Найти в Дзене
N + 1

Семь фотографий животных, подражающих известным картинам

«Офелия», «Мона Лиза», «Рождение Венеры» — эти и другие картины могут копировать не только люди, но и животные. Чтобы доказать это, мы собрали для вас семь фотографий зверей, птиц и других существ, которые выглядят так, будто копируют шедевры живописи.

«Офелия» Джона Эверетта Милле – один из самых знаменитых образцов искусства прерафаэлитов. Сюжет этой картины основан на сцене гибели возлюбленной Гамлета из шекспировской пьесы. Девушка потеряла рассудок после того, как принц убил ее отца Полония. Пытаясь развесить цветочные венки на ивовых ветвях, она упала в воду и утонула.

Согласно популярной истории, натурщица Элизабет Сиддал, которая позировала для Офелии, была вынуждена по несколько часов в день лежать в наполненной ванне. На дворе стояла зима и, хотя воду подогревали специальными лампами, модель все равно сильно простудилась. Художнику даже пришлось заплатить за ее лечение 50 фунтов.

Милле сильно сэкономил бы, если бы нанял на роль натурщицы калана (Enhydra lutris). Эти животные, обитающие на севере Тихого океана, отлично приспособлены к долгому пребыванию в холодной воде. От потери тепла их защищает густой мех, плотность которого может достигать 150 тысяч волосков на квадратный сантиметр. Дополнительной защитой служит секрет сальных желез, не дающий меху промокнуть.

Поза, которую принял калан на фото, типична для этого вида. Благодаря большому объему легких и воздуху, заключенному в мехе, эти звери обладают высокой плавучестью и без усилий удерживаются на поверхности воды. Порой они обматываются бурыми водорослями, чтобы во время отдыха их не унесло течением.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи – одна из тех картин, о которых слышал каждый. По данным историков и искусствоведов, на ней изображена знатная жительница Флоренции Лиза дель Джокондо. Она была замужем за богатым торговцем тканями, который и заказал да Винчи этот портрет. Точная дата создания картины неизвестна: вероятно, автор работал над ней в 1503-1506 годах.

Уже первых зрителей картины привлекала знаменитая улыбка Джоконды. Например, биограф Леонардо да Винчи Джорджо Вазари отмечал, насколько реалистично она изображена, и даже ошибочно утверждал, будто позирующую девушку развлекали шуты и музыканты. А начиная с XIX века улыбку Моны Лизы стали считать загадочной. Судя по всему, первым этот эпитет использовал французский поэт и прозаик Теофил Готье.

Среди животных самая знаменитая улыбка принадлежит, пожалуй, квокке (Setonix brachyurus). Это небольшое сумчатое из семейства кенгуровых (Macropodidae) обитает исключительно на юго-западе Австралии. Впервые европейцы столкнулись с квокками в XVII веке, а научное описание вид получил в 1830 году. Однако подлинная слава пришла к этим животным лишь в эпоху Интернета. Необычное строение морды квокки, из-за которого кажется, что зверек все время улыбается, сделало ее звездой соцсетей и символом позитивного отношения к жизни. А на остров Роттнест, где живет крупнейшая популяция вида, потянулись многочисленные туристы.

К сожалению, в реальности у квокк не слишком много поводов для счастья. В безопасности они могут себя почувствовать лишь на небольших островах у австралийского побережья, а также в огороженных заповедниках на материке. В остальных частях бывшего ареала им угрожают завезенные лисы и одичавшие кошки.

За свою жизнь Фрида Кало создала множество автопортретов. Тот, что вы видите выше, написан в 1948 году, когда художница болела и почти не притрагивалась к кистям и краскам. На нем Кало предстает в образе теуаны, жительницы мексиканского региона Теуантепек. Пышный кружевной воротник, занимающий большую часть пространства картины, – традиционная деталь местного женского костюма.

Самцы куликов турухтанов (Philomachus pugnax), гнездящихся на севере Евразии, тоже могут похвастаться роскошными воротниками. Они отрастают перед началом брачного периода и помогают привлечь партнерш. Вернувшись с зимовки к местам размножения, турухтаны-самцы распределяются по токовищам и устраивают для самок красочные демонстрации, которые порой перерастают в своеобразные «петушиные бои» (правда, не слишком ожесточенные). За сезон размножения удачливые самцы успевают спариться с несколькими партнершами, а вот в выращивании потомства они никакого участия не принимают.

Турухтаньи воротники чрезвычайно разнообразны: они могут быть окрашены в разные оттенки рыжего, черного и белого цветов, а также в любые их комбинации. Часто утверждается, что в одной стае нет двух самцов одинаковой расцветки. Согласно наблюдениям орнитологов, окраска турухтана влияет на его брачное поведение: обладатели темных воротников доминируют над сородичами и весь брачный сезон проводят на одном токовище. Менее многочисленные особи с белыми или пестрыми воротниками занимают подчиненное положение и кочуют от одной демонстрационной площадки к другой. Наконец, у самых редких самцов третьего типа воротников нет вовсе: они притворяются самками и «воруют» готовых к спариванию партнерш у других самцов.

В начале XVII века у жителей Нидерландов появилось новое развлечение – публичные лекции по анатомии, которые сопровождались вскрытием тел. В роли наглядных пособий выступали казненные преступники. Проводить подобные занятия разрешалось исключительно зимой, когда мертвые тела разлагались не так быстро.

Многие живописцы той эпохи запечатлели публичные вскрытия на своих картинах. Однако всемирную известность получила лишь одна из них – «Урок анатомии доктора Тульпа» кисти Рембрандта. Художник создал ее по заказу гильдии хирургов в 1632 году. Занятие изображено не совсем корректно: обычно вскрытия начинались с брюшной полости, а зрители не располагались так близко к хирургу.

