В замечательной комедии “Самая обаятельная и привлекательная” (1985) много примет эпохи - материальных, вроде журнала Burda у местной фифы Люси Виноградовой и - нематериальных, например, музыка Джанни Моранди, на концерт которого спешили герои. Кстати, по этому концерту и - узнаваемому номеру “Бурды” в руках Люси, можно точно определить год, когда происходили события - 1983-й. Правда, Моранди приезжал в марте, а журнальный номер - октябрьский. Подробнее об этом - здесь.
В этом фильме упоминается Пьер Карден, точнее - костюм его фирмы. Фарцовщик говорит о лейбле с эстетским пафосом и добавляет, что в Союзе таких штук - две-три единицы, “...да и то у жён дипломатов неприсоединившихся стран”. Однако же Надя в этих вещах, которые ей, к тому же, велики, смотрится ужасно и потому берёт джинсы-шубку-сапожки. Подружка Сусанночка против - мол, кого можно удивить штанами? Однако Надя понимает - ей пока рано. Карден - это не повседневность, а футуризм.
Мсье Пьер всегда говорил, что его интересует будущее и он делает моду на послезавтра. А Клюевой надо сейчас. И по возможности, как у всех. И это - нормально. Экстравагантность идёт не всем. И тут возникает тема: а почему именно Pierre Cardin? Да, авторы иронизируют над эффектным прет-а-порте из Парижа, но если имя попало в советский фильм - это маркер. Всё не случайно! И - потрясающе. Среди великих модельеров XX столетия многие любили Россию - Поль Пуаре, Коко Шанель, Ив Сен-Лоран и, конечно же, Пьер Карден.
К слову, Сен-Лоран и Карден ещё и к Советскому Союзу относились с теплотой, приезжали в Москву с деловыми визитами, одевали “красную” элиту. Например, оба кутюрье водили дружбу с Майей Плисецкой, шили ей умопомрачительные платья и создавали костюмы для её балетных образов. Если Сен-Лоран симпатизировал “левым” силам, то Карден был вне политики. Россия нравилась ему, как родина впечатляющего авангарда (в частности - супрематизма) и космическая супердержава.
Пьер когда-то прославился темой космоса в своих смелых разработках 1960-х и продолжал гнуть футуристическую линию. В СССР он гостил с 1963 года, сначала в составах различных делегаций, затем уже как знаменитый модельер и “большой друг Страны Советов”. С середины 1960-х плодотворно общался с Вячеславом Зайцевым, в творчестве которого прослеживалась общая тема с парижским коллегой - тот же бескомпромиссный красный и - острые, но изящные формы.
И вот главное - ещё с 1970-х предприимчивый Карден вынашивал планы по продаже лицензий Pierre Cardin в СССР. Как раз в эру Юрия Андропова (тот самый 1983 год!) Карден пытался наладить производство некоторых линий своей одежды в СССР, о чем вёл переговоры с представителями Министерства легкой промышленности. Он понимал: огромная страна - великолепный рынок сбыта. Ему представлялась головокружительная возможность стать монополистом. Однако это ему частично удалось только в 1986 году (подробнее об этом здесь).
Итак, в 1983-м о Кардене восторженно писалось в советской прессе, он был родной, и при этом - всемирно-известный, богатый, шикарный. В СССР трепетно относились к боссам из буржуазного мира, которые, тем не менее, любят Москву и с интересом говорят о социализме. Так, в моду официально вошла дамская аэробика - ибо её изобретательница Джейн Фонда боролась за мир и уважала советский путь развития. По такому же случаю Карден и попал в тот эпизод. Был на слуху. Веяние времени.
Zina Korzina (c)