Найти тему
Я рисую этот мир

Плакат "Ты записался добровольцем?", журнал "Крокодил", искусство фотомонтажа: история графики революционной России

Оглавление

В годы Гражданской войны самым распространенным видом искусства была графика. Она быстрее всех откликалась на актуальные вопросы современности. Графика особо ярко выразила всю кратину столкновений разнообразных мнений.

Д. С. Моор. Ты записался добровольцем? Плакат.  1920 г.
Д. С. Моор. Ты записался добровольцем? Плакат. 1920 г.

Плакат из всех жанров обладал наиболее островыразительным языком. Он печатался большими тиражами на разных языках и проник в самые удаленные уголки страны. Например, плакат издательства ВЦИК "Царь, поп и кулак" 1918 года вышел сразу на 10 языках. Остроагитационная направленность плаката легко считывалась через лаконичные цвета, линии и силуэты.

Первыми плакатистами становились те художники, которые ещё в революцию работали в сатирическом жанре для журналов. Революционный плакат создавался в борьбе с коммерческим рекламным плакатом.

В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката: сатирический и героический. Выразителями этих двух направлений были Дени и Моор.

Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов) создавал политические плакаты, которые стали впоследствии классикой советской графики: "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921) (плакат посвященный голодающему Поволжью).

В. Н. Дени. Антанта. Плакат. 1920 г.
В. Н. Дени. Антанта. Плакат. 1920 г.

Дени (Виктор Николаевич Денисов) до революции сотрудничал с "Сатириконом", он работал в жанре сатиры. Его плакаты пропитаны юмором и подписаны стихотворными строчками: "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919), "На могиле контрреволюции" (1920), "Кулак-мироед", "Учредительное собрание" (1921) и др.

В. В. Лебедев.  Работать надо-винтовка рядом. 1920 г. Линогравюра. Раскрашенный оттиск.  70х54. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
В. В. Лебедев. Работать надо-винтовка рядом. 1920 г. Линогравюра. Раскрашенный оттиск. 70х54. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Абсолютно новаторская форма агитационного искусства - "Окна сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства) занимала особое место в плакате тех лет. Исполненные по трафарету и раскрашенные от руки работы совмещали на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождались острым текстом. Такие плакаты откликались на все злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту. "Окна РОСТА" существовали с 1919 до 1921 года. сначала они выпускались в одном экземпляре, а затем тираж стал увеличиваться. Их клеили в окнах магазинов, клубов, вокзалов.

А. Д. Гончаров. Фронтиспис к поэме А. Блока "Двенадцать". 1924 г. Бумага,  ксилография.  30х22,2. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
А. Д. Гончаров. Фронтиспис к поэме А. Блока "Двенадцать". 1924 г. Бумага, ксилография. 30х22,2. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В "Окнах РОСТА" блестяще проявился талант В. Маяковского, публициста, оратора, знатока фольклора. Он отдал "атакующему классу" не только всю свою поэтическую мощь, но и силу художника.

"Окна РОСТА" повлияли в дальнейшем на графику времен Великой Отечественной войны ("Окна ТАСС").

А. И. Вахрамеев. Ночной патруль. Из серии "Типы и сцены 1917-1920 годов.". 1920 г. Бумага,  акварель,  белила. 22х30,7. Москва. Государственная Третьяковская галерея
А. И. Вахрамеев. Ночной патруль. Из серии "Типы и сцены 1917-1920 годов.". 1920 г. Бумага, акварель, белила. 22х30,7. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В Петрограде в "Окнах РОСТА" работали В. Лебедев, В. Козлинский, Н. Радлов, А. Радаков, Б. Ефимов, В. Катаев, М. Кольский, Л. Бродаты.

Благодаря плакату изменилась и газетно-журнальная, книжная и станковая виды графики. Особое развитие получила сатирическая бытовая графика. С 1922 года стал издаваться журнал "Крокодил", рисунки которого явились сатирической летописью тех лет.

После Гражданской войны стали издаваться произведения русской классики и советской литературы. Сначала это были иллюстрации к произведениям классической литературы, которые воспроизводили перовой или карандашный рисунок фотомеханическим путём. В оформлении книги использовались все элементы: обложка, титул, форзац, фронтиспис, заставки, концовки.

М. В. Добужинский. Набережная Пряжки. 1922 г. Литография. 24,6х35,1. Санкт-Петербург . Государственный Русский музей
М. В. Добужинский. Набережная Пряжки. 1922 г. Литография. 24,6х35,1. Санкт-Петербург . Государственный Русский музей

М. В. Добужинский в 1920е годы создал несколько значимых графических произведений. Он оформил сказку Г. Х. Андерсена "Свинопас" (1917), повести М. А. Кузмина, Н. С. Лескова и Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" (1921). Оформление Добужинским графичными пейзажами повести "Белые ночи" Ф. М. Достоевского стало вершиной книжной графики 1920х годов. В этой работе художник использовал новую технику: "граттографию": процарапавание по загрунтованному черной тушью картону, создающее эффект ксилографии. Добужинский работает также в техниках офорта, линогравюры и литографии.

С. В. Чезонин. Труд, только труд. 1920 г. Бумага,  тушь. 19,5х34,9. Москва. Государственная Третьяковская галерея
С. В. Чезонин. Труд, только труд. 1920 г. Бумага, тушь. 19,5х34,9. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Д. И. Митрохин.  Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя "Невский проспект ". 1929. Бумага,  цинкография, акварель.  Москва. Государственная Третьяковская галерея
Д. И. Митрохин. Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя "Невский проспект ". 1929. Бумага, цинкография, акварель. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В 1920х годах в области детской иллюстрации активно работали В. Лебедев, А. Конашевич, В. Замирайло, А. Радаков, Н. Радлов, С. Чехонин. Много было создано иллюстраций к произведениям К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.

Д. И. Митрохин.  Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". Й929 г. Бумага,  цинкографмя, акварель. 26,8х12,9. Москва.  Государственная Третьяковская галерея
Д. И. Митрохин. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". Й929 г. Бумага, цинкографмя, акварель. 26,8х12,9. Москва. Государственная Третьяковская галерея
И. И. Нивинский.  Московский Кремль.  1915. Офлрт. Москва.  Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
И. И. Нивинский. Московский Кремль. 1915. Офлрт. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
С. В. Чехонин. Гости. Товарищество "Книга". Обложка.  1924. Литография. Санкт-Петербург  государственный Русский музей
С. В. Чехонин. Гости. Товарищество "Книга". Обложка. 1924. Литография. Санкт-Петербург государственный Русский музей

Графика 1920х годов по праву может считаться одним из самых изощренных видов искусства: был популярен офорт, на высоком уровне стояла ксилография, эстам, рисунок углём и карандашом. Эта эпоха породила и своеобразно искусство фотомонтажа, распространившегося не только в станковой графике, но и в офорте и оформлении книг. Фотомонтажем активно занимались А. Родченко и С. Телингатер.

И. И. Нивинский.  Цветы. Боржоми. 1927. Бумага,  тушь, гуашь. Москва. Государственная Третьяковская галерея
И. И. Нивинский. Цветы. Боржоми. 1927. Бумага, тушь, гуашь. Москва. Государственная Третьяковская галерея

О дальнейшем развитии русской графики читайте в моих следующих статьях!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-13

#история искусства #русское искусство #графика #плакаты #литография #родченко