День народного единства — один из самых молодых государственных праздников в России. В этот день вспоминают окончание Смутного времени в России в XVII веке, наступившего после освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.
В 2004 году российская Государственная дума ввела новый праздник и автоматически перенесла выходной день с 7 на 4 ноября. Таким образом планировалось окончательно снять ассоциации с годовщиной социалистической революции, которая ежегодно отмечалась в СССР.
Выбор названия объясняет пояснительная записка к проекту закона, в которой говорится: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе»
Идею праздника поддержал тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
При этом еще в 1649 году царь Алексей Михайлович утвердил этот день (22 октября по старому стилю) государственным праздником — днем Казанской иконы Божией Матери. По преданию, святыню прислали из Казани князю Дмитрию Пожарскому, так она стала покровительницей народного ополчения, и именно с ней войско вошло в Москву. Сегодня на Красной площади находится собор Казанской иконы Божией Матери, который освятили в 1637 году в память о героях-освободителях Москвы.
Традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов закончилась с приходом советской власти и началом гражданской войны. Современный праздник позиционируют как возвращение к ней.
Традиции празднования
В современной России на День народного единства устраивают массовые гуляния, концерты, шоу и спортивные активности. Политические партии и общественные движения проводят митинги и шествия, благотворительные занимаются сборами. Центральные события проходят в Нижнем Новгороде и Москве.
Праздник воспринимается, скорее, как развлекательный и (за пределами Нижнего Новгорода) не самый значимый. Так, московский метрополитен поздравляет пассажиров с Днем народного единства, вручая им блокноты и ручки с собственной символикой: 12 тысяч сувениров на 12 кольцевых станциях метро. Подземка делает это традиционно, поздравляя с Новым годом, Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем Труда, Днем Победы, Днем России, Днем города Москвы и Днем пожилых людей – на все эти случаи припасены символические презенты.
За недолгое время празднования успели сложиться определённые традиции. Президент России 4 ноября возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому, а затем проводит торжественный приём, на котором поздравляет россиян с праздником и вручает государственные награды за сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.
Так, медаль Пушкина за сближение культур наций получил музыкант из Чехии Яромир Ногавица, который часто поет по-русски и исполняет песни на стихи русских поэтов. Такую же медаль вручили Милошу Биковичу, сербскому актеру, который снимается в российских фильмах и сериалах. А Сара Свидлер из Калифорнии удостоена ордена Дружбы. Она возглавляет общество по сохранению крепости Форт-Росс, которая в 19 веке служила торговым пунктом для российско-американской кампании и стала символом общей истории двух великих держав. Получили награды и Жорж Саадаллах Шаабан — советник по России из Ливана, и мэр города Малага (Испания) Франсиско Прадос.
В разные годы к праздничной дате приурочивали разные события. Например, в 2008 году проходила акция «Одеяло мира». 10 тысяч человек укрыли Васильевский спуск огромным лоскутным одеялом, сотканным из тысяч маленьких, которые расшиты национальными узорами из 17 регионов. «Одеяло мира», соответственно, должно было обозначать единство и равенство россиян всех национальностей.
В 2007 году вышел фильм Владимира Хотиненко «1612», а в 2010 была освящена икона Николы Можайского на Никольской башне Кремля. В 2016 году в День народного единства в Москве президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыли на Боровицкой площади в Москве памятник князю Владимиру, крестившему Русь.
Современные традиции праздника слегка омрачает тенденция свозить бюджетников на массовые мероприятия — так, в Лужники свозят работников учреждений, имеющих отношение к государству, со всей Москвы. Это, конечно, портит впечатление. 4 ноября — день, когда стоит посещать исторические музеи, интересоваться Смутным временем, перечитывать классику отечественной литературы. Он вполне может быть семейным и даже просветительским праздником, позволяющим почувствовать причастность к истории, культуре и победам родины, вместо этого люди на морозе несколько часов слушают песни невнятных поп-звезд, исполняемые под фонограмму и не имеющие никакого отношения к тематике праздника.
