Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Священник, который вместе с большевиками разорял церкви

В Истории существовало множество персонажей, которые предавали, когда их жизни угрожала опасность. Но лишь немногие предавали своих соратников или свое дело сознательно, осознанно, во имя новой идеи.

Принято считать, что до революции Михаил Галкин уверенно шел по стезе отца, известного питерского священника, протоиерея Владимира Галкина.

Однако изучение архивных документов того времени наводит на мысль, что Галкин уже тогда проявлял некое лукавство в достижении своих целей. Например, в апреле 1903 года гимназиста Галкина приписали на военный учет и он подлежал призыву на действительную службу в Русской императорской армии. Юноша, после окончания гимназии, поступил в Санкт-Петербургский университет, что давало отсрочку от армии.

Однако начало русско-японской войны лишало его этой отсрочки. 7 февраля 1905 года студент Галкин обращается в Правление Уфимской духовной семинарии с просьбой о допущении его "до испытаний на звание студента духовной семинарии". А 21 апреля 1905 года студент Галкин подает ректору заявление с просьбой разрешить ему вступить в брак.

Источник изображения: cpshperm.pravorg.ru
Источник изображения: cpshperm.pravorg.ru

Женитьба предоставляла Галкину право на новую отсрочку службы в армии по семейному положению. А получение духовного сана священника и вовсе освобождало его от службы в армии. В июне 1905 года Михаил обвенчался с дочерью статского советника Марией Блудоровой, в том же году сдал экзамены за полный курс обучения в Уфимской духовной семинарии и получил соответствующее свидетельство.

В марте 1906 года Галкину предоставляют место священника Покровской церкви (Санкт-Петербург). Он поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, и вместе с отцом (священником) активно участвует в общественной церковной жизни, издавая антиалкогольную газету для верующих "Трезвые всходы", "трезвое братство", а также печатный "Листок Колтовского прихода".

Кроме того, св. Галкин занимается и писательской деятельностью и создал великолепный труд о подвижниках благочестия ХIХ века, чем заявил о себе в богословской среде церковного мира.

Церковная карьера складывалась успешно, а начало Первой мировой войны предоставила священнику Михаилу шанс упрочить ее.

В сентябре 1914 года Галкин ходатайствует о "назначении его в действующую армию" (но не о принятии на службу по военно-духовному ведомству), с сохранением "на все время военных действий, занимаемого им приходского места" и дохода, получаемого им в Колтовской церкви.

Источник изображения: amp.topwar.ru
Источник изображения: amp.topwar.ru

Резолюция митрополита Владимира получена. Галкин откомандирован для исполнения пасторских обязанностей в в 206-й пехотный Сальянский полк. Ему предоставляют должность полкового священника, со всеми причитающимися по военному ведомству выплатами. Таким образом отец Михаил сумел получить двойные доходы для поправки своего благосостояния и кормления своей семьи.

Священник Галкин пребывает на передовой Юго-Западного фронта ("За отлично-усердное исполнение пастырских обязанностей на поле брани под неприятельским огнем" по представлению командира полка от 5 мая 1915 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами).

Военную службу этой он, однако, самовольно покинул через 7 месяцев, сказавшись больным. И 22 сентября 1915 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенской Колтовской церкви.

Был скандал. Управление протопресвитера военного и морского духовенства, за оставление службы, решило в кратчайший срок взыскать с Галкина все виды денежного довольствия, выданные ему при назначении на должность полкового священника. Галкин обещал вернуть деньги, но с рассрочкой. Впрочем, деньги эти он так и не вернул.

Вернувшись с войны Галкин, с помощью проповедей и своих статей пытался достучаться до массы атеистов, коих было множество в рабочих кварталах, что погрязли в нищете и беспробудном пьянстве. Но питерский пролетариат оказался равнодушен к воззваниям иерея. В рабочих зрел бунтарский дух.

Рабочие не шли в храм, тогда священник (по его словам) сам пошел проповедовать в народ.

Из воспоминаний М.В. Галкина:

Вращаясь в кругу рабочих… знакомлюсь с классовой борьбой и впервые с Марксом… Передо мной открываются новые горизонты… Поповская среда, ее порочность, полная безность… менее всего была способна поддержать мою падающую веру.
В своих религиозных убеждениях, будучи уже врагом официального, казенного православия… я… одно время… думаю о полной возможности примирить “чистую религию” и социал-демократическую программу...

Все изменила буржуазная революция 1917 года. Многие устои прошлого были отринуты, общество всецело ударилось в демократию. Не остался в стороне и священник Галкин, который считал себя человеком прогрессивным и склонным к обновлению.

Отец Михаил стал церковным демократом, со страниц газеты меньшевиков "Новая жизнь" рассуждает о классовой борьбе и месте в ней Бога и Церкви. Вскоре Галкин издает собственную газету - "Свободная церковь", в которой развивает свои мысли о причинах атеизма и неприятии Церкви в обществе.

С победой большевиков, отец Михаил сам пришел в Смольный и предложил свои услуги. После беседы с Лениным, священник стал писать статьи в газету большевиков "Правда" о поддержке нового строя.

Ему поручают написать текст декрета РСФСР "Об отделении церкви от государства". Будучи в сане священника, отец Михаил готовит такой проект, который после правок Ленина и Бонч-Бруевича принят к утверждению.

