Несколько дней назад я посмотрела лекцию Мариэтты Чудаковой о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», которая была прочитана в программе «Academia» на телеканале «Культура» в 2011 году. В ней знаменитый булгакововед много говорила о том, как отличается восприятие романа у людей разных поколений. А я, пожалуй, впервые наглядно увидела это различие, сравнивая сказанное ею со своими воспоминаниями и восприятием молодых ребят, сидевших в студии.
Мариэтта Чудакова родилась в 1937 году и была убежденной сторонницей хрущевской «оттепели». Ей довелось прочитать роман еще до его публикации и участвовать в ее подготовке. Ученый призналась, что для нее удивительной была сама возможность публикации в СССР книги, в которой на первых же страницах речь идет о дьяволе и, вдобавок, утверждается, что Бог – есть. Впрочем, по ее словам, не менее странно для первых читателей в конце 1966 года было, к примеру, и то, что на Патриарших прудах может спокойно появиться иностранец, а за хранение валюты человеку ничего не грозит. (Как утверждала лектор, в 60-х годах в СССР расстреляли трех человек только за факт купли-продажи долларов.) При этом Мариэтта Омаровна не без основания предположила, что ее молодые слушатели, скорее всего, не видят в этих фактах ничего странного...
Я прочитала «Мастера…» в начале 80-х, примерно в 16 лет. Странностей не заметила – мы тогда взахлеб читали фантастику и прекрасно понимали, что художественное произведение – не фотография из окошка. Больше всего меня поразила в нем линия Иешуа. Для тех из нас, у кого не было знакомств в андеграунде, это была одна из немногих возможностей узнать в деталях одну из ключевых фигур мировой культуры. До момента, когда Евангелие в СССР будет свободно продаваться на книжных лотках, было еще больше 5 лет. Помню, что сатирическая и любовная линии романа произвели на меня гораздо меньшее впечатление. Лишь спустя десятилетия я осознала, что булгаковский Иешуа и евангельский Христос – это два совершенно разных образа. Точнее, Иешуа – это Христос, увиденный глазами Воланда, упорно не признающего его божественной природы. (Тоже, кстати, игра с разницей восприятия, которую Михаил Булгаков, сын профессора Киевской духовной академии, вел вполне сознательно!)
А что же молодые студенты, которые внимательно слушали уважаемого филолога и талантливого рассказчика в 2011 году? К моему удивлению, судя по вопросам, некоторые из них даже не поняли, о каких «странностях романа», недоступных им, она говорит. А ведь на съемках программ серии «Academia» случайных людей нет… Впрочем, молодежь, сосредоточенная на собственных задачах, вообще склонна подсознательно упрощать картину мира.
Впрочем, вы можете сами посмотреть лекцию на YouTube и составить собственное впечатление.
Три поколения, которые появились на свет с интервалом примерно в 30 лет. У каждого – свой социальный и культурный опыт, свои ценности, свои представления о том, что естественно, а что – нет. Глядя в зеркало великого романа, каждое из них видит в нем своё содержание. Эксперимент, невольно проведенный Мариэттой Чудаковой с нами, ее слушателями, наглядно показал, насколько ошибочно представление, будто большинство людей думает и чувствует примерно одинаково. Именно поэтому инклюзия, то есть признание уникальности каждого и уважения его особенностей для меня – не модный лозунг, а повседневное правило. Иначе каждый из нас в отдельности и общество в целом неизбежно скатывается к диктату сильного. Оно нам надо? Мне – нет.