Восприятие праздника в обществе
В год появления праздник воспринимался в основном негативно, в лучшем случае нейтрально, его идея вызывала недоумение. Главная претензия заключалась в том, что праздник внедряется искусственно и не вызывает у населения собственно желание что-то праздновать. Еще в 1996 году тогдашний президент Ельцин подписал указ «О Дне согласия и примирения» — так стали называть дату 7 ноября, бывший День Октябрьской революции. Декларировалось, что он станет днем отказа от противостояния и единения различных слоев общества. Правда, сама дата, прочно связанная с Октябрьской революцией, сразу после которой началась кровопролитная гражданская война, не очень располагала к примирению и согласию, так что первую попытку вполне можно считать неудачной. В 2004 году, с появлением новой даты, праздник 7 ноября был окончательно отменен и перестал быть выходным днем.
В утверждении нового праздника просматривается и иной смысл. В 1990-х годах в России также было некоторое подобие смутного времени. В роли интервентов были иностранные консультанты, которые влияли на политиков, а в народе широко гулял термин «семибанкирщина» наподобие «семибоярщины». Новая власть таким образом заявляла, что со «смутой девяностых» покончено, и этот символизм исторических параллелей все же стоит считать удачным.
Однако к настоящему времени праздник так и не стал по-настоящему народным. В 2017 году ВЦИОМ провел исследование, согласно которому даже точное название праздника вспомнили только 12% опрошенных. 36% сообщили об «особых чувствах», которые испытывают в этот день, когда задумываются о прошлом и будущем России. При этом почти половина респондентов (48%) считает, что это «обычный выходной».
Нашли наконец применение и 7 ноября, бывшему Дню Октябрьской революции. В эту дату теперь отмечают День воинской славы России, который приурочен к военному параду на Красной площади в Москве в 1941 году.
Тех, кто не принимает праздник, среди населения по-прежнему много. В интернете довольно часто встречаются подобные суждения:
«Понятно, что надо было чем-то заменить алый цвет 7 ноября, и сделать это надо было срочно. Праздник придумали, бюджет освоили. Праздник, значит, посвящен освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году, также приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери. И комментировать не хочется. Понятно, что правильнее назвать «лишь бы не 7 ноября». А там хоть воцарение Романовых отмечай, все одно — пьянка-гулянка… И вот вам результат: праздник, который никому совершенно не интересен (кроме единороссов), но как выходной потянет. Нам теперь выходные не помешают. До пенсии на пять лет больше, отдыхать надо. Так что за Конституцию, единство, Россию — за все отдохнем».
Единения не наблюдается не только в народном сознании, но и в самом праздновании 4 ноября. Подобно все тому же одеялу, с самого появления праздника каждый стремится перетянуть его на себя.
Например, левые радикалы (например, Союз революционных социалистов) заявили о неприятии идеи примирения «бедных и богатых, угнетенных и угнетателей» и выступают в этот день против «единства с буржуями».
Правые силы с 2005 года проводит альтернативное шествие под названием «Русский марш». Таким образом, праздник приобрел контрастирующий с изначальной задумкой националистический окрас.
Русские марши формально проводятся по всей России и даже в странах бывшего СССР, но заметны они только в Москве. Первый такой марш прошел в 2005 году. Долгое время в его лидерах было «Движение против нелегальной иммиграции», а неизменными участниками – группировки футбольных хулиганов. Шествия проходили под лозунгами «Слава России!», «Конец оккупации — свободу русской нации!», «Мы — Русские! С нами Бог!», «Русские, вперёд!» и «Россия для русских!» В 2011 году состоялся самый многочисленный Русский марш, в котором участвовали от 10 до 25 тысяч человек (по разным оценкам).
Очень важное мнение высказал Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
– «Русский марш» 2011 — очень важное событие, вокруг националистического ядра собирается весь протестный электорат. Уже появились лидеры, уже появился устойчивый электорат, оформляется более-менее устойчивая идеология и можно предположить, что если у нас когда-нибудь произойдёт революция, то она произойдёт не без националистических лозунгов.
Возможно, в этом высказывании есть некая комплиментарность, но нужно признать со всей уверенностью: спайка либеральных и националистических активистов — единственный возможный рецепт успешного переворота сегодня, мы видим это на примере Грузии и Украины. В традиционных опробованных форматах в России этот вариант не проходит, но нет уверенности в том, что не будет придумана более яркая и действенная концепция, на которую правительство и люди, не поддерживающие данные силы, не успеют отреагировать.