При этом в сопроводительной записке к тексту Декрета отец Михаил пишет:

"Статью можно напечатать или под инициалами „М. Г.“ или за моей полной подписью ― священник „Мих. Галкин“, но в этом последнем случае только тогда, если призовете меня к работе в Ваших рядах, так как Вам должно быть понятно, что оставаться после напечатания этой статьи среди фанатичной, почти языческой массы, мне не представляется более ни одного дня..."

Фанатической и языческой массой священник называл прихожан Православной церкви и свящество, которые стояли на прежних устоях.

Проект Декрета под подписью священника вызвал ошеломительный эффект в церковном обществе. Оно оказалось расколотым: подавляющее большинство священнослужителей выступало за незыблемость старых отношений Церкви и государства, однако нашлись и такие священники, которые поддержали Галкина.

Тем временем, 11 декабря 1917 года священник Галкин вошел в государственную комиссию Совета народных комиссаров РСФСР по отделению Церкви от государства и отделению Церкви от школы.

Галкин пишет теперь атеистические статьи под псевдонимом Горев. Зимой 1918 года Галкин-Горев обвиняет Патриарха в попытке разжечь Гражданскую войну и том, что Московская патриархия стала сосредоточием антисоветских сил, с которыми нужно немедленно покончить.

В марте 1918 года Галкин вслед за советским правительством перебирается в Москву. В июле 1918 года отец Михаил официально отрекается от священнического сана. А в январе 1919 года, в торжественной обстановке, получает партийный билет РКП(б).

Галкин-Горев вместе с большевиками вскрывает усыпальницы с мощами святых, в сентябре 1919 года призывает изъять мощи из храмов и передать в особый музей. С марта 1922 года Галкин-Горев тесно работает с Троцким. Комиссия эта занимается учетом, изъятием и сосредоточием церковных ценностей, стоимость которых оценивалась в сотни миллионов золотых николаевских рублей.

Источник изображения: https://ru-shkola.ru/
Источник изображения: https://ru-shkola.ru/

Весной 1922 года гражданин Галкин-Горев принят в ряды органов ГПУ. В качестве эксперта органов государственной безопасности по церковным и религиозным делам, он совмещает службу с работой у Троцкого. Вместе с сотрудниками Троцкого он проводит конфискационную кампанию, изымая ценности из храмов, а с помощью ГПУ сокрушает старые связи. Именно директивам Галкина-Горева следует новое руководство "обновленческой" Русской Православной церкви, лояльное к советскому государству.

В июле 1922 г. М. Галкин входит в состав Комиссии Политбюро ЦК РКП(б) по делу "митрополита Вениамина". Эта комиссия занималась тем, что определяла, кто из мирян и духовенства подлежит расстрелу за сопротивление изъятию церковных ценностей.

Источник изображения: urzhum-uezd.ortox.ru
Источник изображения: urzhum-uezd.ortox.ru

Помимо этого, Галкин-Горев принимает активное участие в создании системы "Безбожника" и является заместителем Председателя "Союза Воинствующих безбожников".

В первой половине 1920-х гг. Галкин включен в число партийных работников, поставленных на номенклатурный учет ЦК РКП(б). Со всеми причитающими благами при распределении спецпайков и льгот. С того же времени он начинает фальсифицировать свою биографию, подтирая в ней места, порочащие его перед Советской властью.

М.В. Галкин-Горев. Источник изображения: bazhov.libnsk.su
М.В. Галкин-Горев. Источник изображения: bazhov.libnsk.su

В 1925 году в руководстве безбожного движения разгорелся конфликт, в котором разные фракции стремились получить власть. Сторонники Галкина проиграли, в апреле 1926 года его выгоняют со всех постов в "Безбожнике" и Союзе Воинствующих безбожников", не помогли и письма Сталину, Куйбышеву, Троцкому, Зиновьеву.

А осенью 1927 года бывший патрон Галкина-Горева Лев Троцкий терпит унизительное поражение от сторонников Сталина. Троцкистские выступления в ноябре 1927 года подавлены, многие оппозиционеры изгнаны из органов власти, осуждены на символические сроки, высланы из крупных городов. А что же Галкин-Горев?

К тому времени он заведовал отделом партийной жизни в "Рабочей газете", а затем уволился и уехал на Украину. Летом 1933 года Горев-Галкин устраивается на преподавательскую должность в Харьковском университете. В 1935 году он уже профессор и Председатель совета профессоров в харьковском институте механизации и электрофикации сельского хозяйства.

Удивительным образом Галкина-Горева не затронули партийные чистки и политические репрессии. В 1935 году, перед началом массового очищения партии от всех, кто имел отношение к священству, Галкин-Горев теряет партийный билет, автоматически выбывает из партии и восстанавливается в ней, лишь когда опасность миновала.

Мимо Галкина-Горева прошел и вал Большого ежовского тeppopa. В январе 1937 года он покидает все почетные посты в вузах, устраивается обычным учителем истории в харьковской школе №95 и пережидает на этой должности все политические бури.

Репрессии его не затронули, потому что в Москве считалось, что Галкин бесследно исчез (в научных статьях московских журналов писали, что его жизнь якобы скоропостижно оборвалась в 45 лет), а в украинские организации он предоставлял автобиографии, лишенные всякого упоминания церковной деятельности и совместной работы с Троцким.

Галкин-Горев успешно переживет все политические и прочие неурядицы. Всю Великую Отечественную войну он проведет в новосибирском тылу. Занимал должности в организациях безбожников и заведующего кафедрой марксизма-ленинизма в местном институте, был заместителем секретаря парткома.

Галкин вернется в Харьков после войны и совершенно благодушно отойдет в мир иной в 1948 году, в собственной постели.