Пьеру Лакотту, патриарху французского классического танца, весной исполнится 90 лет. Трудно себе представить, что в этом возрасте в принципе можно плодотворно работать, а уж работать с танцем! Тем не менее, Лакотт решился поставить свой последний балет - и вышел из этого испытания победителем.
Слово “испытание” мы использовали, надо сказать, не случайно. Начнем с того, что создать балет по мотивам романа Стендаля Лакотт мечтал всю жизнь. Поклонник той эпохи, о которой писал, в которой жил Стендаль, Лакотт долгое время искал возможность для создания спектакля по его культовому роману. Но ни о каком-то современном прочтении, ни о компромиссах, касающихся костюмов и декора, не могло быть и речи. А классический балет, парадный и многолюдный, такой, как обычно ставит Лакотт - это дорого и доступно десятку театров в мире.
Понадобилось дождаться, чтобы во главе балета Парижской оперы встала Орели Дюпон, экс этуаль труппы и любимица Лакотта, для того, чтобы такая возможность вообще начала обсуждаться.
Спектакль был даже анонсирован в сезоне, но… Но в Париже начались массовые забастовки, бастовал и театр. Бастовал долго. Спектакли не шли, долги и убытки копились с каждым днем. В итоге “Красное и черное” из планов на сезон пропало. А потом, в каком-то смысле, пропал и сам театр. Началась пандемия, и Парижская опера закрылась. Когда был объявлен сезон 2021/2022, появление там “Красного и черного” можно было считать настоящим чудом. Остается только догадываться, чего стоило Орели Дюпон выбить деньги на этот роскошный, с сотнями костюмов и десятками смен декораций, спектакль - в ситуации, когда театр пару лет фактически ничего не зарабатывал. И все же она своего добилась.
Работа над спектаклем началась еще по зуму. Как только это стало возможным, артисты и хореограф (в свои 89) вернулись репетировать в родные студии. Потому что репетировать Лакотта нужно долго и тщательно, его хореография не дает артистам поблажек, она очень виртуозна, требует проработки мелкой техники, безупречных позиций, изящна, сложна и, как следствие, травмоопасна. Не обошлось без травм и на этот раз: этуаль труппы Матье Ганио, один из любимых танцовщиков Лакотта, травмировался в день премьеры, в самом начале спектакля.
Но несмотря на все сложности и риски, спектакль, который уже назвали “творческим завещанием Лакотта” увидел свет - премьера состоялась 15 октября 2021 года.
Мы, впрочем, назвали бы его не завещанием, о посвящением. Посвящением всему тому, чему посвятил жизнь хореограф. Французской балетной школе, французской классической музыке (спектакль поставлен на музыку Массне), французской литературе и XIX столетию, верным рыцарем которого Лакотт остается на протяжении всей своей карьеры.
О том, что получилось у Лакотта мы обязательно расскажем чуть позже. Но наш вам совет: это лучше увидеть своими глазами. С 27 ноября “Красное и черное” - в кинотеатрах проекта TheatreHD.