Этот романс известен всем и любим, я полагаю, многими. Кто только его не пел!.. Я же хочу тем, кто не слышал, показать, а кто слышал, напомнить исполнение этого романса нашим современником, который широким кругам известен по несколько иному, прежде всего авторскому репертуару. Хотя... Я уже даже не знаю:)
С романсом «В лунном сиянии» в исполнении Петра Налича связана странная история: годами по Вконтакте «гуляла» неправильно подписанная запись, где на самом деле это произведение пел не Петр, а Олег Погудин. Это, видно, связано с какой-то особенностью именно соцсети Вконтакте и ее управлением музыкальными записями – в том же Фейсбуке такого не было, но там и нет подобной практики использования аудиозаписей, там в основном все постят ссылки на видео. Почему-то именно во Вконтакте был распространен еще один трек с пометкой «Петр Налич», не имеющий к нему никакого отношения: песенка «Дискобой» немецкого музыканта Шантеля, потомка беженцев из Буковины. Видно, в какой-то момент его колоритные по-настоящему балканские композиции у кого-то «замкнулись» с «балканскими корнями» автора «Гитар», к которому народное мнение уж очень старательно приклеивало ярлык «цыганщины-балканщины»... Скажете, как в такую фантазию можно вообще поверить? Хрипловатый голос, крикливые «дудки» а-ля Брегович и очень характерное этно-диско у Шантеля – и академический тенор Налича с его очень характерным мелодийным музыкальным потоком, как тут не усомниться, даже если написано на табличке "Слон"? Так ведь верили! При мне в КЗ «Известия», когда Петр Налич вышел раздавать автографы после концерта, одна юная девушка упрекала его, что он не спел «Дискобоя» (видно, любимую девушкой композицию), и явно не верила ответу Петра, что это не его песня. Ну действительно, что Петру, жалко, что ли, «Дискобоя» сыграть?:)
В общем, бывало, что вот во Вконтакте какой-нибудь пост о Наличе (даже о его концерте), под ним прикреплено пять треков, и лишь в двух действительно поет Налич. Псевдо-налическая «В лунном сиянии» пользовалась во Вконтакте огромной популярностью. Не смущал даже совершенно другой тембр голоса в записи, не характерная для Налича стилистика и подача... А может, народ просто чуял что-то – и... ждал?
Если ждал, точно зная, чего, то «виновата», скорее всего, запись телепередачи «Рожденные в СССР» 2009 года: ведущий уговорил Петра напеть хотя бы один куплет. И, в общем-то, хоть в концертном репертуаре у Налича этой песни тогда не было, видно, как хорошо он мог ее подать. Собственно, других исполнений этого романса Петром на концертах или в эфирах вплоть до 2015 года я не знаю – если ошибаюсь, пусть товарищи поправят.
Чего могли все так ждать?.. Ну вот я, например, помню «В лунном сиянии» из какого-то совсем прекрасного далека, как из детства – щемящую сердце историю выводил буквально ангельский женский голос, но кто пел, не знала... Уже много лет спустя, сравнительно недавно, предприняв специальные поиски, пришла к выводу, что я слышала старую запись Евгении Смольяниновой.
Кто мог бы спеть так, чтобы вызвать подобные эмоции? У Погудина получается история другая, и «колокольчик» его не звенит, как «дар Валдая», а скорее резонирует струной надорванной души... У других исполнителей (чаще исполнительниц) – то простовато, со слишком "народными" нотками, то слишком уж академично – и «колокольчик» слишком «земной»...
И вот в августе 2015 года случился концерт в Одессе, в небольшом клубе «Пляжник». Концерт в неожиданном, на тот момент небывалом формате – Петр Налич приехал один, вообще без музыкантов. Получился эдакий квартирник под открытым небом, прямо на пляже (название клуба говорящее!). Петр пел в основном романсы, народные песни, каверы, но вставил и несколько своих собственных – публика была просто в восторге! Вот там-то и прозвучал романс «В лунном сиянии» в своей первой концертной версии. Уже по крайней мере было что противопоставить записи с голосом Погудина обитателям Вконтакте. Исполнение с того концерта явно всколыхнуло... Но Петр, кажется, еще не был готов активно включать этот романс в свой репертуар...
Пора романсов пришла в январе текущего года, отдельный рассказ об этом здесь. И вот на втором концерте романсов в кафе «Пушкарев» «колокольчик» зазвенел снова. Очень вписался и в атмосферу того концерта, более лирическую, чем на первом концерте в «Пушкареве».
Ну и всё, теперь романс в основной программе. Например, в клубе «16 тонн» он звучит с гитарным соло Ивана Жука.
В общем, можно уже разбирать, исполнение с какого концерта больше нравится. Правда, студийной записи Петр пока не сделал – в архиве на peternalitch.com ее не вижу. Ну, если не считать совместного эксперимента с Александром Легчаковым в стиле рэп:) Партия Петра, по-моему, безукоризненна:)
Такая вот история. А как вам этот колокольчик?
Upd. Вот буквально на днях прошел замечательный концерт Петра Налича в Твери, и он там снова спел «В лунном сиянии». Но что гораздо интереснее, там состоялась премьера собственной песни Петра про некого Космического Монстра. Короче, теплая грустная песня любви, ну и как всегда – текст с такими словами и оборотами, что без словаря не разберешь:)
Я не знаю, как работает алгоритм дзена, но почему-то он считает, что кроме одного-единственного романса, в творчестве Налича обсудить нечего:) И даже случившееся буквально на днях выступление на Битлзфесте (где как-никак было у Петра целых три премьеры битловских песен) показывать не хочет. Жадничает, делиться такими ценностями не желает?:) Поэтому вот ссылка, кому не только один романс, можете глянуть.
Возможно, конечно, это для сильно погруженных в тему. Но, например, о том, что Петр Налич в 2010 году представлял Россию на Евровидении, вспоминали и здесь в комментариях под статьей. А я вот взяла и собрала все свои воспоминания об этом поистине грандиозном событии и сделала статью «Налич на Евровидении».