Как известно, мир несправедлив, и история со Знаменем Победы над Рейхстагом тоже не очень простая. В каком плане? В том, что рядовому обывателю, в основном, известны имена Мелитона Кантарии и Михаила Егорова, водрузивших это знамя, а вот о третьем участнике этой группы, непосредственном ее командире лейтенанте Алексее Прокофьевиче Бересте почему-то помнят куда меньше. А ведь это был героический человек до самого последнего часа, с которым, к сожалению, случилось много несправедливостей, а в конце и вовсе самая настоящая трагедия.
Ну, начнем с того, что Алексей Берест, в отличие двух своих сослуживцев, о которых я упомянул выше, звания Герой Советского Союза так и не получил. Есть несколько версий, почему случилось так, но основная гласит о вмешательстве Георгия Жукова. Дело в том, что Берест находился в списке представленных к награждению, а на против его фамилии стояла запись о том, что он заместитель командира батальона по политчасти. Жуков, как известно, политработников в армии терпеть не мог, и фамилию Береста из списка представленных к высшей награде вычеркнул. Так оно было, или нет, кто теперь знает, да только ясно одно - героя Алексею Прокофьевичу так и не присвоили, ограничившись вручением ордена Красного Знамени.
После войны Алексей Берест уехал к жене в Ростовскую область, где получил весьма достойную работу - стал начальником отдела при кинофикации. В целом его жизнь была нормальной, но он непрестанно пытался добиться справедливости, писал и начальству, и в газеты, и потом даже самому Хрущеву. Он указывал на то, что два его сослуживца получили Героя СССР, а он нет, хотя тоже был при Знамени Победы у Рейхстага. Эти просьбы и стремление добиться справедливости и сыграли с Берестом очень плохую штуку.
Дело в том, что кому-то из власть имущих настойчивость Алексея Прокофьевича показалась слишком уж надоедливой, скажем так. И вдруг на работе в отделе, за который отвечал Берест, начались какие-то проблемы - внезапно нашлись необоснованные "растраты". "Расследовать" нарушения отправили сотрудника милиции, который вел это дело весьма странным образом. В тот момент, когда он пытался найти хоть какие-то доказательства этих растрат, он провоцировал Алексея Прокофьевича, говорил, что Берест как политработник отсиживался на фронте в тылу, называл его чуть ли не "тыловой крысой". Стоит ли говорить, что для человека, который никогда не прятался за спины товарищей на войне, это было оскорблением? Берест был человеком решительным, вспыльчивым, и недюжинной силы, а потому следователю в один прекрасный момент от него "попало" - Алексей Прокофьевич спустил его со второго этажа, да только не через дверь, а через окно. Для последнего все обошлось, но дело было сделано - Береста подвели под статью за хулиганство. Кстати, потом, уже гораздо позже, этот самый следователь все расскажет: начальство поставило его перед выбором - либо посадить Береста любой ценой, либо его (этого следователя) уволят и "обеспечат" ему и семье много проблем. Выбор у милиционера был вот такой, и он выбрал первое.
Ну, а Алексей Прокофьевич в 1953 году отправился в лагеря на север, валить лес. Не спасло ни наличие двух детей, ни заступничество фронтовиков, ни героическое прошлое. Вернулся оттуда он спустя 2 года и 7 месяцев.
После лагерей жизнь у Береста вроде бы начала налаживаться. Все шло своим чередом: работа, семья, и вот уже и внуки появились. А 3 ноября 1970 года случилось страшное - злой рок, который не тронул героя на войне, здесь его все же настиг.
Алексей Прокофьевич забрал внука из садика и они вместе направились домой. Впереди них, совсем рядом, шла молодая женщина с маленькой дочерью. В какой-то момент девочка вырвалась и убежала вперед, остановившись прямо на железнодорожных путях, по которым несся вперед скорый поезд. Девочка увидела состав и оцепенела от страха. Берест бросился вперед, успел вытолкнуть девочку, но сам не спасся. Таким образом, в тот день он совершил еще один свой подвиг. Ему было всего 49 лет.
Однополчане вновь принялись писать письма советскому руководству с просьбой присвоить Алексею Бересту звание Герой Советского Союза, но руководство не вняло просьбам. Точно также поступила и новая российская власть в 90-х годах. Мотивировали чиновники это тем, что за один и тот же подвиг дважды награждать не положено (как мы помним, за Рейхстаг Берест был награжден орденом Красного Знамени).
Частично эту несправедливость исправила украинская власть. В 2005 году Алексею Прокофьевичу Бересту присвоили звание Герой Украины. Конечно, это не звание Героя Советского Союза и не Герой России, но уже хоть что-то. Возможно, все же настанет день, когда данную несправедливость исправят.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.