Китай – перенаселенная страна, там живет почти 1,5 млрд человек, но при этом половина территории Китая не освоена. Странный парадокс.
Я читала книгу о путешествии американца по недостроенному Транссибу в 1900 году. Из Владивостока до Хабаровска он ехал на поезде, из Хабаровска до Благовещенска добирался по Амуру, и примерно от Иркутска до Петербурга ехал по уже проложенным рельсам Транссиба.
Граница России с Китаем и тогда проходила по Амуру, и большое удивление американца вызвал тот факт, что «китайцы не занимают свои владения». Он был озадачен тем, что китайцы, такие предприимчивые, совсем не осваивают собственные земли, но при этом едут за границу, в том числе на Дальний Восток России. Хотя, казалось бы, север Китая, ничем не отличается от Дальнего Востока.
Я прочитала эти данные, и мне стало интересно, как дела обстоят сейчас. Раньше я никогда не задумывалась о том, как Китай осваивает собственные земли.
Я погуглила плотность населения Китая и выяснила, что за 120 лет китайцы так и не освоили свой север. На фотографии огни ночного Китая, на ней видно, что почти все население Китая сконцентрировано на побережье, а половина страны не заселена практически совсем.
Если посмотреть на географическую карту Китая, то можно увидеть, что частично её занимают тибетские горы и пустыня, поэтому низкая заселенность этой местности понятна. Но почему не развивается самый север Китая, где климат и рельеф схож с Дальним Востоком России, непонятно.
Этот вопрос я задала Люде, которая 9 лет прожила в Китае. Я хотела узнать, есть ли какие-то государственные программы по освоению севера Китая? Подруга ответила, что существуют программы по развитию запада, но освоением севера Китая правительство никак не занимается.
Тогда мне стало интересно, если в Китае коммунистический строй, то почему нельзя приказать: «Строим великое будущее, осваиваем север страны, заселяем новые земли, строим города», как это было в Советском Союзе, когда строили БАМ, распахивали целину или заселяли Дальний Восток.
Моя подруга ответила, что в настоящее время правительство боится проводить такие резкие перемены, народ взбунтуется. А если 1,5 млрд китайцев выйдут из-под контроля, то усмирить их будет невозможно и начнется что-то страшное. Поэтому, как правило, политика в Китае медленная, без какого-то нажима и основана по большей части на промывании мозгов.
На севере Китая в настоящее время самое дешевое жилье, люди оттуда уезжают. На севере мало развита экономика, нет нормальных дорог, нет заводов. В первую очередь оттуда уезжает молодежь. Они продают квартиры и уезжают на заработки. Проще поехать зарабатывать туда, где живет большая часть людей – на побережье.
Сейчас на юге Китая очень много китайцев, приехавших с севера. Они берутся за любую работу. Мы, русские, вряд ли отличим китайцев севера от китайцев-южан. Но сами китайцы хорошо различают внутренние народности. Муж моей подруги (китаец) был очень удивлен количеству простых рабочих северных китайцев, приехав в отпуск на самый юг Китая. Таксисты и другие рабочие неинтеллектуального труда – практически все китайцы-северяне.
Получается, что самая перенаселенная страна в мире не осваивает собственную территорию. При этом китайцы активно уезжают за границу и осваивают чужие страны. Более того в Китае считается, что уехать за границу – престижно. Учиться или работать за границей – это круто и очень модно. Странно, что китайцы предпочитают уехать из собственной страны, а не заниматься освоением и продвижением территории своей родины.
Почему такое положение вещей вызывает у меня возмущение? Дело в том, что в Китае есть такое понятие как «временно утраченные территории». Они считают, что территория Сибири и весь Дальний Восток вплоть до Сахалина – это истинно китайские территории. В школе на уроках им рассказывают, что сейчас они временно принадлежат России, но, возможно, когда-нибудь вернутся к Китаю.
В этом нет агрессивных претензий, никто не требует вернуть территории прямо сейчас, но при этом все китайцы свято уверены, что это тоже Китай. В связи с этим у меня появляется вопрос: зачем им эти временно утраченные территории, если они даже свой собственный север заселить и освоить не могут?