Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Как "пресмыкалась" перед Западом профессура Военно-морской академии

После войны немало морских офицеров было необоснованно обвинено в измене родине, шпионаже, в том числе в пользу бывших союзников, а также в «пресмыкательстве» перед Западом, «космополитизме», «раболепстве» перед Америкой и т.п. (об это можно прочесть ЗДЕСЬ).

Мощный удар был тогда нанесен по военно-морским академиям[1]. Репрессиям подвергли ряд профессоров, видных теоретиков Военно-морского флота.

Самый известный пример - арест 10 апреля 1948 года начальника кафедры тактических свойств боевых средств Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова профессора вице-адмирала Леонида Георгиевича (Егоровича) Гончарова.

Л.Г. Гончаров
Л.Г. Гончаров

Адмирал не выдержал истязаний в ходе следствия и скончался в тюрьме 28 апреля того же года, то есть через полмесяца после ареста.

Учитывая партийные установки на борьбу с низкопоклонством и преклонением перед Западом, арестовывали, прежде всего тех профессоров и доцентов, которые ссылались в своих выступлениях и публикациях на иностранный опыт.

Так, были арестованы или подвергнуты травле как «безродные космополиты и низкопоклонники»: начальник Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова адмирал В.А. Алафузов, возглавлявший академию с 1945 по 1948 годы; руководитель кафедры теории корабля профессор инженер-полковник И.Г. Ханович, преподаватели академии капитаны 1 ранга Г.А. Ригерман, А.П. Травиничев и др.

Одно из обвинений, выдвинутых против начальника академии адмирала Владимира Антоновича Алафузова, осужденного Военной коллегией на 10 лет лишения свободы, сводилось к попытке «протаскивания буржуазных концепций» в советскую теорию военно-морского искусства.

В.А. Алафузов
В.А. Алафузов

Алафузов содержался в заключении в одиночной тюремной камере, был освобожден вскоре после смерти Сталина. Восстановлен в звании и с мая 1953 года продолжил службу заместителем начальника Военно-Морской академии имени К. Е. Ворошилова по учебно-преподавательской работе.

В учебном пособии по гирокомпасам, подготовленном профессором Израилем Григорьевичем Хановичем, имелся исторический экскурс, который начинался с описания опытов Фуко и других зарубежных учёных, занимавшихся теорией гироскопии - Труве, Гопкинса, Дюбуа. Кроме того, в пособии было уделено внимание зарубежным гирокомпасам Сперри и Аншютца. Хановича упрекнули за это и начали утверждать, что приоритет в изобретении гирокомпасов принадлежит СССР. Он не согласился. Это послужило основанием для обвинения его в низкопоклонстве перед западом, последующего ареста и осуждения.

После выхода на свободу Хановича восстановили в ученой степени, восстанавливаться в воинском звании он отказался, преподавал в училище сопромат.

И.Г. Ханович
И.Г. Ханович

Алексей Платонович Травиничев был исключен из партии, а затем осужден на 15 лет лагерей за то, что перевел и опубликовал книгу «Английская морская пехота», в которой, по мнению специально назначенной комиссии, «восхвалялась морская пехота Великобритании».

Травиничев начал преподавать в академии еще в 20-е годы. 30 апреля 1931 года он был приговорен коллегией ОГПУ к 10 годам лагерей по групповому делу № 554962 (45 чел.) за то, что «вредительски относился к исполнению своих обязанностей, чем снижал боевую мощь флота». Свою вину Травиничев категорически отрицал – и на следствии, и в суде. Через некоторое время его выпустили на свободу.

Травиничев был автором популярных в те годы очерков и книг о боевых действиях подводных лодок, а также научных трудов, посвященных различным теоретическим вопросам развития подводного флота. «Английская морская пехота» – одна из последних его работ, изданных в 1947 году. А одна из первых и самых известных книг – «Наутилусы» наших дней, очерк-послесловие к роману Ж. Верна «20000 лье под водой», увидевшая свет в 1927 году…

Старший преподаватель военно-морской академии им. Ворошилова, капитан 1 ранга Георгий Александрович Ригерман был арестован 2 октября 1949 года. Он обвинялся в шпионаже в пользу английской разведки. По версии следствия, Ригерман в октябре 1941 года установил шпионскую связь с находившимся в СССР английским контр-адмиралом Э. Бевином, который завербовал его для разведывательной работы. После этого Ригерман, якобы, снабжал англичан шпионской информацией об организации береговой обороны Северного флота, расположении аэродромов и радиостанций, а также о результатах боевых операций подводных лодок и авиации. В частности,, передал Бевину лоцию Баренцева моря и несколько морских карт разных районов подхода к Кольскому заливу и горлу Белого моря, а также по заданию английского разведчика Девиса дважды копировал на кальку и передавал ему секретные схемы маршрутов движения подводных лодок Северного флота.

Г.А. Ригерман
Г.А. Ригерман

Ригерман был реабилитирован в марте 1955 года, восстановлен в кадрах ВМФ.

Аналогичное обвинение было предъявлено контр-адмиралу Якову Яковлевичу Лапушкину, начальнику Гидрографического управления ВМС и ответственному редактору нескольких военно-морских изданий, в том числе 23-томного «Курса кораблевождения». Он был арестован в 1948 году, так как в период войны «в ущерб обороноспособности Советского Союза организовал широкий обмен гидрографическими изданиями СССР с США и другими капиталистическими странами» [можно прочесть ЗДЕСЬ].

Несколько профессоров избежали ареста, но были подвергнуты гонениям и уволены из академии. Например, начальник кафедры истории военно-морского искусства контр-адмирал Всеволод Евгеньевич Егорьев, сын Е.Р. Егорьева, командира крейсера «Аврора», погибшего в Цусимском сражении 15 мая 1905 г.

В.Е. Егорьев
В.Е. Егорьев

Случались и трагикомические ситуации. Одна из них произошла в 1948 году перед собранием, на котором планировали разоблачить как космополита начальника кафедры паровых турбин факультета военного кораблестроения академии инженера-контр-адмирала Михаила Иосифовича Яновского.

По воспоминаниям капитана 1-го ранга В.В. Ващиленко: «Профессора, контр-адмирала М.И. Яновского, должны были «развенчать и обвинить», а потом – разжаловать и посадить. Но вдруг поступила команда о приостановке собрания, а еще через полчаса начальство училища с трибуны, где должны были звучать обличения, сообщило «радостную весть» - М.И. Яновскому присуждена Сталинская премия за книгу "Конструирование и расчет на прочность деталей паровых турбин» (1947 г.). И вместо обвинений с трибуны полились поздравления и хвалебные отзывы о книге, которая только час до этого должна была стать предметом обвинения профессора»[2]….

М.И. Яновский
М.И. Яновский

[1] В августе 1945 года из состава Военно-морской академии были выделены инженерные факультеты, на основе которых была создана Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова.

[2] Крючков Ю.С. И этот миг называется жизнь! Николаев. Полиграф. объединение «Шамрай», 2007. Подводные лодки и их создатели. 1900-2000 гг. Драмы людей, кораблей и идей. Николаев. ИИП «Степь-инфо». 2007.