ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 42 сходен по содержанию, языку и стилю с псалмом 41. Это сходство позволяет предположить, что оба псалма сочинялись одним человеком и по одному поводу. В основном, у них одна тема, одни просьбы к Богу и один рефрен: “Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?” (41:6, 12; 42:5).
Все псалмы в Книге II имеют подзаголовки, кроме псалма 42. Возможно, это потому, что в то время, когда к псалмам добавлялись подзаголовки, псалмы 41 и 42 составляли один псалом. Так как большинство еврейских манускриптов и древние версии Писаний представляют их самостоятельными псалмами, мы будем изучать их отдельно друг от друга.
Псалом 42 состоит из трех коротких страстных просьб. Автору не дают покоя враги Бога и Его народа. Они смеются над ним и потешаются над его верой. Они делают псалмопевца еще более несчастным, утверждая, что его Бог забыл его. Душевную боль, которую причиняют ему враги, усугубляет скорбь разлуки с Божьим избранным местом поклонения. Поэтому он горячо молится о возможности еще раз поклониться Богу в Иерусалиме.
Чтобы представить себе ситуацию, которую описывает псалом, вообразите себя в чужой стране, среди людей, которые не верят в Бога Яхве, которые смеются над вами, потому что вы продолжаете держаться за свою веру в Него. Внутри вас растет желание поклоняться Богу в установленном Им месте и так, как Он повелел. Все эти трудности, смешавшись в жизни псалмопевца, заставляют его сердце испытывать мучительные чувства - скорби, разочарования, одиночества, непонимания и разлуки с Богом.
Какова же реальная нужда человека, находящегося в таком эмоциональном состоянии? Как ему молиться? Что просить у Бога?
I. “СУДИ МЕНЯ” (ст. 1)
Во-первых, псалмопевец естественно хочет суда, который бы доказал его правоту. Он уверен, что ходит в вере, и хочет, чтобы Бог встал на его защиту. Он знает, что невиновен в том, в чем обвиняют его враги, и хочет, чтобы все знали о его чистоте.
«Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» (ст. 1).
Используя образ небесного суда, представляя Бога одновременно своим защитником и судьей, он просит Бога взять его сторону в тяжбе с нечестивцами. Окружающие выдвинули против него злобную ложь, что вера его пуста и никчемна. Он знает, что их слова не соответствуют истине, потому что доверяет каждому Божьему обещанию; однако он хочет, чтобы все узнали о его праведности.
Каждому истинно праведному человеку хочется, чтобы его имя было очищено от ложных обвинений. Такого особенно задевает, когда реплики других бросают тень на его веру и его Бога. Поэтому мы не удивляемся, что первая просьба псалмопевца - быть оправданным.
II. “ИЗБАВЬ МЕНЯ” (ст. 1, 2)
Во-вторых, он молит, чтобы Бог избавил его от нечестивого народа. Эти люди безжалостно нападают на него, и он думает: “Довольно, хватит!”
«От человека лукавого и несправедливого избавь меня. Ибо Ты - Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?» (ст. 1, 2).
Люди вокруг него - обманщики, которых не заботит истина. Они нечестны и не знают, что такое справедливость. В целом это жестокий народ, дурно обращающийся с другими, нечестный и несправедливый. Автор не любит этих людей и хочет, чтобы Бог избавил его от них.
Бог - его крепость, убежище и сила, но, похоже, его положение противоречит этим представлениям о Боге. Если Бог именно таков по отношению к нему, тогда почему у него столько неприятностей? Может, Бог забыл Свое обещание защищать его и заботиться о нем? Кажется, Бог бросил его, вышвырнул, как что-то мерзкое. Поэтому он со всем почтением спрашивает Бога, почему он должен жить в мучениях, которые он испытывает от рук нечестивых.
Такая молитва представляет собой нечто вроде диалога с Богом. Псалмопевец, подобно Иову, спрашивает Бога о своих трудностях. Обстоятельства сбивают его с ног, и его вопль к Богу о помощи принимает форму вопросов, почему с ним случилась такая беда. Он не сомневается, а просто недоумевает относительно того, что видит и чувствует. В этой молитве явно слышна его растерянность.
III. “ВЕДИ МЕНЯ” (ст. 3, 4)
Омраченный болью в сердце и насмешками нечестивых, он просит Бога указать, как ему встретить испытания.
«Пошли свет твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И пойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить тебя, Боже, Боже мой!» (ст. 3, 4).
Он молит, чтобы Бог послал ему двух ангелов милосердия: Свет и Истину. Пусть ему явятся эти помощники, небесные вестники. Он знает, что у Бога они есть, но хочет, чтобы они более полно проявили себя в его жизни. “Свет”, вероятно, означает свет Божьего присутствия, сияние Его лица. Окруженный мраком преследований, автор молится о том, чтобы свет Божьего лика просиял над ним, дабы он мог ощутить Его присутствие.
Псалмопевец также хочет более ясно увидеть Божью верность. Он знает, что Бог есть Бог истины и верности, но ему кажется, что Он оставил его. Он хочет, чтобы Бог позволил ему более глубоко осознать Его верность.
Одно из его стремлений - испытать радость возвращения в Иерусалим и поклонения Богу в избранном Им месте. “Святая гора”, которую он упоминает, это Сион, где расположен храм. “Обители Твои” - это святое, святое святых и ковчег завета, символическая обитель Божия.
Эти просьбы наводят на мысль, что автор по какой-то причине выслан из Иерусалима и жаждет вернуться туда, чтобы поклониться Богу, как делал это раньше. Если эта часть молитвы исполнится, он немедленно пойдет в храм и принесет соответствующие жертвы, заповеданные Богом. Он присоединится к другим и будет поклоняться Ему так, как Он хочет и заслуживает. Наивысшее счастье для него - ходить с Богом, поклоняться Богу и рассказывать другим о Боге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот короткий псалом являет собой молитву человека, находящегося в смятении от отчаяния и критики. Его проблема двояка: его вера подвергается нападкам, а сам он не может поклоняться Богу так, как хочет. Он говорит об этом Богу, моля об оправдании, избавлении и водительстве. Он хочет показать всем, что прав в своей вере, хочет избежать ловушек нечестивых и хочет Божьего водительства и уверенности, что Бог с ним.
В конце молитвы он возвращается к рефрену, который дважды появлялся в псалме 41: “Что унываешь ты, душа моя?” (ст. 5). Молитва сосредоточивает наше внимание на том, что мы думаем о Боге, кем Его считаем. Человек не будет молится, если он не верует в Бога; человек не может молиться без словесного выражения того, что он думает о Боге. Когда мы приводим в действие наше упование на Бога, это развеивает наши страхи и позволяет расслабиться в уверенности, которую мы имеем в Боге.
«Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (ст. 5).
Автор завершает псалом обращением к себе. В начале он разговаривал с Богом, а в конце - с собой. Он как бы говорит: “Если ты веришь тому, что говорил в молитве, тогда почему ты подавлен? Почему неспокойна твоя душа? Перестань жаловаться. Живи по вере”. Мы не должны разговаривать с собой во время молитвы (Лк. 18:10-12), но можем делать это после молитвы, как учит псалом.
Когда вы в беде, молитесь о том, чтобы быть праведными, чтобы оставаться праведными и чтобы увидеть Божью праведность независимо от обстоятельств. А после молитвы верьте и живите в вере, которая побудила вас так молиться.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД