Этой ленте Э.А.Рязанова очень не повезло. Хороший фильм как бы провалился между временами: ничего не дал современникам и не особо впечатляет следующие поколения.
Создавался фильм в конце 1978-79 годах и в аллегорической форме содержал осмысление именно этой эпохи. Однако авторский замысел показался руководству слишком дерзким. Сначала долго мурыжили с утверждением сценария, бесконечными правками и уточнениями. Потом тянули с производственными моментами.
Потом телевизионную премьеру поставили не на новогодний вечер (Рязанов все время ожидал повторения успеха "Иронии судьбы..."), а на утро первого января, когда народ с тяжелой головой пытается закусывать выдохшееся шампанское несвежим оливье - и кому тут нужно двухсерийное кино, полное смыслов? В прокат фильм не пошел, а по ТВ его потом не показывали еще лет пятнадцать. В результате мало кто в стране вообще узнал про выход новой комедии.
Фильм всплыл из небытия уже в конце 90-х, а периодически мелькать в программе ТВ стал в 2010-х. К этому моменту творческое наследие Э.А.Рязанова уже прочно разделилось на этапы. Легкие, искрометные, умеренно-сатирические ранние комедии. Тонкие, лиричные бытовые драмы зрелого мастера. Откровенная коньюнктурщина перестроечного периода. И увы, уже достаточно слабые и невнятные фильмы последних лет.
"Гусар...", вновь явленный к просмотру где-то между "Дуралеями" и "Старыми клячами", совершенно из этой линейки выбивался. Воспринимался как фейк, подделка, стилизация. Тогдашний Рязанов такого снять уже не мог, в его прошлом такого фильма не припоминалось, потребности в подобном искусство в те годы не было.
Во всех отношениях "Гусар.." - очень сильная и красиво снятая вещь. Но вся его атмосфера, все оттенки чувств, все намеки, сам ритм действия были заточены именно под рубеж 70-80-х, время создания. Если бы фильм получил полноценную аудиторию вовремя, он, несомненно, прочно вошел бы в поздне-советский культурный код наряду со "Служебным романом" и "Иронией судьбы". Его бы знали все, растащили на цитаты, сцены узнавали с полунамека, песни транслировали по радио. Все заложенные смыслы были бы прожиты, внутренне проработаны целым поколением, а для поколения последующего стали бы ключом к пониманию родителей.
Но в середине 90-х , а тем более позже, "Гусар..." уже выглядел откровенно старомодно. Он не находил отклика у людей, только что переживших турбулентность Перестройки и лихолетья. "Нам бы ваши проблемы..." - примерно так воспринималась заложенная проблематика. А сознание, обожженное потоками крови и бесстыдства, оглушенное грохотом русского рока и визгом первой попсы отказывалось отдыхать на пастельной картинке, тихой музыке и мягком юморе.
Потом вроде все поутихло, подуспокоилось, и на волне легкой ностальгии по СССР фильм стал восприниматься как милое ретро. Но не более.
Попытки вытащить из материала некую вневременную назидательность о свободе, выборе, чести, роли государства и прочем сейчас возможны, но как-то неубедительны.
Да, есть там и критика зарвавшихся представителей власти, и легкая крамольность. Атмосфера всеобщей слежки. Отчетность как самоцель, существующая совершенно вне реальности. Откровенная "дышловость" закона, который всегда может быть вывернут против кого угодно. "Вы хотите сказать, что Ваш батюшка умышленно стрелял в защитника Отечества?!". И спасет тебя скорее не собственная законопослушность, а чья-то жадность, безалаберность или попустительство. А уж если кто-то не забыл про честь - на такого смотришь с обожанием... и понимаешь, что не жилец.
Но все это... словно в лайт-варианте. Не хватает напора, динамики, определенности. Все немного затянуто, завуалировано, от эпизода до эпизода можно чайку попить. Это еще если без рекламных врезок смотреть... Нынешний зритель приучен к большей внятности выражений и оценить абсурдность сцены расстрела без суда и следствия, в мирное время, на фоне пасторального пейзажа со стожками сена не в состоянии.
Но все-таки, помимо прекрасных песен, милых шуток и временами забавных поворотов сюжета у "Гусара..." есть одно большое достоинство, редкое для современного кино.
Как вы думаете, какое? Напишите в комментариях, а свое мнение я выскажу в следующей статье.
П.С.: В комментариях многие указывают, что фильм с самого начала имел широкий показ, а я заблуждаюсь насчет его прокатной судьбы. Затрудняюсь аргументировать. Мои собственные воспоминания вполне совпадают с разными официальными данными (в т.ч. Википедией) и мемуарами Э.А.Рязанова. Но не исключаю, что и там некоторая подтасовка. Так что если лично Вы знакомы с этим фильмом с детства и он был широко популярен в Вашем близком кругу - могу только порадоваться за Вас!
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.