Тем не менее, на данный момент «славные» времена марша в прошлом. После событий на Украине выяснилось, что большинство правых на самом деле на за Россию и русских, а за правую солидарность (т.е. установление нацистских режимов в разных странах), которая и есть их главный приоритет. Они ринулись помогать устанавливать нацистский режим на Украине, борясь там против русских, а сами «Русские марши» разделились по «украинскому» принципу и стали проходить параллельно — те, кто за украинских правых, и те, кто за Новороссию. Вначале эти мероприятия собирали от 2 до 3 тысяч человек, а теперь же и вовсе по 150-200.
Кстати говоря, предпринимали попытку, правда, куда менее удачную, присвоить праздник, и российские либералы. Григорий Явлинский и его сторонники решили называть 4 ноября «Днём гражданского общества». Учитывая смысл, который вкладывают в это понятие либералы, идея также противоречит изначальному замыслу праздника и уж точно не способствует никакому единству.
Актуальность памятной даты
Между тем, сами по себе исторические события, которые находятся в основе праздника, как никогда актуальны. При правильном позиционировании и без агрессивного навязывания логично, что именно такие события должны быть смыслообразующими для государства. В определенной степени обидно, что эта дата не имеет в нашей стране размаха, сопоставимого с Днем победы. Впрочем, это можно объяснить как раз «советским пробелом».
Исторически праздник связан с окончанием смуты — периода со смерти царя Ивана Грозного до 1613 года, когда на русский престол взошел первый царь из династии Романовых. Это было время глубокого кризиса государства, который удалось преодолеть.
Исторический экскурс. После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия на трон взошел Борис Годунов, однако для знати он не был легитимным. Этот факт в полной мере использовали самозванцы, которые раз за разом выдавали себя за погибшего царевича Дмитрия. Так начался кризис власти, приведший к тому, что в 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию, и большая часть страны оказалась под контролем поляков. Формально власть перешла к совету бояр, которые присягнули интервентам, а столицу России оккупировали польские войска. Только в 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде по призыву патриарха Гермогена, взяло штурмом Китай-город и изгнало захватчиков. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. Минину удалось собрать обралось огромное по тем временам войско — свыше 10 тысяч человек, причем вместе с русскими в ополчении участвовали марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера, а Пожарский стал воеводой. Их победа стала мощнейшим импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.
Кстати, именно в этот исторический период свой знаменитый подвиг совершил Иван Сусанин, крестьянин из Костромы. Поляки схватили его и требовали показать место, где скрывается юный Михаил Федорович Романов, наследник престола. Но Сусанин предпочел погибнуть, нежели спасти жизнь предательством.
Однако война и смута не завершились сразу после того, как поляков удалось прогнать из Москвы. Победители остались в разоренной Москве, а на них надвигались силы польского короля Сигизмунда. Полякам удалось занять Тушино и Ваганьково, оттуда они попытались пробиться в город, и только 27 ноября польское войско стало отступать. Спустя несколько месяцев в Москве прошел Земский собор, избравший нового царя.
Получается, выбор знаменательных дат для национального праздника был довольно большим. Например, 8 ноября – день капитуляции интервентов в Кремле, или 10 декабря (27 ноября по старому стилю) – начало массового отступления польских войск. Тем не менее именно первый царь отдал предпочтение 4 ноября, решив, что победа у стен Китай-города, предопределила будущие военные успехи. Некоторым историкам этот вопрос не дает покоя до сих пор.
«Минин и Пожарский освободили Москву от поляков 7 ноября. Четвертого же числа был освобожден только лишь Китай-город. Говорю вам это, как историк», — утверждает Андрей Рогатнев, депутат Воронежской областной Думы.
