Найти тему
Мир глазами историка

К 200-летнему юбилею поэта Некрасова, карточного шулера и успешного издателя

Оглавление
Фотографический портрет Некрасова Н. А., не совсем привычный образ беззаветного борца за счастье народа, сочетавшего эту "борьбу" с весьма успешным повышением своего благосостояния. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Фотографический портрет Некрасова Н. А., не совсем привычный образ беззаветного борца за счастье народа, сочетавшего эту "борьбу" с весьма успешным повышением своего благосостояния. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Пролог

Полторы недели назад страна отметила 200-летний юбилей великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Не так, чтобы совсем уж пышно, но и не так, чтобы знаменательная дата совсем была не замечена. Отнесение Некрасова Н. А. к великим не вызывает ни у кого сомнений, независимо от того, читали его или нет. Как и у всякого классика, у Некрасова Н. А. почти все выпускники советской или современной российской школы помнят несколько ключевых названий и цитат. Это "Кому на Руси жить хорошо", "У парадного подъезда", "Поэт и гражданин", "Дед Мазай и зайцы". Это "сейте разумное, доброе, вечное...", "иди к униженным, иди к обиженным, там нужен ты", "и пошли они, солнцем палимы, повторяя: суди его Бог...", "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

Малоизвестный массовому читателю портрет Н. А. Некрасова кисти Константина Маковского (1856). Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Малоизвестный массовому читателю портрет Н. А. Некрасова кисти Константина Маковского (1856). Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

В учебной литературе прочно закрепился за Николаем Алексеевичем Некрасовым образ беззаветного борца за народноесчастье и обличителя пороков власти и общества. Да и сам он представляется в воображении ярким представителем простого народа, чуть ли не в лаптях и армяке крестьянском идущем вместе со своими героями по Руси.

Я примирился с судьбой неизбежною,
Нет ни охоты, ни силы терпеть
Невыносимую муку кромешную!
Жадно желаю скорей умереть.
Вам же — не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути… ("Друзьям")

Самое, наверное, масштабное и самое известное произведение Некрасова Н. А. всё в том же обличительном стиле — это поэма "Кому на Руси жить хорошо". Так, кому на Руси жить хорошо? Если верить автору, то в итоге никому. Правда, до "вельможного боярина, министра государева" и до царя семеро временно обязанных мужичка так и не дошли. Может быть как раз тем и живётся "весело, вольготно на Руси"? Если действительно внимательно читать Некрасова Н. А., без идеологической зашоренности, то становится заметно, с каким плохо скрываемым упоением поэт обрывает все возможности благополучного выхода для крестьян. Всё это напоминает сюжет песенки про остров Невезения в кинокомедии Гайдая "Бриллиантовая рука": даже у ставших свободными крестьян, даже с землёй, даже когда берутся за дело сообща всё равно и земля не родит, и лето гнилое, и вообще всё из рук валится.

Из грязи в князи

А как жил сам "борец за народное счастье"? Николай Алексеевич Некрасов, как и большинство литературных деятелей XIX века, происходил из дворян. Однако, в начале своей карьеры пришлось будущему знаменитому поэту испытать и нищету. Из-за своевольного решения Николая Некрасова остаться в Петербурге и поступать в университет, он был лишён отцом материальной помощи. При том, что аттестата гимназии Некрасов Н. А. не имел, так как экзамен не сдавал. Но отец по прошению получил из гимназии свидетельство "о знании наук" для него. Поступить в Петербургский университет ему после неоднократных попыток так и не удалось, но, благодаря свидетельству губернского дворянского собрания о невозможности оплатить обучения, Николай Некрасов начал обучение вольнослушателем. В начале своей литературной карьеры в 1830-1840-е годы Некрасов Н. А. писал в совершенно разных стилях и жанрах от пафосных стихов до фривольных пьесок для оперетты, стараясь заполучить поддержку известных литераторов и издателей. Как младший редакционный сотрудник работал с адвокатом Кони Ф. А., но самой большой удачей стало сотрудничество с Белинским В. Г. Именно тогда Некрасов Н. А. реализовал свой коммерческий проект — издание сборников (альманахов) с участием как начинающих, так и знаменитых авторов без выплаты гонорара. Когда же Белинский В. Г. сам попытался издать альманах "Левиафан", но не смог сговориться с авторами, Некрасов Н. А. за спиной Белинского В. Г. перекупил все авторские права и предложил издать всё в новом журнале.

Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского, художник Наумов А. А. (1881). Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского, художник Наумов А. А. (1881). Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Собственный бизнес

Следующий этап — издание журнала "Современник". Вместе с писателем и журналистом Панаевым И. И. в 1847 году Некрасов Н. А. взял в аренду у издателя Плетнёва П. А. журнал "Современник", основанный ещё Александром Сергеевичем Пушкиным. Несмотря на то, что Белинский В. Г. львиную долю материалов и помог новому успешному старту литературного издания, Некрасов Н. А. не захотел взять его в компаньоны, так как не надеялся, что тяжело больной литературный деятель окупит расходы на него. С помощью журнала "Современник" и собранного в нём коллектива писателей Некрасов Н. А. сумел сделать коммерчески выгодными как минимум два направления в литературе: либерально-эстетическое и разночинно-радикальное. Радикальные авторы всё более входили в моду, потому это направление стало настолько преобладающим, что даже при либеральном императоре Александре II журнал "Современник" был закрыт в 1866 году. Но благодаря деньгам и связям Некрасов Н. А. через относительно непродолжительное время взял в аренду у Краевского А. А. журнал "Отечественные записки". Тонко чувствуя конъюнктуру и не испытывая ненужных комплексов, Некрасов Н. А. продолжил весьма выгодно вести революционно-демократическую пропаганду.

Впрочем, когда того требовала конъюнктура, Некрасов Н. А. мог и "наступить на горло собственной песне". Пример того — ода генералу Муравьёву М. Н., подавившему польские восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов. Или приглашение к сотрудничеству уже в 1870-е годы Фёдора Михайловича Достоевского, с которым они уже давно разошлись в мировоззрении. Но Достоевский Ф. М. в 1870-е — это был мировой бренд, да простят автора статьи ценители творчества этого величайшего писателя.

Выгодные шалости

В советских учебниках Некрасова Н. А. превозносили как одного из первых революционных демократов. Но многие литературные коллеги и не только запомнили и другого Некрасова Н. А. — карточного шулера, ловкостью и мошенничеством зарабатывавшем вполне приличные деньги. Страсть к карточной игре была семейной страстью Некрасовых, его дед проиграл в карты почти всё своё состояние. А вот Николай Алексеевич сумел только у будущего министра финансов выиграть что-то около миллиона франков.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.