Персонажи картины Рембрандта наблюдают за действиями доктора Тульпа с огромным любопытством. А вот индийские сипы (Gyps indicus) (и примкнувший к ним обыкновенный шакал (Canis aureus)) собрались возле туши животного вовсе не ради новых знаний: они всего лишь хотят полакомиться падалью.

В наши дни увидеть такую сцену непросто. Всего 30 лет назад в Индии обитали миллионы грифов нескольких видов, которые кормились трупами диких и домашних животных, однако в 1990 годы их численность резко сократилась. Например, от 80-миллионной популяции бенгальских сипов (Gyps bengalensis) осталось менее 10 тысяч особей. Виной всему применение противовоспалительного препарата диклофенака. Когда грифы поедают мясо домашних животных, который недавно лечили этим веществом, они умирают от поражения почек. В попытке сохранить птиц-падальщиков правительство Индии с 2006 года ограничило использование диклофенака в ветеринарных целях, однако запрет соблюдается не слишком строго. Кроме того, грифы медленно размножаются, так что восстановление популяций займет долгие годы. Между тем, нехватку крылатых падальщиков уже почувствовали на себе местные экосистемы, а также простые жители Индии: оставшись без конкурентов, в стране обильно расплодились бродячие собаки, которые переносят бешенство.

Самые популярные картины Густава Климта относятся к так называемому «золотому периоду», когда художник находился под сильным влиянием итальянско-византийских мозаик и активно использовал сусальное золото. Классический пример работ этого времени – «Поцелуй», написанный в 1907-1908 годах. Персонажи этой картины не только одеты в золото, но и стоят на золотом фоне.

Куколки некоторых тропических бабочек, например, обитающей в Центральной и Южной Америке Mechanitis polymnia, выглядят так, будто собрались позировать для очередной работы Климта. Однако они вовсе не покрыты тонким слоем золота. Необычная окраска этих куколок объясняется строением кутикулы: благодаря чередованию плотных и прозрачных слоев она отражает значительную часть падающего света и формирует зеркальный эффект. Если таких слоев немного, то куколка выглядит «золотой», а если много – то «серебряной».

Почему Mechanitis polymnia и ряд других видов из подсемейства данаид (Danainae) обзавелись столь необычными куколками, неизвестно. Возможно, блестящая поверхность помогает отпугнуть хищников или наоборот, маскирует куколку, отражая листву и другие окружающие предметы. Согласно альтернативной гипотезе, сложно устроенная кутикула служит низкочастотным фильтром, который пропускает к формирующемуся телу бабочки только короткие волны света.

Герои картин Пабло Пикассо часто отличаются искаженными пропорциями и чертами лица. Например, в 1923 году знаменитый художник изобразил свою первую жену Ольгу Хохлову в виде странного существа с глазами на одной стороне головы. Эта картина получила известность как «Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)».

«Двойников» персонажей Пикассо можно встретить в океане. Речь о представителях отряда камбалообразных (Pleuronectiformes), таких как изображенный на фото вид Bothus mancus. У этих рыб тела уплощены с боков, а глаза сдвинуты на одну сторону головы. Столь гротескная анатомия идеально подходит для жизни у морского дна: плоские рыбы невидимы для хищников и потенциальных жертв, но сами благодаря выпученным глазам имеют отличный обзор. Дополнительное преимущество камбалам дает способность подстраивать цвет собственной кожи под субстрат.

В общей сложности ихтиологам известно около 800 видов камбал, палтусов, морских языков и их сородичей, причем часть из них повернуты на левую сторону, а часть – на правую. Интересно, что мальки камбал мало отличаются от других рыб, однако по мере взросления они становятся асимметричными.

Описывая причуды анатомии камбал, ученые часто упоминают Пикассо. Однако неофициальное английское название «Picassofish» закрепилось за совершенно другой рыбой – расписным спинорогом (Rhinecanthus aculeatus). Возможно, все дело в яркой окраске данного вида.

На картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» богиня красоты и любви после своего чудесного рождения из морской пены плывет по волнам в половинке раковины. В левой части полотна изображен бог западного ветра Зефир в объятиях Флоры: он подгоняет плот Афродиты к берегу Кипра, где ее встречает одна из харит (граций) – богинь веселья и радости жизни.

Некрупные осьминоги Amphioctopus marginatus, обитающие в Индийском и на западе Тихого океана, не так прекрасны, как Афродита. Тем не менее, порой они как будто пытаются изобразить богиню с полотна Боттичелли, удерживая щупальцами половинку раковины двустворчатого моллюска. Осьминоги делают это не для забавы: соединив пару створок подходящего размера, они создают для себя убежище, где можно спрятаться от хищника или дождаться приближения жертвы. Порой в качестве «домика» они используют пустые половинки кокосов, которые выбросили в море люди. Подобное поведение ученые зафиксировали на песчаных мелководьях у островов Бали и Сулавеси, где мало естественных укрытий.

По мнению некоторых зоологов, привычки A. marginatus можно считать использованием инструментов, ведь осьминог не просто занимает пустую створку, как, например, рак-отшельник, но и носит ее с собой, а затем соединяет с другой. Это еще одно доказательство высокого интеллекта головоногих моллюсков. Впрочем, способность создавать убежища – не единственная необычная черта данного вида: еще он умеет ходить по дну «на двух ногах», точнее, опираясь на пару щупалец. Аналогичный способ передвижения был отмечен всего для двух видов осьминогов (второй – Abdopus aculeatus).