О Минине и Пожарском сохранилось несколько интересных фактов. Так, владелец мясной лавки в Нижнем Новгороде Минин должен был носить совсем другую фамилию. Новый царь наградил его дворянским чином думного боярина, а дворянину полагалось иметь фамилию, в отличие от простолюдина. Поскольку отца Кузьмы звали Мина Анкундинов (в данном случае Анкундинов – отчество), то по существовавшим тогда правилам Кузьме Миничу полагалось именоваться Анкундиновым. Однако во всех грамотах его записали Кузьмой Миничем Мининым. Что касается Пожарского, то он вовсе пытался «запутать» потомков — незадолго до смерти постригся в монахи и взял себе новое имя. Как ни странно, это было имя Кузьма (Косма).
В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади установили памятник Минину Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса. Он стал первым в России, посвященным не царю или полководцу, а представителям народа. В 2005 году ко Дню народного единства копия памятника была установлена в Нижнем Новгороде.
Что нас объединяет
Опрос ВЦИОМ в 2017 году засвидетельствовал, что ощущение народного единства замечает 54% граждан, чаще говорит об этом молодежь от 18 до 24 лет. К важным составляющим единства относят мирное проживание разных национальных и этнических групп (18%), сплоченность народа в трудный период (10%) и проч. 40% опрошенных не ощущает единения народа, отмечая зацикленность людей на собственных интересах (23%), низкий уровень жизни, социальное расслоение (19%). А ту же самую многонациональность общества 12% считают, наоборот, разъединяющим фактором.
В методичке для педагогов по освещению и празднованию Дня народного единства, подготовленной «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», есть любопытная фраза:
«События 400-летней давности, как и события последующих веков, также дают нам уверенность в том, что силы и возможности народа поистине безграничны, когда он един и действует вместе с властью на благо общенациональных интересов».
Кажется ли она бесспорной? Очевидно, что нет. Попробуем ответить на вопрос, что нас объединяет.
Согласно другому опросу ВЦИОМ, проведенному в 2018 году, главными символами России для россиян являются народ (9%), патриотизм (8%), государственные флаг (7%) и герб (6%), армия (5%), национальный гимн (4%), протяженность территории, миролюбивость, президента, природное богатство и даже медведей (по 3%).
Главной объединяющей книгой респонденты называют «Войну и мир» Толстого (11%), следом идут произведения Пушкина (4%), «Тихий Дон» Шолохова (3%), «Преступление и наказание» Достоевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова. При этом в качестве персонажа, который максимально характеризует жителя России, сограждане отмечают Обломова из романа И.А. Гончарова. Чуть меньше голосов у Маресьева из «Повести о настоящем человеке», Болконского («Война и мир»), сказочных Ивана-дурака и Ильи Муромца, Павла Корчагина из романа Островского «Как закалялась сталь» и героев произведений Пушкина.
Главный объединяющий фильм — с большим отрывом «Ирония судьбы, или с легким паром» (9%). Реже называют картины «Москва слезам не верит» (5%), «Бриллиантовая рука», «В бой идут одни старики», фильмы о войне, «Иван Васильевич меняет профессию», «Любовь и голуби», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (по 4%). Из современных в списке только «Движение вверх».
Каждый пятый (20%) участник опроса считает национальный гимн песней, объединяющей наших сограждан. На втором месте «День Победы» (8%), на третьем «Катюша» (7%), далее — «Священная война» и народные песни (по 3%), «Калинка», «Ой, мороз, мороз», «Офицеры» Олега Газманова, песни группы «Любэ», «Подмосковные вечера», советские и патриотические песни о Родине (по 2%).
Салат «Оливье» с большим отрывом (51%) побеждает в рейтинге «объединяющих» праздничных блюд. Четверть (28%) отдает предпочтение «Селедке под шубой», еще 25% пельменям, 17% борщу.
63% граждан России считают победу в Великой Отечественной войне важнейшим историческим событием, 12% отмечают в качестве такого присоединение Крыма, а 8% — революцию 1917 года. Празднование Нового года, полет Юрия Гагарина, Бородинская битва и развал СССР находятся примерно на одной позиции — их отмечает 5% россиян.
