создавать «тонкие» токи внутренней энергии подобно электротоку. Дыхание обеспечивает движение энергии по энергомеридианам человеческого тела.

Вторые силы Вселенной обеспечивают движение сердца. Сердце отвечает за работу сил в теле и за масштабные движения энергии, не взирая на каналы. Сердце – этот как бы силовой центр.

Третьи силы – обеспечивают работу мозга, наполняя его информационными сигналами со всех со всех сторон, как радиоприемник. Мозг при помощи нейронной системы и нервной системы управляет всем телом, и в первую очередь мышцами.

Так, для справки: дыхание – это кости-скелет, сердце – мышцы, мозг – суставы, связки, сухожилия.

Суть первой ступени Цзин – на примитивном уровне это здоровье и сила тела. Но на самом деле речь идет о природных силах, которые действуют в теле, двигают жидкости, поддерживают органы в работоспособном состоянии, вырабатывают энергию, за счет которой живет человек. Главная задача Цзин – поддержать эти силы, сделать так, чтобы мозг не вмешивался в работу тела и не мешал силам выполнять свои функции. И еще задача Цзин – активировать, пробудить внутреннюю энергию тела за счет специфических физических упражнений и определенного состояния ума. А также не дать энергии беспричинно расходоваться и покидать тело из-за хаоса ума.

В конечном счете Цзин – это накопление сил, здоровья и энергичности тела совмещенное с успокоением ума за счет невмешательства в действие природных сил и оказания им помощи методом пробуждения внутренней энергии.

Итак, метод Цзин в Тайцзы цюань заключается в следующем. Разум соединяется с дыханием. То есть мы начинаем дыханием управлять сознательно. А именно, делаем его ритмическим, равномерным и спокойным, а также глубоким. Этот метод позволяет успокоить сердце и нервную систему, что стабилизирует сердечный ритм. Это сила сердца.

Далее дыхание соединяем с движениями тела. А именно, вдох – начало движения, выдох – окончание. Вдох – ногу поднять, выдох – поставить. Вдох – руки поднять, выдох – опустить или толкнуть. Ну и т.д.

Поскольку дыхание ритмическое, спокойное и медленное, то и движения становятся такими же. Дыхание с движениями тела – стабилизирует собственно дыхание и общий ритм тела. Это сила дыхания.

Третий шаг соединяем разум-сознание с телом. Суть проста - надо настроиться на свое тело и пытаться почувствовать, осознать увидеть каждую клеточку тела. Причем все клетки всего тела как единое целое при этом. Это сила разума.

Вот, собственно, эти три метода – и есть первый уровень Тайцзы цюань – Цзин.

И вот теперь очень важный момент. Переломный, я бы сказал. Уровень Цзин во многих школах и стилях Тайцзы цюань преподают как жесткие регламентированные формы (тао лу), типа опускайте поясницу сюда, держите подмышки так, разворачивайте колени наружу, держите язык против неба и т.п., правая рука идет туда, левая сюда… Неужели это все неправильно? Нет! Это все правильно! Но это не Тайцзы цюань по сути и смыслу. Это подготовительная группа 1-го класса школы. Из которой не нужно делать университет.

Правильность физических форм имеет значение, но не такое большое на уровне Цзин. Мы же по факту наблюдаем великие мучения с изучением бесконечного количества форм с их бесконечными нюансами. Это обучение растягивается на года и в результате истинный смысл и великие возможности просто уходят в небытие. Превращая Тайцзы цюань просто в особую, оздоровительную гимнастику.

При этом все хитроумные положения тела и тонкости выполнения форм имеют одну цель – научиться чувствовать свое тело. А это можно научиться делать даже лежа на диване или сидя в лотосе.

Из-за этого абсолютно лишнего титанического усилия в изучении «правильных» форм Такйцзы цюань часто подвергается критике разных мастеров, которые в теме, начиная с Ван Сян Жая. Который говорил даже о вредности форм Тайцзы цюань. И в достаточной степени был прав.

Заниматься «самоистязаниями» на физическом изучении причудливых форм – это не метод Лао Цзы.

Особое внимание! Я не пишу историю Тайцзы, я описываю структуру, скелет.

Продолжение следует...