В 1759 году вслед за Михайло Ломоносовым, выправив себе паспорт на два года, пешком за рыбным обозом пошёл до Санкт-Петербурга Федотка Шубной.
Первое время жил он на деньги от продажи своих безделушек
из моржовой или мамонтовой кости, да ещё по перламутру.
Невиданный талант поморского отрока выделил его вещицы среди поделок других резчиков по кости. Заприметили мальца "некоторые персоны" знатные. Стали заказы ему делать. А по старанию зачислили Федотку истопником во дворец.
Тут и сам Михайло Васильевич залюбовался резьбою Федотки.
Пришлось уволить земляка с хлебного места, чтобы определить его
в Петербургскую Академию художеств. Да ещё по высочайшему повелению при зачислении Федота пенсионером в Академию сменить неблагозвучную фамилию Шубной на Шубин.
И зазвучало имя Шубина Федота Ивановича не только в северной столице, но и в Европе, пока тот учился у именитых мастеров Италии, Франции и Англии.
Дивились таланту юноши из простой поморской семьи маститые скульпторы, давая высокие оценки его творчеству. А Федот, отучившись
"в Европах" и сделав несколько важных заказов, возвернулся в Петербург, где о нём доложили Екатерине II. И повелела императрица Шубина "никуда не назначать и быть ему при дворе".
Вот только случилась незадача!
Паспорт Федотки Шубного, а ныне "посвящённого в академики" Академии художеств Федота Шубина был просрочен, о чём на родине скульптора возбудили уголовное дело, так как числился он "в бегах". Кому другому "светила" бы каторга за такую серьёзную провинность. Но тут сама императрица Именным указом от 1776 года закрыла дело против Шубина.
И начал Федот Иванович работать скульптором при дворе.
Работал он и в бронзе, и в мраморе. Но второй материал был наиболее любим мастером. "Под его рукой мрамор дышит", - говаривали о работах Шубина его современники.
За двадцать с небольшим лет Федот Иванович создал порядка 200 работ. Работал он споро и чётко. Ни один кусок мрамора не был им испорчен. Кроме скульптур всех исторических персон своего времени Шубин создал 58 портретов для Чесменского дворца и 42 - для Мраморного, множество статуй, статуэток, камей и монументально-декоративных композиций.
Но первая фигура, которую Федот Иванович "высек из мрамора", -
это всегда любимое детище. Им стала скульптура Екатерины II, которая была поставлена в Екатерининском корпусе в Петергофе. Именно отсюда будущая императрица под первыми лучами зарождающегося рассвета отбыла в столицу, чтобы принять присягу от верных ей полков и взойти
на российский трон.
Шубинская скульптура наиболее верно передавала как внешнее сходство с Екатериной II, так и характер самодержицы.
Фигура была выполнена Шубиным в полный рост императрицы. Хоть и была Екатерина по определению созданной ею же Уложенной комиссией Великой, росточком-то (по современным меркам) она была не особо велика - всего 157 см.
Шедевр Федота Ивановича простоял в Екатерининском корпусе до ВОв,
а точнее до отступления нацистов, когда они, бесчинствуя, взорвали и сожгли все дворцы Петергофа. Повезло только Монплезиру - любимому "голландскому домику" Петра I.
Когда реставраторы вошли в вестибюль Екатерининского корпуса, их взору предстала печальная картина - мраморное туловище императрицы лежало на полу, а голову от скульптуры Екатерины II нигде не могли найти.
Долгое время к обожжённому мрамору не решались прикоснуться. Реставраторы предлагали разные "рецепты" сохранения скульптуры,
но так и не смогли её уберечь. При лёгком прикосновении итальянский мрамор рассыпался в прах...
Много позже при расчистке подвала дворца под грудой обломков
была обнаружена невредимая голова от скульптуры Шубина. Голова императрицы практически не пострадала. Эту ценность бережно очистили от копоти и пыли, подшлифовали и водрузили на геридон (круглый столик на одной ножке) в вестибюле Екатерининского корпуса.
Хоть и проработал Федот Шубин на императорский двор и высший свет всю свою сознательную жизнь, платили ему весьма скромно. Денег
едва хватало, чтобы прокормить семью. А после смерти его вдове Вере Филипповне Академией художеств было отказано в пенсии "по причине кратковременного служения её покойного мужа".
И это за двадцать с лишним лет трудов праведных на благо России и во имя искусства!
Даже комментировать это не хочу..................
#история россии #исторические личности #скульпторы #искусство #музеи санкт-петербурга