О современном значении праздника говорит в поздравительной речи президент России Владимир Путин: «После 1612 года наш народ еще не раз объединялся ради защиты Отечества. Но и сейчас, в мирное время, Россия нуждается в общем порыве — ради созидания и во имя будущих поколений. А в благодарность пращурам мы и отмечаем сегодня праздник. <…> приурочен к событиям, от которых нас отделяют более четырех веков, но не меркнет величие подвига, на который подняла тогда народ любовь к Отчеству и объединила людей разных национальностей и сословий. Они положили конец смутам, раздорам, предательству, изгнали из Москвы интервентов, восстановили прочную власть и не позволили захватчикам разрушить, ослабить свое государство и единство российской нации. Для России высокие идеалы патриотизма имеют особую ценность. На них основана непобедимая сила духа нашего народа, которая не раз удивляла и восхищала весь мир. Чувство патриотизма — важнейшая часть нашей национальной культуры, стержень нашей генетической памяти».
Во всем этом есть острейшая необходимость и сейчас. Однако существуют и непреодолимые преграды, которые делают объединение на данном этапе истории фактически невозможным. Либеральные СМИ дают народному единству собственную, вполне традиционную для них трактовку. Так, доктор политических наук Михаил Савва утверждает, что с народным единством в России большие проблемы. Как он это объясняет?
– В течение последних полутора десятилетий общество очень активно расслаивалось. Уверенно растет разница между зарплатами бедных и доходами богатых. Это происходит не только в России, но особенность России в том, что это различие растет за счет бюджета. Это когда депутат получает из бюджета 400 тысяч рублей, а средняя зарплата по регионам 30-40 тысяч, то есть десятикратное превышение у депутатов, то это никак не отнесешь к народному единству и согласию. Растет идейное расслоение, поскольку все большее количество людей перестают верить в будущее, которое рисует Путин.
– А есть ли объединяющая идея для современной России?
– Для подавляющего большинства объединяющей является идея осажденной крепости. Но эта идея абсолютно неконструктивная, она направлена не на развитие и не на созидание. Ее цель — сплотиться, чтобы защититься или напасть. То есть, по сути, это идея культивирования войны.
Но и в патриотическом стане доминирует убежденность, что достичь единства невозможно. Вот типичное рассуждение:
«Я этот праздник не отмечаю. Нельзя было заменять им годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. С кем мне предлагают объединяться? С врагами России? Нет уж, я с ними обниматься не намерена», — Галина Кудрявцева, член Общественной палаты Воронежа.
В претензии празднику ставят и то, что День народного единства фактически уже есть — это 9 мая с его Бессмертным полком, праздник, который реально работает на сплочение большинства людей, в отличие от столь давней даты, как конец польской интервенции.
Сегодняшние стороны стоят настолько на полярных позициях, что можно говорить о ситуации холодной гражданской войны. Присутствует ощущение, что гражданская война в России не закончилась в 1917 году, а происходит и сейчас, только не перешла в вооруженную фазу. Более того, она существовала и прежде. «Славянофилы» и «западники» — это вечное российское противостояние, ожесточенные «бои» между которыми во всех сферах жизни не прекращаются ни на минуту. На нынешнем витке оно близко к переходу в вооруженную фазу (что, с учетом местной специфики, уже произошло на Украине), и то, что этого не происходит — как ни парадоксально, заслуга действующей власти, которая сдерживает противоборствующие стороны.
P.S.
В русской музыке есть только одна песня, посвящая Минину и Пожарскому. Она записана группой Станислава Бартенева «Если» и так и называется — «Песня Минина и Пожарского»:
Русский Дух кипит, вороны кружат…
Лязг мечей гудит, бьет звонарь в набат.
Эй! Вставай с печи, богатырь Илья.
Кто положит жизнь за друзей? Ты, или я?
ПР: Люди русские, поднимайте рать!
За родную Русь надо постоять!
Люди русские, поднимайте рать!
За Святую Русь, за Царя, Отца и Мать!
Все не так, как в старь, враг теперь другой,
Не заметен он средь толпы крутой.
Сердце в кошельке, на ноже рука.
Он на русский люд смотрит только с высока.
Нам не страшен враг, в правде Святый Бог.
Не замедлить шаг! — Мы дадим зарок.
В прах развеем грусть! Сколько нам молчать?
Поднимайся Русь! Поднимай Святую Рать!
#день народного единства #4 ноября #праздники #русская идея #минин и пожарский #общество