Найти тему
В гости к бабушке Европе

Слишком западное для Руси, слишком русское для Европы: уникальный стиль московского нарышкинского барокко

В Москве есть совершенно уникальный архитектурный стиль, который делает её не похожей ни на что, – и осколков этого стиля осталось очень мало, зато они разбросаны по всему городу, а не только по историческому центру.:) Я говорю о специфической архитектуре нарышкинского барокко – своего рода переходном периоде между традиционным русским строительством и теми европейскими заимствованиями, которые мы видим в Санкт-Петербурге. Строго говоря, это связующее звено между архитектурой старой Руси и императорской России – и вполне символично, что оно названо в честь матери царя-реформатора. Хотя есть и альтернативное название – московское барокко.

Список сохранившихся памятников этого стиля, как я уже сказала, весьма короток:

  • Ансамбль Новодевичьего монастыря
  • Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила)
  • Высоко-Петровский монастырь, точнее, надвратная церковь
  • Церковь "Знамение" на Шереметьевом дворе
  • Храм Воскресения Христова в Кадашах
  • Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах
  • Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре
  • Церковь Бориса и Глеба в Зюзине (ЮЗАО, Перекопская улица)
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком (ЮЗАО, Профсоюзная улица)
  • Церковь Покрова в Филях (ЗАО, Новозаводская улица)
  • Храм Архангела Михаила в Тропарёве (ЗАО, проспект Вернадского)
  • Церковь Троицы Троице-Лыковом (ЗАО, Одинцовская улица)
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине. Мне повезло: я живу неподалёку и могу довольно часто ею любоваться.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине. Мне повезло: я живу неподалёку и могу довольно часто ею любоваться.

Какой напрашивается вывод, есть взглянуть на вторую половину списка? Нарышкинское барокко активно использовалось при строительстве церквей в бывших подмосковных сёлах: тех самых, на месте которых после 1960-х годов выросли наши любимые пятиэтажные спальные районы. Разгадка проста: многие из этих сёл принадлежали когда-то семье Нарышкиных... вот родственники Натальи Кирилловны и строили для себя. Ну а на месте нынешнего Высоко-Петровского монастыря и вовсе были раньше земли Нарышкиных. И кое-где эти церкви уцелели, благополучно пережив жестокий ХХ век. Огромное количество образцов нарышкинского барокко, увы, снесено (например, Сухарева башня).

На какие отличительные особенности стиля хочется сразу обратить внимание? Ну, во-первых, специфический лососево-красный цвет стен в сочетании с белым декором: смотрится, на мой взгляд, более мягко и лаконично, чем голубой с белым или зелёный с белым (которыми богат Петербург). Принято считать, что любовь к розоватому цвету церковных стен мы почерпнули из Голландии, любимой страны императора Петра. К слову, наш первый западник на троне был не первым западником в своей семье – его дядя Лев Кириллович, руководитель Посольского приказа, тоже часто ездил по долгу службы в загранкомандировки и успел полюбить там европейскую архитектуру. Вот и строил по западному образцу (ну а поскольку был человеком набожным, строил именно храмы). Кстати, построенная по типично голландскому образцу церковь в Москве тоже есть – я говорю о церкви Иоанна Воина на Якиманке (напротив французского посольства). Однако о том, корректно ли относить её к нарышкинскому барокко, искусствоведы спорят: это более поздняя постройка. Эволюция восприятия налицо: сегодня и не скажешь, что церковь насквозь заимствованная, и что для своего времени была новаторской.

Во-вторых, отличительная черта стиля – обилие мелких декоративных элементов во внешнем оформлении здания. Чтобы понять, о чём речь, можно взглянуть на ту же Меньшикову башню. Я ней упоминала уже вскользь в другом тексте, но скажу ещё раз: почему ж она всё-таки Меньшикова и почему башня? Всё просто: ближайший сподвижник императора Петра построил эту махину в качестве своей домовой церкви. Для Москвы начала 18 века она была высоченная – всего-то на пару метров ниже колокольни Ивана Великого! Ну и оформил её Александр Данилович в соответствии со своими западно-европейскими, привезёнными из-за границы вкусами – в стиле барокко. Посмотрите на эти завитушки, растительные орнаменты и на этих ангелов – в Москве такое точно не было принято!

В-третьих, ярусное строительство – почти все храмы этого стиля выстроены ярусами, причём чем выше, тем изящнее и воздушнее. Причём, как подсказывает мой коллега-искусствовед, восьмигранники в строительстве ярусов — это самая-самая яркая примета переходного периода; где восьмигранники, там уж до следующего, петровского, барокко недалеко. Также есть мнение, что значительная доля элементов нарышкинского барокко — от маньеризма, который в Европе к 1700-м годам уже полностью сошёл на нет (ну а в России остался архитектурным эхом).

-3

Если смотреть на нарышкинское барокко через призму всей мировой истории архитектуры, то понимаешь: и вправду диковинка – этот стиль был слишком западным для России или слишком нарочито-русским для Европы. Немудрено, что он назван московским: про наш город ведь можно сказать то же самое.

Кстати, недавно я писала об ещё одном совершенно потрясающем памятнике архитектуры петровской эпохи — церкви в Дубровицах, которую относят вовсе к "голицынскому барокко". Это ещё более нетипичная для русской архитектуры конца 17 века постройка... но очень красивая!

Вам нравится нарышкинское барокко? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: