Найти в Дзене
Человек-метро

Показываю, как железная дорога поможет Санкт-Петербургу. Не метро единым

Оглавление

Не одно десятилетие, особенно в нашей стране, принято считать, что метрополитен является единственным способом решения транспортных проблем в крупных городах и агломерациях.

Действительно, если посмотреть опыт многих стран в разных уголках земного шара, можно проследить как по мере роста населенных пунктов развивался транспорт - гужевые извозчики в XIX веке уже не могли в полной мере обеспечить спрос и их стали дополнять омнибусы и конки - соответственно, предвестники автобусов и трамваев - вместительные многоместные повозки под конной тягой. Но и им довелось работать недолго.

Научно-технический прогресс привёл к тому, что к началу XX века в мире уже насчитывалось несколько десятков городов, которые могли похвастаться успешно функционировавшими системами электрического трамвая, а некоторые, такие, как Лондон, Нью-Йорк и Будапешт, даже метрополитеном - новомодным скоростным внеуличным транспортом.

Несмотря на появление позднее автобусов с двигателями внутреннего сгорания и троллейбусов, подземка, а где-то надземка, плотно заняла лидирующие позиции - крупнейшие города мира уже более 150 лет развивают этот достаточно дорогой, технически сложный, но при этом удобный вид транспорта - метро.

При всём этом наборе преимуществ и недостатков администрации городов, представители ответственных структур и сами горожане зачастую не видят альтернативы метрополитену, забывая про еще одну серьезную транспортную инфраструктуру, которая во многих городах имеется и представлена широкой сетью путей сообщения - железную дорогу!

Если уж быть до конца честными, ведь и метро - это самая настоящая железная дорога. Первая подземка в мире - Лондонская - по сути и строилась как развитие городских железных дорог - её уводили под землю в особых случаях, когда невозможно было обойти плотную застройку или не было желания решать земельные вопросы.

Да и название-то "метро" откуда, друзья? Metropolitan Railway - именно так называлась строительная компания, которая возводила легендарный Лондонский метрополитен. Дословно, столичные железные дороги!

Гравюра, отражающая работу Лондонской подземки в первые годы
Гравюра, отражающая работу Лондонской подземки в первые годы
Именование "Метро" подземных магистралям, кстати, дали не лондонцы, а парижане. В Французской столице подземку строила компания с названием Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris, что на русский язык можно перевести, как парижская компания столичных железных дорог.

Но сегодня мы будем говорить не о метро, а именно о железных дорогах в городах и том огромном потенциале, который они по-прежнему хранят.

Внутригородские железные дороги у нас и в мире

Идея использовать железнодорожные пути в черте городов не новая идея - одними из основоположниками в этом направлении были немцы. В 1930 году они открыли первую систему так называемого Эс-бана (от нем. S-bahn) в Берлине. Сейчас в столице Германии эти линии городской электрички, уходящей далеко в ближайшие пригороды, насчитывают более 300 километров путей и 116 станций. Имеется множество пересадок на метро и другие виды городского транспорта.

Всего же в Германии было возведено 17 систем подобной городской электрички.

Городские электропоезда нашли широкое распространение и в других городах Европы и Северной Америки. Среди наиболее известных крупных систем - это RER в Париже (я всегда наивно полагал, что это читается как "рер", но, как оказалось, парижане это не поймут. Правильно "Эр-о-эр" ) или BART в Сан-Франциско.

И если может показаться, что Россия как-то совсем не при делах, то это большое заблуждение! Во втором городе (на тот момент) Российской Империи еще в 1908 году поехали поезда по Московской кольцевой железной дороге и движение продолжалось в течение 25 лет! Отрадно, что спустя 82 года в Москве вновь по прежней трассе, но с совершенно новым уровнем комфорта поехали городские электрички. А с 2019 года столичные власти совместно с РЖД развивают новый проект Московских Центральных Диаметров - МЦД.

Если вам не доводилось пользоваться подобными железными дорогами, то вполне может возникнуть вопрос - и в чём же их отличие магистралей с обычными электричками?

Тут есть несколько моментов, которые выгодно отличают системы городских железных дорог как от обычных, пригородных железнодорожных направлений, так и от метрополитена.

  • Интервалы движения. 10-20 минут и даже меньше. В Москве на МЦК - до 4 минут!
  • Общая городская система оплаты проезда. Во многих случаях пользование городскими железными дорогами выгоднее для пассажира по причине действия единых городских тарифов.
  • Провозная способность. Ввиду больших по сравнению с метро габаритов вагонов поездов вкупе с короткими интервалами обеспечивается провозная способность сопоставимая или даже превышающая возможности классического метрополитена.
  • Высокая скорость. Железнодорожный подвижной состав, как правило, обладает более высокими динамическими характеристиками. Соответственно, быстрее разгоняется и тормозит. Также высокой скорости сообщения способствует более протяженные перегоны - не тратится время на частые остановки.
  • *Более низкие затраты. Как при строительстве, так и при эксплуатации. Справедливо будет отметить, что это преимущество не ко всем системам относится: CrossRail в Лондоне, например, это очень дорогая стройка, но там, извините меня, сеть тоннелей глубокого заложения с подземными станциями.

В общем, на лицо практически очевидные плюсы. Бери, да строй! Особенно в мегаполисах, где железных дорог в городской и даже не очень черте предостаточно. Под это описание в полной мере подходит и второй город России - Санкт-Петербург!

Петербуржцам - удобный транспорт!

И чтобы это вам доказать я покажу вам план Санкт-Петербурга, на котором будет схематично отражена основная железнодорожная инфраструктура.

Выше показаны все основные пути и даже некоторые подъездные, ведущие к предприятиям, но еще нагляднее будет, если я покажу, по каким из них ходят пассажирские электропоезда:

Фиолетовый цвет - линии пригородных поездов, черные - для грузового движения. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/
Фиолетовый цвет - линии пригородных поездов, черные - для грузового движения. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/

Пригородные направления привозят пассажиров как из ближайших пригородов, так и из вполне отдаленных населенных пунктов Ленинградской области. При этом все электрички идут, условно, напрямую к центру города, пересекая его только в радиальном направлении.

Конечно, "городские" пассажиры у электричек тоже есть - например, на участках:

  • Девяткино - Ручьи - Финляндский вокзал;
  • Ораниенбаум - Старый Петергоф - Стрельна - Сосновая поляна - Лигово - Балтийский вокзал;
  • Красное Село - Горелово - Балтийский вокзал;
  • Павловск - Пушкин - Шушары - Купчино - Витебский вокзал;
  • Колпино - Обухово - Московский вокзал;
  • Сестрорецк - Старая Деревня - Финляндский вокзал;
  • Зеленогорск - Удельная - Финляндский вокзал.
Электропоезд ЭТ2ЭМ - 002 подан под посадку на Финляндском вокзале. Автор: 	slesarppr Источник: http://www.train-photo.ru/
Электропоезд ЭТ2ЭМ - 002 подан под посадку на Финляндском вокзале. Автор: slesarppr Источник: http://www.train-photo.ru/

Петербуржцы действительно из одного района переезжают в другой. Тем не менее доля таких пассажиров могла бы быть еще существенно больше, если бы электропоезда проезжали Санкт-Петербург "насквозь" и давали бы больше точек сопряжения с другими видами городского транспорта.

Именно над решением этой задачей уже несколько лет занимаются Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно с ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). С учетом необходимости обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов и роста пассажиропотока была разработана Концепция развития железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском железнодорожном узле, работы по реализации которой не останавливаются.

Зачем это нужно петербуржцам?

Решение транспортных проблем Санкт-Петербурга и его агломерации невозможно без развития железнодорожного транспорта. В связи с этим в концепции предусмотрена в определенной степени революционная для города трансформация, которая даст несколько преимуществ:

  • Железнодорожный транспорт, ранее осуществлявший преимущественно пригородные перевозки пассажиров, сможет теперь эффективно решать и внутригородские транспортные задачи.
  • Важным преимуществом мероприятий, предусмотренных концепцией, является максимальная реконструкция существующей инфраструктуры, за счёт чего будет в том числе обеспечено сохранение исторического облика Санкт-Петербурга.
  • Оказание положительного влияние на экологическую обстановку. Поезда электрические, а в числе пассажиров однозначно окажутся те, кто пожелается пересесть с личного автомобиля.
  • Железнодорожный транспорт станет частью системы городского пассажирского транспорта, который обеспечит связь пригорода с центром города и позволит перераспределить пассажиропоток, снизив нагрузку на автомобильный транспорт и метро.

И раз уж я упомянул метро (канал-то как называется?), то в дополнение еще отмечу, что темпы его развития в Петербурге желают лучшего и поддержка со "второго фронта" - железнодорожного просто необходима. Метро не резиновое, его нужно разгружать и дополнять.

Нормальная картина для большинства линий Петербургского метрополитена в часы-пик. Источник: rbc.ru
Нормальная картина для большинства линий Петербургского метрополитена в часы-пик. Источник: rbc.ru

Как планируется это сделать?

Уберём-ка товарняки в лес!

Несмотря на кажущуюся простоту - делов-то, запускай электрички, там, где они раньше не ходили - задача, к сожалению, не настолько тривиальная.

Неиспользуемые в пассажирском движении пути действительно есть, но по ним ходят грузовые поезда, причем порой в таком количестве, что о ритмичном и частом движении поездов пассажирских можно смело забыть - не пропустить будет.

Станция Цветочная Октябрьской железной дороги - сейчас здесь ходят только грузовые поезда. Это участок так называемой портовой ветви, проходящей буквально в пяти километрах от центра Петербурга и пересекающая важные городские магистрали с общественным транспортом и метро.
Станция Цветочная Октябрьской железной дороги - сейчас здесь ходят только грузовые поезда. Это участок так называемой портовой ветви, проходящей буквально в пяти километрах от центра Петербурга и пересекающая важные городские магистрали с общественным транспортом и метро.

В связи с этим одним из первостепенных направлений развития города является вынос сквозного движения грузовых поездов с территории Санкт-Петербурга на периферию.

Для решения этой задачи уже есть проработки Юго-Западного и Северо-Восточного обходов - это около 150 километров новых путей по незастроенным (в большинстве своём) землям Ленинградской области, которые позволят перенаправлять грузовые потоки и освобождать тем самым пути в черте Санкт-Петербурга. А чем это хорошо? Так можно будет пустить городские электропоезда, да еще и с завидной частотой - с интервалами до 10 минут!

Окончательную трассу обходов еще предстоит определить профильным проектным организациям, но мы уже имеем возможность примерно представить, где могут пройти обходные пути:

Схематическое изображение Северо-Восточного и Юго-Западного железнодорожных обходов. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/
Схематическое изображение Северо-Восточного и Юго-Западного железнодорожных обходов. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/

По каким маршрутам могут пойти городские электрички?

И на этот вопрос тоже уже есть ответ. Согласно Концепции развития железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском железнодорожном узле предусматривается два маршрута, которые пройдут через весь город с использованием так называемого восточного полукольца - то есть по путям, которые идут, в том числе, в Красногвардейском и Калининском районах Санкт-Петербурга от Ладожского вокзала по направлению к станции Ручьи.

  • Первый маршрут поможет связать города Ломоносов и Сестрорецк с заходом в аэропорт Пулково. Для обслуживания терминалов активно развивающихся воздушных ворот Северной столицы предстоит построить подземную железнодорожную станцию и подходные тоннели.
  • Второй маршрут позволить без пересадки доехать из Гатчины до Токсово. В пути следования поезда, также, как и в первом маршруте, будут проезжать насквозь город и делать остановки в Лигово, Броневой, у станций метро "Электросила" и "Волковская", на Ладожском вокзале.

Станций планируется более 30, все их называть нет смысла (проще посмотреть на схему ниже) и, вероятно, их список еще пополнится по мере доработки проекта. Важно одно - новые маршруты городской электрички позволять качественно укрепить существующий транспортный каркас Санкт-Петербурга.

Схема линий городских электропоездов наглядно на плане города и области. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/
Схема линий городских электропоездов наглядно на плане города и области. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/

Еще более интересно будет взглянуть на увязку городских электропоездов с существующими видами транспорта и в первую очередь с метро:

Фирменная схема с железнодорожным дополнением
Фирменная схема с железнодорожным дополнением

На остановочных пунктах и станциях двух диаметров городских электричек запланировано создание единых ТПУ - транспортно-пересадочных узлов, которые позволят обеспечить удобные пересадки с одного вида транспорта на другой.

Такая схема показала высокую эффективность при реализации проектов МЦК и МЦД в Москве.

И это всё?

Нет, конечно. Двумя линиями, или по-московски сказать, диаметрами развитие железнодорожного узла Санкт-Петербурга не заканчивается, к счастью.

Большой потенциал, как оказалось, хранят малодеятельные грузовые станции и даже подъездные пути к предприятиям.

Из Сертолово с любовью!

И вот как раз есть замечательный пример, где железнодорожники могут кардинально улучшить транспортную обстановку в одном из ближайших пригородов Санкт-Петербурга - городе Сертолово.

Это невероятно уютный городок среди хвойных деревьев, жители которого ежедневно тратят по 30-50 минут на дорогу к ближайшей станции метро - а ведь надо еще и дальше ехать на работу! Численность населения Сертолово - почти 60 тысяч человек (будет еще больше - строятся новые дома).

Сертолово - город изначально военный. Здесь еще со временем Великой Отечественной войны размещались артиллерийские части, армейские склады, госпитали. И спустя десятилетия наследие военных даёт о себе знать - в Сертолово по-прежнему функционируют объекты Министерства обороны, к которым подведены железнодорожные пути от станции Левашово Октябрьской железной дороги. Действует и большой комбинат железобетонных изделий, который тоже является клиентом ОАО "РЖД".

В общем, железная дорога тут есть и этим грех не воспользоваться!

Имеющуюся железнодорожную инфраструктуру планируется переформатировать под возможность пропуска пассажирских поездов. Программа минимум - запустить дизельные рельсовые автобусы, программа максимум - электрофикация с запуском электричек (вложений требуется побольше - этот вариант для особо большого спроса).

Современные дизельные автобусы модели РА3 - один из вероятных образцов подвижного состава, который можно использовать на ветви к Сертолово. Снимок автора
Современные дизельные автобусы модели РА3 - один из вероятных образцов подвижного состава, который можно использовать на ветви к Сертолово. Снимок автора

В одном и в другом варианте жители Сертолово получат быстрый транспортный коридор, который позволит с прогнозируемым временем и достаточно быстро добираться до станций метро "Удельная" или "Площадь Ленина" (Финляндский вокзал).

Схема реконструируемого подъездного пути для пригородных поездов сообщением Сертолово - Финляндский вокзал. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/
Схема реконструируемого подъездного пути для пригородных поездов сообщением Сертолово - Финляндский вокзал. Картографическая основа: https://www.openstreetmap.org/

Можно обратить внимание, что помимо платформы на конечном пункте назначения в Сертолово запланировано создание нового остановочного пункта Песочная-2, который обеспечит качественным транспортным обслуживанием НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова и ближайшие населенные пункты .

В 2020 году началось проектирование транспортно-пересадочного узла в г. Сертолово. Помимо современного пассажирского комплекса запланировано устройство перехватывающих парковок и автовокзала.

Имеются предварительные эскизы и рендеры и вы можете уже оценить, как будет выглядеть новый остановочный пункт.

Будущее не за горами!

Всё показанное выше, конечно, требует очень больших финансовых вливаний. Всего на реализацию проектов пригородного и внутригородского движения, перенос грузовых потоков и прочие сопутствующие затраты предусматривается использовать денежные средства на уровне 600 млрд рублей.

Глядя на такие огромные цифры можно было бы засомневаться в возможности выстроить такую систему, однако напомню, что в России уже не одно десятилетие успешно реализуются транспортные проекты практически любой сложности и стоимости.

В Москве за четыре года создали беспрецедентный формат пассажирского внутригородского движения, запустив Московское центральное кольцо (МЦК) - сумма затрат на него составляет около 200 млрд рублей. Также в столице сейчас реализуется не менее грандиозный проект создания Московских центральных диаметров (МЦД) - два направления (собственно, диаметра) уже работают, еще три в процессе проектирования и строительства. Затраты на их создание оцениваются на уровне 600 млрд рублей.

Электропоезд Иволга в работе на Московских центральных диаметрах. Источник: https://icdn.lenta.ru/
Электропоезд Иволга в работе на Московских центральных диаметрах. Источник: https://icdn.lenta.ru/

Или если вернуться в Петербург и вспомнить про проект ЗСД - Западного скоростного диаметра, то окажется, что затраты на этот невероятно сложный автодорожный проект тоже были немалыми - было потрачено более 120 млрд рублей.

Тем временем темпы развития Санкт-Петербурга не удержишь. В 2025 году объем перевозок в пригородно-городском сообщении имеет все шансы вырасти с нынешних 78,5 млн пассажиров до 105,5 млн, а в 2030-м и вовсе до 142,4 млн. Фактически в два раза! Нынешние возможности поездов пригородных такого увеличения может не потянуть, поэтому уже сейчас нужно думать о будущем.

Кстати, часть работ, включенных в Концепцию развития железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском железнодорожном узле, уже идут.

В сентябре 2021 года пошли первые поезда по новому железнодорожному путепроводу над Пулковским шоссе в черте Санкт-Петербурга. Новое сооружение укрепит инфраструктуру Октябрьской железной дороги, а также станет украшением, своеобразными пропилеями при въезде в Северную столицу с юга.

Окончание благоустройства запланировано к маю 2022 года.

Такие планы и такие дела, друзья! Надеюсь, что оценить новое транспортные возможности мы сможем уже в ближайшие годы.

Спасибо за ваше внимание! Подписка приветствуется и мотивирует развивать канал.

#железная дорога #ржд #санкт-петербург #транспорт #метро #поезда #сделано у нас #развитие #история